Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:49, реферат
Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Повышение качества образования - актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели. Данную тенденцию можно проследить по таблице 1, в которой предоставлены исполненные за последние три года расходы федерального бюджета.
Таблица 1. Расходы федерального бюджета на финансирование системы образования в 2008-2011 гг., млн. руб
Наименование статьи расхода |
Год |
|||
2008 факт. |
2009 факт. |
2010 факт. |
2011 план. | |
Образование, всего |
307 193,98 |
313 636, 83 |
386 436,75 |
495 825,43 |
В том числе: |
||||
дошкольное образование |
2 867,69 |
3 081,17 |
3 994,97 |
4 644,61 |
общее образование |
3 538,35 |
3 712,61 |
3 987,27 |
34 953,17 |
начальное профессиональное образование |
11 857,92 |
12 655,26 |
12 871,96 |
3 749,52 |
среднее профессиональное образование |
29 674,08 |
32 154,78 |
31 722,35 |
33 639,37 |
переподготовка и повышение квалификации |
4 067,20 |
4 380,51 |
4 912,12 |
5 758,85 |
высшее и послевузовское профессиональное образование |
238 161,16 |
243 280,25 |
316 264,25 |
365 381,28 |
молодежная политика и оздоровление детей |
327,14 |
388,3 |
610,75 |
829,44 |
прикладные научные исследования в области образования |
1 788,29 |
1 716,56 |
1 003,87 |
21 744,69 |
другие вопросы в области образования |
14 872,14 |
12 267,41 |
10 054,21 |
25 124,50 |
В 2010 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составил 386,4 млрд. рублей, что на 18,8 % больше по сравнению с 2009 годом и на 20,5 % больше, чем в 2008 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование, в абсолютном выражении он составил 79242,77 млн. рублей
По сравнению с 2008 годом на 28,1 % увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 29% увеличились расходы на общее образование, на 25 % - на высшее профессиональное образование (с учётом дополнительных объемов в размере 30 млрд. рублей на поддержку ведущих российских университетов). Почти вдвое выросли расходы по статье «молодежная политика и оздоровление детей» и в 2010 году составили 610,75, но все равно их удельный вес в общем объеме расходов остался незначительным.
По некоторым статьям расходов можно наблюдать обратную тенденцию - так за три года снижаются расходы на прикладные научные исследования в области образования (снижение составило 43%). Сокращение бюджетных ассигнований в 2010 году на обеспечение других вопросов в области образования составило 47% по отношению к 2008 году, это объясняется завершением реализации основной части федеральных целевых программ в области образования.
Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2010 году по отношению к 2008 году они выросли на 6,84%, но в тоже время снизились на 1,55% по отношению к 2009 г. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.
В итоге стоит отметить, что на сегодняшний день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают следующие:
Данная структура расходов федерального бюджета обусловлена тем, что в сфере образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.
Несмотря на все разговоры о переизбытке студентов вузов и «навесе» высшего образования, в предыдущие годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром (Лицо, в пользу которого осуществляется доверительное управление) в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в 2008-2010гг. на 27,3%. При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 4,8%.
Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее профессиональное образование. В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009-2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году - на 4,8%.
В начальном профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования.
Падение бюджетных расходов на НПО в номинальном выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО (среднее профессиональное образование) с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.
В системе СПО бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало стабилизацию в номинальном выражении и падение - в реальном, составившее почти 9%.
В целом система НПО-СПО, если рассматривать ее как единое целое, серьезно пострадала в кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.
Таблица 2. Бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося, тыс. рублей
Уровни образования / год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Дошкольное образование |
19,12 |
26,89 |
34,94 |
34,77 |
38,52 |
47,6 |
Общее образование |
23,6 |
33,2 |
41,6 |
40,9 |
42,8 |
46,9 |
Начальное профессиональное образование |
30,8 |
37 |
46,5 |
48,3 |
50,4 |
52,9 |
Среднее профессиональное образование |
55,44 |
66,6 |
83,7 |
86,94 |
90,72 |
95,22 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
232,85 |
279,72 |
351,54 |
365,15 |
381,02 |
399,92 |
По данным из таблицы 2 видно, что за 5 лет произошло увеличение бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося более чем в 8,5 раза на общее образование и в 6,6 раза - на начальное профессиональное образование. В то же время в2007 и 2008 гг. произошел рост инфляции на 11,9 и 13,3% соответственно. В 2009-2010 гг. инфляция составила уже 8,8% ежегодно. И если учесть темпы инфляции за эти годы, то рост бюджетных расходов окажется менее значительным.
Следует заметить, что, по мнению экономистов, в России затраты государства в год на обучение одного обучающегося в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.
В то же время следует обратить внимание на показатели таблицы 3, в которых прослеживается динамика сокращения образовательных учреждений по России, что связано в первую очередь со снижением численности обучающихся.
Таблица 3. Численность образовательных учреждений в Российской Федерации 2009-2010гг.
Вид образовательных учреждений / год |
2010г. |
В % к 2009г. |
2009г. |
в % к 2008г. |
Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения |
48809 |
95,7 |
50977 |
95,2 |
Государственные
и муниципальные |
2586 |
100,9 |
2564 |
101,1 |
Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования |
264 |
87,4 |
302 |
121,3 |
Государственные
и муниципальные |
653 |
98,6 |
662 |
100,3 |
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования |
462 |
102,2 |
452 |
95,4 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, при росте бюджетных расходов на образование общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации сокращается, данная тенденция в итоге сказывается на увеличении объема бюджетных средств, которые финансируются на обеспечение деятельности каждого образовательного учреждения.
1.3 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.
Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.
Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70-75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.
Существенное
Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.
Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:
- установление минимальной заработной платы;
- регулирование оплаты
труда относительно других
- территориальное и
налоговое регулирование
Такие же минимальные
гарантии сохраняются за федеральным
центром в области
В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.
Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.
Информация о работе Основы финансирования системы образования