Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить историю развития местных налогов;
- определить роль налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления;
- проанализировать состав и структуру налоговых поступлений бюджета муниципальных образований;
- исследовать поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Местные налоги как составляющая налоговой системы страны 6
1.1.Экономическая сущность местных налогов 6
1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов 9
местного самоуправления
1.3. История развития местных налогов 12
Глава 2. Анализ системы местного налогообложения в РФ 17
2.1. Состав и структура налоговых поступлений бюджета 17
муниципальных образований
2.2. Оценка поступлений земельного налога и налога на 21
имущество физических лиц
Глава 3. Совершенствование системы местного налогообложения 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

Глава 1. Местные налоги как  составляющая налоговой системы  страны 6

1.1.Экономическая сущность местных налогов     6

1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов  9

местного самоуправления

1.3. История развития местных налогов      12

Глава 2. Анализ системы местного налогообложения в РФ    17

2.1.    Состав и  структура налоговых поступлений  бюджета   17

муниципальных образований 

2.2.    Оценка поступлений  земельного налога и налога на    21

          имущество физических лиц

Глава 3. Совершенствование  системы местного налогообложения  27

Заключение           32

Список используемой литературы        34

 

      
 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция России гарантирует  право граждан на местное самоуправление - решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства  органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а  также несут ответственность  за их реализацию перед населением конкретной территории.

Органы государственной  власти, в том числе субъектов  Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления - обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права  и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и  полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а  также доли ответственности за все  происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению  вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права  каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность  немыслима без наличия у каждого  органа власти собственного бюджета  и права его составления, утверждения  и исполнения без вмешательства  извне.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных  органов иметь источники доходов.

К таким источникам, в  первую очередь относятся местные  налоги.

Отсутствие в юридической  науке теоретического фундамента для  построения системы местных налогов  и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими на практике положений законов и подзаконных актов. Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.

Актуальность темы курсовой работы связана также с принятием  второй части Налогового Кодекса  РФ, отдельные положения которой  воплощают общие принципы налогообложения  и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.

Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как  следствие, наличие самостоятельной  финансовой компетенции муниципальных  образований обусловили интерес  к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. На сегодняшний  день практически нет комплексных  научных работ, посвященных юридической  разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет  место для специального комплексного анализа местных налогов и  сборов и их системы, налоговой компетенции  органов государственной власти и местного самоуправления.

Объектом исследования работы выступают местные налоги, а также состав и структура налоговых поступлений в бюджет муниципальных образований. Предмет исследования - нормативная база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических  и практических правовых проблем  функционирования местных налогов  и сборов в Российской Федерации  и определить основные направлений  совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и  решались следующие задачи:

- изучить историю развития местных налогов;

- определить роль налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления;

- проанализировать состав и структуру налоговых поступлений бюджета муниципальных образований;

- исследовать поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц;

- выработать предложения  и рекомендации по совершенствованию  системы местного налогообложения,  повышению эффективности ее функционирования.

Работа обусловлена своевременной  постановкой проблемы, а также  использованием новых идей и тенденций  в области местного налогообложения.

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Экономическая сущность местных налогов

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение  постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом  государстве, однако далеко не все, кто  высказывают различные суждения о налогах, глубоко разбираются  в их экономическом содержании, природе  и социальном назначении.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и регулирующей. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

А. Смит в определение  налога привнес понятие справедливости, без соблюдения которой налог, возможно, перестает быть налогом и переходит  в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретает черты вымогательства или даже грабежа.

Таким образом, налог - это  индивидуально движение денежных средств  от индивидуума к государству  с целью формирования денежного  фонда, используемого для выполнения государством своих функций, причем налог должен взиматься с соблюдением  определенных принципов, обеспечивающих справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффективности  взимания налогов.

Экономическая сущность налогов вытекает из природы налогов, а так же из их исторического характера.

Налогу присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий. К таким признакам относится:

- его обязательность и  всеобщность; это означает, что  каждый должен уплачивать законно  установленные налоги, кроме того, субъект налогообложения не может  отказаться от выполнения возложенной  на него обязанности по уплате  налогов.

- смена собственника; доля  частной собственности (в денежной  форме) переходит государству,  поступая в централизованные  денежные фонды (бюджетные фонды), в которых налоговые поступления  обезличиваются.

- безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог никогда не возвращается налогоплательщику налога, уплативший налог не получает ничего взамен.

Статьей 8 Налогового Кодекса  РФ определено, что налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, можно сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями - с другой, по поводу перераспределения части  дохода собственника, обособленного  от государства.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом РФ федеральных, региональных и местных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ местными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Из рассмотренных выше определений категории «налог» и пунктом 4 статьи 12 НК РФ можно определить, что под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Введение местных налогов  и сборов предусмотрено законодательством  как дополнение действующих федеральных  налогов. Это позволило более  полно учесть разнообразие местных  потребностей и виды доходов для  местных бюджетов.

Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах. Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

В настоящее время введены  в действие и взимаются два  местных налога:

-земельный налог;

-налог на имущество  физических лиц.

Перечень местных налогов, указанный в статье 15 НК РФ, как и налогов других уровней налоговой системы России, является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания Российской Федерации, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что местный налог - это обязательный индивидуально-определенный, безвозмездный платеж, устанавливаемый и вводимый нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями федерального закона, носящий публичный характер, уплачиваемый организациями и физическими лицами на территории муниципального образования, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами, в форме отчуждения денежных средств, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, зачисляемый в местный бюджет для финансового обеспечения деятельности муниципального образования.

Информация о работе Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России