Органы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Содержание

1. ВИДЫ И ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 2
1.1 АСПЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 2
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.3 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 10
1.5 ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
2. ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ОТ БАНКОВСКОГО 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР 16
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 16

Работа содержит 1 файл

Виды и органы финанс. контроля. Государств. и банковский кредиты.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 
 

ВАРИАНТ 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

1. ВИДЫ И ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Аспекты и субъекты, осуществляющие финансовый  контроль

 

     Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

     1) строго регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

     2) неотъемлемый элемент управления  финансами и денежными потоками  на макро- и микроуровне с  целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

     Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

     Контроль  выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.1

     Назначение  финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

     Финансовый  контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.2

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

     - государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный  и ведомственный;

     - негосударственный финансовый контроль:

     - внутрихозяйственный контроль в  составе корпоративного и некорпоративного  финансового контроля;

     - аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

     - гражданский финансовый контроль;

     - общественный финансовый контроль;

     - правовой финансовый контроль;

     - страховой финансовый контроль, и другие виды.

1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля

 

     Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

     - ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

     - несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

     - недостатков в организации систем  управления (в том числе внутреннего  контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

     В общем и целом цель ГФК —  обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и эффективности  распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.3

     В соответствии с этим основными его задачами являются:

     - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению;

     - определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

     - оценка обоснованности доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

     - финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса в целом;

     - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Банке России, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

     - обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

     - оценка эффективности деятельности  министерств и ведомств по  использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

     - контроль за правильностью ведения  бухгалтерского учета и отчетности;

     - улучшение бюджетной и налоговой  дисциплины;

     - выявление резервов роста доходной  базы бюджетов различных уровней  и снижения расходной части бюджета;

     - контроль за реализацией механизма  межбюджетных отношений;

     - проверка обращения средств бюджета  и внебюджетных средств в банках  и других кредитных учреждениях;

     - контроль за формированием и  распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки регионов;

     - пресечение незаконных решений  по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой  помощи отдельным категориям  плательщиков или регионам;

     - выявление финансовых злоупотреблений  в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

     - проведение профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной  дисциплины.

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

1.3 Предмет и метод  государственного  финансового контроля

 

     Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

     Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

     Анализ  литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две  группы: общенаучные методы и специфические  контрольные методы.

     Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

     Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).4

     По  информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.

     Документальный  контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

     Фактический контроль состоит в определении  действительного, реального состояния  объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

     Фактический и документальный контроль выполняется  во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет  установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

     Основными методами государственного финансового  контроля являются:

     - проверки;

     - обследования;

     - надзор;

     - анализ финансового состояния;

     - наблюдение (мониторинг);

     - ревизии.

     1. Проверки производятся по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются  нарушения финансовой дисциплины  и намечаются мероприятия по  их устранению.

     Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая  отчетность, сметы расходов и расчеты  к ним, расчеты по налогам и  т.п.

     2. Обследование в отличие от  проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Информация о работе Органы финансового контроля