Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:57, доклад
В соответствии с концепцией административной реформы Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет правоприменительную практику, в том числе в части применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.
Выявление фактов нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, привлечение нарушителей к ответственности имеют наиболее существенное значение. Этот вид нарушения бюджетного законодательства выделен особо не только в Бюджетном кодексе, но и в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ
В соответствии с концепцией административной реформы Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет правоприменительную практику, в том числе в части применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.
Выявление фактов нецелевого
использования средств
Бюджетный кодекс (ст. 289) предусматривает наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также, при наличии состава преступления, уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом.
В соответствии со ст. ст. 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом получателя на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере (более 1 500 000 руб.), наказывается:
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- или арестом на срок от четырех до шести месяцев;
- или лишением свободы
на срок до двух лет с
лишением права занимать
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), наказывается:
- штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
- либо лишением свободы
на срок до пяти лет с
лишением права занимать
Наложение штрафов на нарушителей бюджетного законодательства осуществляется непосредственно сотрудниками Росфиннадзора, бесспорное взыскание или в настоящее время сокращение лимитов бюджетных обязательств применяется Росфиннадзором через Минфин России. Материалы проверок, в которых зафиксированы признаки уголовно наказуемых деяний, направляются в правоохранительные органы.
В распоряжении сотрудников Росфиннадзора имеется довольно существенный набор инструментов воздействия на нарушителей бюджетного законодательства, допустивших нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Однако применение всех этих
мер требует предельной внимательности
и осторожности в связи с тем,
что действующее
Согласно ст. 289 Бюджетного
кодекса нецелевое
Примерно такие же формулировки приведены в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе.
И это все, что прописано о сущности этого вида нарушения в законодательстве.
На практике же встречаются
различные вариации расходования средств,
которые могут подпадать или
не подпадать под имеющееся
Изучая эту проблему, Росфиннадзор на протяжении четырех лет накапливает и анализирует существующую практику квалификации финансовых нарушений, применяемую в центральном аппарате и в территориальных управлениях, сопоставляет свои наработки с разъяснениями Минфина России.
В результате выработаны определенные общие критерии, принципы отнесения тех или иных случаев к нецелевому использованию средств, сделана подборка типовых случаев, примеров нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Статьей 38 Бюджетного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нецелевое использование, о котором говорится в ст. 289 Бюджетного кодекса, является следствием нарушения принципов целевого характера бюджетных средств и (или) принципа адресности.
Этот вывод подтверждается Письмом Минфина России от 24 ноября 2006 г. N 09-06-182.
Нарушения целевого характера бюджетных средств
В свою очередь, практика показала,
что нарушения принципов
Направление и использование
бюджетных средств на цели, не соответствующие
условиям их получения, определенным утвержденным
бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением
о бюджетных ассигнованиях, сметой
доходов и расходов (в том числе
несанкционированное
Как правило, нарушения условий
получения бюджетных средств, определенных
утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,
уведомлением о бюджетных ассигнованиях,
допускается главными распорядителями,
распорядителями бюджетных
Нарушения условий получения бюджетных средств, определенных сметой доходов и расходов, допускаются иными получателями бюджетных средств:
- при несанкционированном
перемещении средств по
- при направлении и
расходовании бюджетных
- при направлении и
расходовании бюджетных
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств, носящими нормативно-правовой характер, соглашениями, контрактами, договорами и иными документами, принятыми или заключенными в соответствии с нормативно-правовыми документами.
При этом, как правило, нецелевое использование допускается в случаях, когда бюджетные средства направляются и используются без сметы доходов и расходов или при их отражении в смете, но при нарушении дополнительных условий, определенных указанными документами.
Такие случаи нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов наиболее часто встречаются при использовании субсидий и субвенций в субъектах РФ и муниципальных образованиях и, в частности, при использовании средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов.
Нарушения принципа адресности
Случаи нецелевого использования бюджетных средств, допущенные вследствие нарушения принципа адресности, можно также разделить на два основных типа.
1. Направление и расходование
бюджетных средств на объекты,
финансирование которых не
2. Направление бюджетных
средств ненадлежащим
Необходимость выделения
указанных типов нецелевого использования
бюджетных средств
Задача: Может ли распорядитель бюджетных средств уменьшить ассигнования бюджетного учреждения в случае нецелевого использования бюджетным учреждением полученных из бюджета средств?
Ответ: В ст. 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как указано ст. 6 БК РФ, бюджетное
учреждение - это государственное (муниципальное)
учреждение, финансовое обеспечение
выполнения функций которого, в том
числе по оказанию государственных
(муниципальных) услуг физическим и
юридическим лицам в
В соответствии со ст. 6 БК РФ
распорядитель бюджетных
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое
использование бюджетных
Статья 289 БК РФ предусматривает
меру принуждения - наложение штрафов
на руководителей получателей
По мнению Минфина России,
изложенному в Письме от 17.04.2007 N 08-02-02/08,
в соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое
использование бюджетных
В Письме от 02.11.2006 N 10-5-3/4361 Минфин России указывает, что осуществление кассовых расходов главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета не подпадает под понятие "нецелевое использование", если производится в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов.
Информация о работе Нецелевое использование: вопросы квалификации и применения мер принуждения