Органы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Содержание

1. ВИДЫ И ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 2
1.1 АСПЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 2
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.3 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 10
1.5 ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
2. ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ОТ БАНКОВСКОГО 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР 16
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 16

Работа содержит 1 файл

Виды и органы финанс. контроля. Государств. и банковский кредиты.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     3. Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот  или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за  собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

     4. Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

     5. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     6. Ревизия — наиболее глубокий  и всеобъемлющий метод финансового  контроля, представляющий собой  взаимосвязанный комплекс проверок  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, учреждений и организаций,  проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.5

     Комплексная ревизия охватывает все стороны  хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

1.4 Формы государственного  финансового контроля

 

     По  времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для  предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.6

     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.7

     Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

1.5 Принципы государственного финансового контроля

 

     Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

     В этой связи можно выделить следующие  принципы.

     1. Принцип плановости – он предопределяется  природой организации управления  и необходимостью целеполагания.  В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

     2. Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

     3. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая  система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей  системой) предварительному оперативному  и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

     4. Принцип законности обусловлен  Конституцией Российской Федерации,  предусматривающей, что государство,  все его органы (в том числе  и контрольные) действуют на  основе законности, обеспечивают  охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.8

     5. Принцип объективности предопределяет  правильное, полное и объективное  объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

     6. Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

     7. Принцип гласности вытекает из  сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты  контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

     8. Принцип эффективности (действенности)  контроля проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений  от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

2. ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ОТ БАНКОВСКОГО

 

     Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

            Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита.  Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

     Кредит  выполняет следующие функции:

    • аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
    • перераспределение денежного капитала;
    • экономию издержек;
    • ускорение концентрации и централизации капитала;
    • регулирование экономики.

     На  рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает  участие и государственный кредит.

     Друг  от друга эти формы отличаются: составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента, сферой функционирования.

     Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

    • Потребность государства в кредите.

     Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов9. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

    • Условия сделки.

     Условием  сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов  кредитора и заемщика, при государственном  кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.

    • Целевое назначение.

     Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения  своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения.

     Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

    • Срок возврата ссуды.

       При банковском кредитовании  срок возврата ссуды строго  регламентирован. Его нарушение  влечет экономические санкции,  повышенные проценты за кредит10. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.

    • Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

       С помощью банковского кредита  создаются деньги и при не  продуманной кредитной политике  банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

     Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Информация о работе Органы финансового контроля