Контрольная работа по "Бюджетному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право – это совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, с помощью которых государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируются и расходуются и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства как в экономической, так и социально-культурной области.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………….. 3
Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………...... 4
Понятие и принципы бюджетного процесса в РФ…………………… 4
Стадии бюджетного процесса в РФ………………………………..…. 10
Ответственность за нарушение налогового законодательства……………. 15
Задача…………………………………………………………………………... 21
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использованных источников………………………………………... 23

Работа содержит 1 файл

Фин.право кр.р..docx

— 59.32 Кб (Скачать)

В настоящее  время Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за правонарушения в налоговой сфере: ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды»; ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации»; ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и ряд других статей.

Уголовная ответственность характеризуется рядом специфических черт: субъектами уголовной ответственности являются только граждане; уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке; она вытекает из норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и применяется за наиболее опасные общественные деяния – преступления.

Критерием отграничения правонарушений, к которым применяется уголовная ответственность, от аналогичных, за которые предусмотрена административная ответственность, является прямой умысел и степень тяжести правонарушения.

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организации трудовой или служебной дисциплины. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими.

Ответственность государственного служащего предусмотрена  Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или  ненадлежащее исполнение государственным  служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

Дисциплинарным  проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и налоговой  полиции является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также  деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, и  др.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность9.

Налоговое законодательство предусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1. Основания и порядок привлечения  к данной ответственности предусмотрены  только в Налоговом кодексе  Российской Федерации.

2. Не допускается повторное привлечение  к ответственности за совершение  того же налогового правонарушения.

3. Налоговая ответственность физических  лиц, предусмотренная Налоговым  кодексом РФ, наступает только за те деяния, которые не содержат признаков состава преступления, перечисленных в уголовном законодательстве.

4. Привлечение к ответственности  юридических лиц за налоговые  правонарушения не исключает  административной, уголовной или  иной ответственности их руководителей.

5. Привлечение к ответственности  не освобождает виновных лиц  от обязанности уплатить причитающиеся  суммы налога.

6. Налоговым кодексом РФ предусмотрена  презумпция невиновности. Обязанности  по доказыванию вины возлагаются  на налоговые органы.

К обстоятельствам, исключающим привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения, законодатель относит  следующие: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важным  элементом налогового правонарушения является наличие вины. Основными  формами вины в данном случае являются умысел и неосторожность. Законодательством  предусмотрены случаи, когда налоговое  законодательство нарушено, но налицо обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. К названным обстоятельствам отнесены: 1) совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других и непреодолимых обстоятельств; 2) совершение деяния налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать отчет в своих действиях или руководить ими; 3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных уполномоченным государственным органом или их должностными лицами.

Следует иметь в виду, что при наличии  хотя бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые налоговым  органом или судом могут быть  признаны смягчающими ответственность.

Наряду  со смягчающими ответственность  обстоятельствами в налоговом законодательстве предусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно – совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Лицо  не может быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания  налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

Данные  обстоятельства, как смягчающие, так  и отягчающие ответственность лица, устанавливаются судом и учитываются  им при наложении санкций за налоговое  правонарушение.

Под налоговыми санкциями понимаются меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в указанных в налоговом законодательстве (глава 16 НК РФ) размерах за конкретные виды нарушений10.

Совершение  двух и более налоговых правонарушений одним лицом не влечет поглощения менее строгой санкции более  строгой, поэтому штраф взыскивается за каждое правонарушение. Следует отметить, что сумма штрафа взыскивается только после перечисления в полном объеме самой суммы задолженности и соответствующих пеней.

Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке и налоговым органам  предоставлена возможность обратиться в суд с иском о взыскании  налоговой санкции не позднее  шести месяцев со дня обнаружения  налогового правонарушения и составления  соответствующего акта.

В Налоговом кодексе РФ установлен систематизированный перечень налоговых  правонарушений, за совершение которых  предусмотрена налоговая ответственность. Основными правонарушениями являются:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Просрочка более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Н К РФ) наказывается взысканием штрафа в размере 5 000 рублей.

Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) в  период до 180 дней со дня наступления  даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере  5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 рублей. То же нарушение, но в течение более 180 дней – штраф в размере 30% и 10% соответственно, за каждый полный или неполный месяц.

Грубое  нарушение правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Н К РФ): если нарушение было совершено в течение одного налогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Те же деяния, если они были совершены в течение более одного налогового периода, наказываются штрафом в размере 15 000 рублей. Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей11.

Неуплата  или неполная уплата суммы налога (ст. 122 Н К РФ) в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если те же действия были совершены умышленно – взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченных сумм налога.

Невыполнение  налоговым агентом обязанности  по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Незаконное  воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного  органа, органа государственного внебюджетного  фонда на территорию или в помещение  налогоплательщика или налогового агента (ст. 124 НК РФ) влечет взыскание  штрафа в размере 5 000 рублей.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

К налоговым  правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие: ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 Н К РФ); нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ); неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ) и другие.

Вывод: Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Мерой такой ответственности является налоговая санкция, направленная на предотвращение повторного совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

  1. В организации бухгалтерский учет велся с нарушениями – отсутствовали первичные бухгалтерские документы, подтверждающие обоснованность отнесения затрат на себестоимость производимой продукции. В результате налогооблагаемая прибыль была занижена, и налог на прибыль был недоплачен на 1 000 руб. Вопрос: к какой ответственности будет привлечен налогоплательщик за данное нарушение?

Налогоплательщик будет привлечен  к налоговой ответственности  в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ, которая предусматривает взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., за «грубое нарушение организацией правил учета и (или) расходов и (или) объектов налогообложения…, если эти деяния повлекли занижение налогооблагаемой базы (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ)12.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Для разграничения ответственности  по двум схожим статьям (ст. 120 и ст. 122 НК РФ) следует руководствоваться пунктом 2 статьи 108 НК РФ, которая закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения. Ответственность, установленная статьей 122 НК РФ, применяется только в случаях отсутствия признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 Кодекса.

Таким образом, нормы пункта 3 статьи 120 НК РФ являются специальными (имеют приоритет) по отношению к статье 122 НК РФ13.

По условию задачи именно отсутствие первичных бухгалтерских документов повлекло недоплату налога на прибыль, что обосновывает применение в данном случае ответственности за правонарушение согласно  п.3 ст. 120 НК РФ. 

Заключение

Изучив темы контрольной работы, можно отметить следующее:

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетному процессу присущи как общие принципы бюджетной системы (единство; гласность; достоверность; самостоятельность; сбалансированность; адресность и целевой характер бюджетных средств и другие), так и особенные (специальные) принципы (разграничение полномочий; специализация бюджетных показателей; иммунитет бюджета; ответственность за нарушение бюджетного процесса и другие).

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий, которые следуют строго последовательно. К стадиям бюджетного процесса относятся: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения; утверждения бюджета; стадия исполнения бюджета; стадия рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Таким образом, на каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджетному праву"