Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:49, реферат
Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.
В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций, и включает в себя:
Основным элементом системы образования являются образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
Гражданский
кодекс РФ относит
Образовательные учреждения обладают следующими основными характерными чертами:
1) относятся к некоммерческому типу организаций. Основным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности такой организации;
2) финансируются собственником (учредителем) полностью или частично, то есть обеспечиваются ресурсами для осуществления той деятельности, для которой они созданы;
3) имеют в оперативном управлении имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса;
4) обладают правом собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или правом самостоятельного распоряжения этими доходами;
5) имеют право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное им имущество;
6) им предоставлены определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.
Основанием
для отнесения учебных
Тем самым законодательно установлен фактически единственный тип и вид государственной или муниципальной организации, которая может осуществлять образовательную деятельность - бюджетное учреждение. С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» появляется возможность осуществления образовательной деятельности в муниципальных и государственных автономных образовательных учреждениях, не относящимся по своему статусу к бюджетным учреждениям.
Законом установлено,
что образовательная
Одним из основных
принципов государственной
Для образовательных учреждений других уровней принцип автономии состоит в том, что учебное заведение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:
- формирует
внутреннюю структуру
- самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;
- распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
- арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;
- учреждает организации различных типов;
- привлекает
для обеспечения своей
- оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;
- самостоятельно
определяет направления
- самостоятельно
определяет применяемую
Финансово-хозяйственная
Бюджетный кодекс определяет и регулирует отношения, связанные с получением и расходованием образовательным учреждением бюджетных средств, то есть средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.
Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.
Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти общие условия функционирования юридического лица применительно к сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.
Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 60%.
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В России сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.
Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное» финансирование.
Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:
- предпринимательской,
условно-предпринимательской и
- взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:
- оплату труда;
- перечисление
страховых взносов в государств
- трансферты населению;
- командировочные и иные компенсационные выплаты;
- оплату товаров,
работ, услуг по заключенным
государственным или
- оплату товаров,
работ, услуг в соответствии
с утвержденными сметами без
заключения государственных
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Процедуру подтверждения денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса РФ.
В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:
Проблемы бюджетного финансирования системы образования
1.2 Анализ бюджетных расходов на образование
Информация о работе Основы финансирования системы образования