Автор: Ирина Ильичева, 23 Августа 2010 в 17:55, курсовая работа
Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.
Введение
1. Сущность и формы межбюджетных трансфертов
1.1. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
1.2. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации
1.3. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
1.4. Совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
2. Расчет и анализ межбюджетных трансфертов Нижегородской области
2.1. Формы межбюджетных трансфертов Нижегородской области и условия их предоставления
2.2. Анализ межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Нижегородской области бюджетам муниципальных образований
Заключение
Список использованной литературы
4)
повышение прозрачности
5)
оказание методологической и
консультационной помощи
В ходе проведения реформы межбюджетных отношений определена структура межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Были созданы пять основных фондов финансовой поддержки регионов, через которые осуществляется предоставление межбюджетных трансфертов:
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) – для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
Федеральный фонд компенсаций – для финансового обеспечения федеральных полномочий, делегированных для исполнения на региональный уровень бюджетной системы;
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов – для поддержки регионов в сфере предоставления социально значимых бюджетных услуг;
Федеральный фонд регионального развития – для предоставления финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (до 2005 г. – Фонд реформирования региональных финансов) – для стимулирования усилий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.
Формирование
и распределение указанных
Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из ФФПР. В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин (см. табл. 1).
Таблица 1.
Масштабы Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 1996-2009 гг.
годы | Объем, млрд руб. (до 1998 г. – трлн. руб.) | Доля в расходах федерального бюджета, % | Число регионов, получавших средства Фонда |
1996 | 11,9 | 6,1 | – |
1997 | 23,6 | 8,3 | 78 |
1998 | 39,3 | 9,0 | 75 |
1999 | 52,9 | 10,0 | 81 |
2000 | 39,2 | 7,8 | 76 |
2001 | 33,7 | 5,9 | 76 |
2002 | 57,4 | 6,7 | 71 |
2003 | 100,3 | 8,4 | 70 |
2004 | 147,5 | 7,6 | 71 |
2005 | 173,8 | 7,2 | 71 |
2006 | 175,8 | 6,4 | 71 |
2007 | 189,9 | 5,4 | 67 |
2008 | 228,2 | 5,3 | 65 |
2009 | 260,4 | 4,8 | 69 |
Оценка бюджетной обеспеченности субъектов Федерации до и после предоставления им средств ФФПР позволяет сделать вывод о результативности применяемых процедур при сохранении заинтересованности субнациональных органов власти в принятии мер по улучшению собственного финансового положения.
Если до распределения средств Фонда доходы 10 «богатых» регионов превышали доходы 10 «бедных» регионов в 9,9 раза в 2001 г., в 7,7 раза – в 2002 г. и в 9,3 раза – в 2003 г., то после распределения средств ФФПР этот разрыв сократился до 3-5 раз.
Для
оценки уровня бюджетной обеспеченности
региона использовался
Методика
оказания финансовой помощи на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Начиная с 2005 г. целевая составляющая ФФПР в качестве обособленной части средств, передаваемых в регионы в виде дотаций, ликвидирована. Отменено включение целевых средств, направленных на «северный завоз» и компенсацию энерготарифов, в состав ФФПР.
Предусматривается, что данный Фонд сохранит свое значение в качестве основного инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности регионов по текущим расходам и в будущем.
В соответствии с принципами, установленными при создании Федерального фонда компенсаций, средства этого Фонда предоставляются в виде целевой финансовой помощи (субвенций) субъектам Федерации для финансирования «федеральных мандатов», обязательств (прежде всего социальных пособий и льгот), возложенных на региональные бюджеты федеральными законами. При этом перечисления из Фонда компенсаций осуществляются всем субъектам Федерации пропорционально численности соответствующих льготных категорий граждан, вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов и их налогового потенциала.
Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) был создан в 2002 г. в целях поддержки приоритетных, социально значимых расходов в условиях проведения структурных реформ в регионах. Субсидии из этого Фонда распределяются между всеми регионами для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных, социально значимых расходов при соблюдении определенных условий.
В
ходе обсуждения проекта бюджета
на 2002 г. в Государственной Думе было
принято решение направить
Аналогичное распределение средств из ФССР было предусмотрено в федеральном бюджете в последующие годы. Правила предоставления субсидий на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, были утверждены правительством. В 2004 г. средства ФССР в полном объеме направлялись на частичное возмещение расходов консолидированных региональных бюджетов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. В 2005 г. объем ФССР был значительно увеличен и через него стали распространяться субсидии на социальную поддержку, возникшую в результате «монетизации льгот» и разграничения полномочий между разными уровнями власти.
В
целом опыт использования подхода,
создающего заинтересованность субнациональных
властей в осуществлении
Еще
одним каналом федеральной
В 2002–2004 гг. произошли изменения принципов формирования Фонда регионального развития: его объем был резко увеличен (см. табл. 4), а количество федеральных целевых программ развития регионов при этом сократилось – с 30–50 программ в предыдущие годы до шести-семи в 2004–2008 гг.
Таблица 4.
Объем средств Федерального фонда регионального развития.
Объем | Всего
млрд. руб. |
Доля в финансовой помощи из федерального бюджета, % |
2004 | 17,5 | 7,3 |
2005 | 12,8 | 3,7 |
2006 | 25,1 | 7,2 |
2007 | 2,5 | 0,3 |
2008 | 2,7 | 0,3 |
2009 | 4,2 | 0,4 |
Распределение средств Фонда регионального развития долгое время не имело четких методологических обоснований. Только осенью 2003 г. была одобрена Методика распределения средств на 2004 г.
Фонд реформирования региональных финансов был впервые предусмотрен в Концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999–2001 гг..
Федеральное правительство определило, что субсидии из Фонда реформирования региональных финансов ежегодно предоставлялись не более чем пяти регионам, отобранным на конкурсной основе и обеспечившим реализацию двухлетней программы реформирования региональных финансов или ее первого (годичного) этапа. Направления реформирования региональных финансов включали мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, межбюджетных отношений, управления бюджетными расходами, тарифной и ценовой политике, управлению государственным и муниципальным долгом, управлению государственной и муниципальной собственностью, бюджетному учету, отчетности, контролю и аудиту.