Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:52, реферат
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить историю развития местных налогов;
- определить роль налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления;
- проанализировать состав и структуру налоговых поступлений бюджета муниципальных образований;
- исследовать поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.
Введение 3
Глава 1. Местные налоги как составляющая налоговой системы страны 6
1.1.Экономическая сущность местных налогов 6
1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов 9
местного самоуправления
1.3. История развития местных налогов 12
Глава 2. Анализ системы местного налогообложения в РФ 17
2.1. Состав и структура налоговых поступлений бюджета 17
муниципальных образований
2.2. Оценка поступлений земельного налога и налога на 21
имущество физических лиц
Глава 3. Совершенствование системы местного налогообложения 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Процентная ставка пени является равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей во время начисления.
Пени должны быть уплачены в полном объеме одновременно с просроченной суммой либо после уплаты данной суммы.
Посмотрим на динамику задолженности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц на примере Курганской области.
Таблица 2.2.
Задолженность по местным налогам в бюджетную систему Российской Федерации (Курганская область)
Налог |
На 01.12.2009г. (тыс. руб.) |
На 01.12.2010г. (тыс. руб.) |
На 01.12.2011г. (тыс. руб.) |
На 01.12.2012г. (тыс. руб.) |
В % к 2011г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Земельный налог |
33228 |
37568 |
36859 |
30360 |
82,4 |
в том числе: |
|||||
по физическим лицам |
18526 |
17184 |
20004 |
13018 |
65,1 |
по юридическим лицам |
14702 |
20384 |
16855 |
17342 |
102,9 |
Налог на имущество физических лиц |
61857 |
54878 |
40504 |
20100 |
49,6 |
Таблица составлена автором [ 18 ]
По данным таблицы 2.2. видно, что задолженность по земельному налогу в 2010 году по сравнению с 2009 годом повысилась на 13,1% или на 4340 тыс. руб., в остальные же года сумма задолженности снижалась. Так на 01.12.2012 года задолженность по уплате земельного налога снизилась на 17,6% по сравнению с 2011 годом. Что касается налога на имущество физических лиц, то задолженность по нему с каждым годом снижается. В 2012 году по сравнению с 2011 годом она снизилась на 50,4% или на 20404 тыс. руб.
В данной главе мы проанализировали
состав и структуру налоговых
поступлений бюджета
Поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований составили 2516,3 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 15,9% или на 344,6 млн. руб.
Поступления земельного налога за январь – декабрь 2012 года составили 471,4 млн. руб. и увеличились по сравнению с январем – декабрем 2011 года на 37,5% или на 128,5 млн. руб.
Так же провели оценку задолженностей по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц в бюджет Российской Федерации так же на примере Курганской области и сделали вывод, что задолженность по уплате этих налогов с каждым годом становится меньше предыдущей, так на 1 декабря 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, задолженность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц снизилась на 17,6% и на 50,4% соответственно.
В третьей главе мы разработаем предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Одной из основных задач комплексного социально - экономического развития муниципальных образований является укрепление налоговой базы местных бюджетов. Практика функционирования муниципальных образований свидетельствует о том, что в ряде случаев реально собранная сумма местных налогов может существенно отличаться от расчётной. При этом местные органы власти сталкиваются с серьёзными финансовыми трудностями, необходимостью покрыть возникший дефицит. Реальным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от местных налогов, в том числе за счет совершенствования порядка и условий взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц. Значительное количество земель, которые могли бы служить источниками доходов муниципальных бюджетов, освобождено от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном уровне решений. При этом часть земель вообще не учитывается как объект налогообложения.
В целях исправления такого
положения необходимо исключить
практику предоставления на федеральном
уровне льгот по региональным и местным
налогам с одновременной
Совершенствование законодательного
регулирования земельных
- предоставление органам местного самоуправления
поселений права распоряжения земельными
участками, государственная собственность
на которые не разграничена;
- улучшения порядка разграничения государственной
собственности на землю с тем, чтобы установить
больше оснований для отнесения земельных
участков к муниципальной собственности,
а также установить критерии для разграничения
свободных, не занятых имущественными
объектами земель.
Поступления от налога на имущество организаций
частично направляются по установленным
субъектом Российской Федерации нормативам
отчислений в местные бюджеты. Установленные
федеральным законодательством льготы
по налогу на имущество организаций, в
частности, в отношении железнодорожных
путей общего пользования, магистральных
трубопроводов, линий электропередач,
а также сооружений, являющихся неотъемлемой
технологической частью указанных объектов,
ведут к значительной потере доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
В целях увеличения налоговой базы по
налогу на имущество физических лиц целесообразна
разработка законодательного акта по
установлению сроков регистрации объектов
строительства, включая земельные участки
и внесению изменений в законодательство
в целях установления механизма привлечения
физических лиц к ответственности за уклонение
от регистрации имущественных прав на
объекты недвижимости.
Требует немедленного решения вопрос
о закреплении за местными бюджетами налога,
взимаемого в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, по нормативу
90%. При передаче указанного налога в местные
бюджеты общий объем их налоговых доходов
возрастет на 10,3%.
Важное значение для становления экономики
сельских поселений имеет также совершенствование
системы налогообложения сельскохозяйственных
товаропроизводителей посредством установления
в качестве налоговой базы кадастровой
стоимости сельскохозяйственных угодий,
а также передачи субъектам Российской
Федерации полномочия по установлению
налоговых ставок по единому сельскохозяйственному
налогу в зависимости от особенностей
ведения хозяйственной деятельности налогоплательщиками.
Особенно важное значение имеет для субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований увеличение налогооблагаемой
базы по налогу на доходы физических лиц
– наиболее равномерно распределенному
налогу с немобильной налоговой базой.
Действующее налоговое законодательство
предусматривает зачисление налога на
доходы физических лиц по месту работы.
В связи с этим, местные бюджеты недополучают
финансовые ресурсы для развития инфраструктуры
муниципальных образований и предоставления
населению социальных услуг.
Кроме того, налоговые вычеты (социальные,
имущественные) по налогу на доходы физических
лиц производятся по месту проживания
налогоплательщика, а не по месту его работы.
И, таким образом, возврат сумм налога
должен производиться из того бюджета,
в который он не поступал.
В связи с изложенным, правомерно установить
порядок уплаты налога на доходы физических
лиц по месту жительства налогоплательщика,
а не по месту регистрации или фактического
нахождения организации, в которой он
работает, что позволит создать более
благоприятные условия для проживания
граждан.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует
информация о налогооблагаемой базе по
налогу на доходы физических лиц за исключением
статистического показателя по фонду
оплаты труда. Отсутствие вышеназванных
показателей создает трудности в работе
по увеличению налоговой базы по данному
налогу. Очень важно установление в Налоговом
кодексе обязательности представления
отчетности по налогу на доходы физических
лиц, предусмотрев в ней такие показатели,
как налогооблагаемая база, сумма начисленного
и уплаченного налога, ввести обязанность
налоговых агентов по представлению ежеквартальных
отчетов о фактических суммах начисленного,
удержанного и перечисленного налога
на доходы физических лиц.
Многими субъектами Российской Федерации
и муниципальными образованиями выдвигается
предложение о введении прогрессивной
шкалы налога на доходы физических лиц.
Оно основано на том, что реальная инфляция
в сфере потребительского рынка, отмена
натуральных льгот нуждающимся категориям
граждан, изменения в сфере жилищного
законодательства и рост реальных расходов
населения на оплату жилья и коммунальных
услуг требуют постановки вопроса о более
справедливом распределении бремени подоходного
налогообложения.
Дифференцированная шкала налогообложения
по налогу на доходы физических лиц позволяет
более равномерно перераспределять налоговую
нагрузку, реализовать целевую ориентацию
на улучшение финансового положения большинства
граждан, а также обеспечение гарантированной
компенсации выпадающих доходов бюджетов
при применении единой налоговой ставки
за счет уплаты налога высокодоходными
категориями граждан.
В целях увеличения налогооблагаемой
базы по имущественным налогам необходимо
введение налога на недвижимость в качестве
местного налога. Местный налог на недвижимость
заменит для соответствующих плательщиков
(физических и юридических лиц) налоги
на имущество физических лиц, имущество
организаций и земельный налог в части
налогообложения установленных объектов
недвижимости.
Необходимо внесение изменений в налоговое
и административное законодательство
в целях установления механизма привлечения
физических лиц к ответственности за уклонение
от регистрации имущественных прав на
объекты недвижимости, а также упрощения
и унификации оценки данных объектов для
взимания имущественных налогов.
Вместе с тем, было бы целесообразно в
целях увеличения налогооблагаемой базы
по налогу на имущество физических лиц
разработать законодательные акты по
налогообложению незавершенных объектов
строительства и другого незарегистрированного
имущества, включая земельные участки,
утвердить Правительством Российской
Федерации методику определения инвентаризационной
стоимости объектов недвижимого имущества,
приближенную к реальным рыночным ценам.
Значительной проблемой является то,
что в последние годы значительно ухудшился
информационный обмен между налоговыми
и финансовыми органами. Сокращается периодичность
составления налоговой отчетности по
налогооблагаемой базе, уменьшается перечень
налогов, по которым она составляется
практически по всем налоговым источникам,
формирующим доходную часть консолидированных
бюджетов субъектов Федерации.
В связи с этим было бы целесообразно
закрепление в Налоговом кодексе положения
об обязанности налоговых органов представлять
в финансовые органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
информацию о начисленных и уплаченных
суммах налоговых платежей в соответствующий
бюджет, о задолженности по налоговым
платежам.
Успешная реализация федеральных законов,
обеспечивающих реализацию реформы федеративных
отношений и местного самоуправления,
во многом зависит от эффективности работы
администраторов доходов бюджетов и иных
контролирующих органов, от организации
их взаимодействия с органами власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Налоги – обязательные,
индивидуально безвозмездные
Налоговая система РФ - трехуровневая
и включает в себя федеральные, региональные
и местные налоги. Под местными налогами
и сборами понимаются обязательные платежи
юридических и физических лиц поступающие
в бюджет органов местного самоуправления
в порядке и на условиях, определенных
законодательными актами.
Значение местных налогов заключается
в формировании доходной части бюджета
местных органов. Они гарантируют финансовую
поддержку при проведении таких важных
для региона социальных решений, как содержание
милиции и пожарной охраны, жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы, организация рекламной деятельности,
а также свободной торговли и других.
В курсовой работе были достигнуты поставленные цели и задачи. В первой главе мы раскрыли экономическую сущность местных налогов, узнали их роль в обеспечении деятельности органов местного самоуправления и познакомились с историей их развития.
Проанализировав состав и
структуру налоговых
Основную долю доходов
местного бюджета составляют налог
на доходы физических лиц – 70,5%, земельный
налог – 13,2%. Поступление налога
на доходы физических лиц в бюджеты
муниципальных образований
Поступления земельного налога за январь – декабрь 2012 года составили 471,4 млн. руб. и увеличились по сравнению с январем – декабрем 2011 года на 37,5% или на 128,5 млн. руб.
Исследовав динамику поступлений земельного налога и налога на имущества физических лиц видно, что задолженность уплаты местных налогов с каждым годом снижается. Так на 01.12.2012 года задолженность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц снизилась на 17,6% и на 50,4% по сравнению с 2011 годом, соответственно. Но, не смотря на улучшающиеся показатели уплаты местных налогов в бюджет муниципальных образований, систему местного налогообложения необходимо совершенствовать.
Так как в ряде случаев
реально собранная сумма
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Налоговый Кодекс РФ с изменениями и дополнениями от 5 июля 2012 года.
2. Закон РФ №283-ФЗ от
28.11.2009 «О внесении изменений в
отдельные законодательные
3. Александрова О.А. «Качество государственного управления как фактор социально-экономического развития территорий» // Налоги и налогообложение. – 2010г. №2.
4. Зуйкова Л. «Неуловимая база для земельного налога» // Новая бухгалтерия. – 2009г.
5. Зрелов А. П. «Имущественный налоговый вычет» 2008г.
6. Лобанов Г. «Налоговая система должна быть справедливой.» // Экономика и жизнь. – 2008г. №5.
7. Черник Д. Г. «Налоги» - М.: Финансы и статистика, 2007г.
8. Новиков А.И. «О земельном налоге и налоге на имущество предприятий» // Налоговый вестник – 2010г. №9.
9. Пансков В.Г. «Организационные вопросы Налоговой реформы» // Финансы – 2008г. №1.
10. Петров А.В. «Налоги» //Издательство «Бератор-Паблишинг» 2010г.
12. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008г.
13. Широков А.Н. «Направления совершенствования местного самоуправления на основе практики его функционирования. Местное самоуправление в России» М., 2008г.
14. Черник Д. «Очередной этап налоговой реформы» 2008г.
15. www.rnk.ru.
16. www.minfin.ru.
17. www.r45.nalog.ru.
18. www.r45.nalog.ru/statistic/
19. Е. Н. Евстигнеев «Налоги и налогообложение» 2008г.
20. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).
21. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: «Дашков и Ко», 2008г.
22. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2010г.
23. Майбуров И.А., Косов М.Е., Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010г.
24. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.
25. Семенихин В.В. Все налоги России 2009. – М.: Эксмо, 2009г.
Информация о работе Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России