Экономика и организация библиотечного обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

В работе, состоящей из двух глав, трех рисунка, двух таблиц, десяти формул, дана характеристика библиотечной системы г. Челябинска, проанализирована финансовая деятельность; проанализирована прибыль и рентабельность; выявлены изменения по составу фонду оплаты труда; определена себестоимость, прибыль и рентабельность библиотечной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЛУЖИВАНИЯ
1.2 СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ БИБЛИОТЕК И ИХ БЮДЖЕТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

476gr_YlmyxametovaЭ.A_Еkonomika mynicipalnogo xozaystva_kyrsovaya rabota.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

ОМБ является муниципальным  учреждением культуры (МУК) и имеет  статус юридического лица. Руководство  ОМБ осуществляет на основе единоначалия директор. Количество библиотек объединения определяется нормативами "Модельного стандарта муниципальной публичной библиотеки" (в среднем - 2659 человек на одну библиотеку). Штат системы - 85 работников, из них 72 - непосредственно заняты библиотечным обслуживанием населения, что соответствует действующим нормативам 1979 г. (500 читателей на одного библиотечного работника).

ОМБ функционирует  на основе единого бюджета, единых информационных ресурсов, технологических процессов, штата, управления. ЦБ несет ответственность  за библиотечное обслуживание муниципального образования. Перечень решаемых ею задач включает:

  • разработку и обоснование бюджета ОМБ, его исполнение;
  • формирование и укрепление материально-технической базы;
  • формирование территориального единого фонда документов (информационных ресурсов);
  • библиотечно-информационное обслуживание населения района;
  • методическое обеспечение деятельности ОМБ;
  • управление муниципальными библиотеками района (планирование, отчетность, координация, контроль, работа с кадрами и т.д.).

Центральная детская библиотека несет ответственность за:

  • библиотечно-информационное обслуживание детей и подростков;
  • обеспечение информацией руководителей детского чтения (преподавателей, родителей, воспитателей);
  • координацию работы с учреждениями, в обязанности которых входит образование, воспитание, социальная поддержка подрастающего поколения.

Структура ЦБ ориентирована  на выполнение функциональных обязанностей головной библиотеки ОМБ и обусловлена  централизацией основных процессов, обеспечивающих деятельность библиотек, входящих в систему: управление, финансирование, комплектование и обработка документов, методическое обеспечение, использование информационных ресурсов на основе новых информационных технологий и др. В соответствии с этим в ЦБ создаются самостоятельные структурные подразделения: бухгалтерия, отдел комплектования и обработки, отдел методической работы, информационный центр и др. В штат ЦБ вводятся ставки программиста (для обслуживания компьютерной техники), водителя, художника, переплетчика, техника-инженера (по обслуживанию зданий), слесаря, гардеробщицы и другой персонал, обеспечивающий деятельность административно-хозяйственного блока6.

Одной из разновидностей библиотечной системы в условиях местного самоуправления становится межпоселенческая библиотека. Такая организационная модель библиотечной системы появляется в отечественной практике впервые.

1.2 Структура и принципы организации библиотечного обслуживания

 

Структура обслуживания в  библиотеке - это совокупность функциональных подразделений и пунктов обслуживания, обеспечивающая предоставление читателям обязательных и сверхнормативных услуг".

Количество таких функциональных подразделений определяется ресурсными возможностями библиотеки: наличием помещений, штатов, техники, оборудования. В небольших библиотеках, как правило, два подразделения: абонемент и читальный зал.

Абонемент - форма обслуживания, обеспечивающая выдачу документов для  использования вне библиотеки.

Читальный зал - форма библиотечного  обслуживания, обеспечивающая выдачу документов в специально оборудованном помещении для работы в стенах библиотеки7.

Более сложной деятельностью  является организация основных направлений  библиотечного обслуживания. Это  индивидуальное, групповое и фронтальное  библиотечно-библиографическое обслуживание.

Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание - процесс, обеспечивающий прямое или косвенное общение библиотекаря с одним или несколькими читателями одновременно, учитывающий личностные особенности каждого.

Массовое обслуживание - "путь удовлетворения библиотекой культурно-информационных (и образовательных - Н. Б.) потребностей, характерных для большинства читателей".

Групповое обслуживание - это совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурно-информационных и образовательных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами (там же). Как видим, разница в этих двух видах только в количестве читателей.

Основными формами массовой и групповой работы в библиотеке являются: книжные выставки, дни  информации, дни специалиста, открытые просмотры новой литературы, библиотечные плакаты, альбомы, тематические папки, обсуждения книг, обзоры, вечера, читательские конференции, диспуты, устные журналы, театрализованные представления книг, громкие комментированные чтения, премьеры книг и т.п.

Рассмотрим основные принципы организации библиотечного обслуживания:

1. Принцип систематичности в библиотечно-информационном обслуживании предполагает, что вся библиотечная работа выстраивается в четкую систему в зависимости от перспективных и ближних (на один год) целей библиотеки. Система - это "целое, составленное из частей. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство" (Российский энциклопедический словарь8.

Библиотечная деятельность должна быть направлена на воспитание потребности в чтении как инструменте получения знаний и приобщения к духовной культуре, информационной культуры в целом и культуры чтения, в частности; на помощь пользователю в использовании всего арсенала информационных средств в образовании и самовоспитании. Эффективность системы зависит от правильного и четкого определения целей работы библиотеки.

2. Принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки на основе их изучения. Это основополагающий принцип в работе любой библиотеки. Знаменитый принцип: "Каждому читателю - нужную книгу в нужный момент", особенно актуальный в работе с подростками, предполагает хорошее знание книги, другого информационного материала и прекрасное знание читателя, особенностей его развития, личности. Это знание не приходит без специального изучения читателей. Инструменты его известны: анализ реального чтения по формулярам, анкетирование, беседы с читателями. Возможно изучение предпочтений читателей и при проведении массовых мероприятий9.

3. Принцип диалогичности.

Реализация этого принципа связана с созданием в библиотеке атмосферы дружелюбия, доверия, диалога  между читателем и библиотекарем. Та самая неформальность, которая  присуща библиотеке образовательного учреждения, позволяет читателю раскрепоститься в библиотеке, снять с себя те ярлыки, которые, может быть, прикреплены к нему в классе. Многие библиотекари знают, что иногда лучшими читателями и помощниками становятся отнюдь не отличники и прилежные в поведении ребята, а те, кому не очень уютно в классных комнатах. Учителя также зачастую видят в библиотеке не только пункт выдачи документа или информации, но и место, где можно передохнуть, поговорить с умным собеседником-библиотекарем. Совершенно права С.Г. Матлина, говоря: "Пребывание в "книжном доме", даже обусловленное деловыми запросами, должно включать элементы релаксации.

4. Принцип плюрализма в библиотечном обслуживании. Он означает, что библиотекарь обязан своим читателям предоставить условия свободного доступа к информации, раскрыть самые разные точки зрения на интересующие читателя темы. Это очень важно для воспитания истинного Читателя. Недаром известный методист по преподаванию литературы М.А. Гуковский в свое время писал, что задача учителя литературы не только научить читать и понимать изучаемые тексты, но и научить критически, относиться к читаемому так, чтобы читатель мог потом, самостоятельно, оценивать любые книги. Это и задача библиотекаря. Ему важно показать ученику, что за пределами программного чтения безбрежное море интересных книг, разных толкований и мнений.

5. Принцип наглядности в библиотечном обслуживании хорошо знаком всем библиотекарям. Книгу надо уметь раскрыть, показать так, чтобы читателю захотелось ее прочитать, - вот в чем суть данного принципа. Открытый доступ к фонду, организованный грамотно и продуманно, книжные выставки, обзоры, библиографические списки и т.д. - основные методы реализации этого принципа. Оформление библиотеки, уют и комфорт в ней также способствует раскрытию возможностей библиотеки, положительному отношению к ней. Таковы основные принципы организации библиотечного обслуживания10.

Определим формы и методы обслуживания пользователей нашей  библиотеки.

Организация библиотечного  обслуживания невозможна без определения  порядка использования библиотеки читателями, отношений между библиотекарем и читателем. Правила пользования являются по своей сути договором между библиотекой и ее пользователем. В Гражданском кодексе Российской Федерации есть даже специальный термин для такого рода договоров. Это договор присоединения. Главное его требование - не навязывать другой стороне (в нашем случае читателю) те условия, которые он не может выполнить. Как любой договор, правила пользования должны содержать права и обязанности двух сторон, то есть библиотеки и читателей. В случае нарушения договоренностей каждая из сторон имеет право на возмещение нанесенного ущерба.

1.3 Экономический анализ библиотечной  деятельности как основа формирования  сети библиотек и их бюджетного  обеспечения

 

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в федеральное законодательство (№ 122-ФЗ от 22.08.2004)"О библиотечном деле" (ФЗ № 78 от 29.12.1994)"Об общих принципах организации местного самоуправления" (№ 131-ФЗ от 06.10.2003) в системе ответственности за предоставление услуг населению возрастает роль органов местного самоуправления поселений и округов. В контексте внесенных изменений остаются законодательные основы деятельности центральных библиотек и библиотечных систем. За 25 лет существования библиотечной централизации осмыслены ее плюсы и минусы. Там, где сильная ЦБС, там, где понятны профессиональные выгоды всем участникам объединения, опасений по децентрализации библиотечного обслуживания не должно быть. Централизация средств, а также объединение материальных и кадровых ресурсов на комплектование фондов муниципальных библиотек, технологические процессы по предоставлению информации населению удешевляют себестоимость услуги, повышают ее качество. Правовой базой в этом случае могут служить договоры (соглашения) о передаче полномочий между органами местного самоуправления поселений, районов, городских округов. Вместе с тем, муниципальные библиотеки сегодня нуждаются в помощи11.

Самая серьезная причина  состояния библиотек - это отсутствие экономически обоснованных нормативов и механизмов оптимального расходования бюджетных средств для осуществления эффективной гибкой экономической политики в сфере предоставления библиотечных услуг населению. В результате резкого сокращения финансирования текущей деятельности в последние годы сократилось обновление информационных ресурсов (до 150 документов на 1 тыс. жителей, при нормативе 250 единиц). От 60 до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов, где 40% составляют книги практически не читаемые, морально устаревшие.

Организация сети библиотек  малоэффективна, нормативно-правовая база по формированию муниципального заказа на библиотечные услуги и его  бюджетного обеспечения отсутствует, библиотечные процессы не всегда отвечают современным технологиям. В результате гарантированные статьи расходов (ФОТ и коммунальные затраты) ориентированы не на производство услуг для населения (на основе "старых" фондов возможно предоставление не более 25% услуг), а на содержание зданий и библиотекаря. Таким образом, сама система финансирования библиотечных учреждений искусственно делает их неэффективными, а бюджетные средства заведомо расходуются безрезультатно.

На основе "Модельного стандарта публичной библиотеки" Российской библиотечной ассоциации в  был внедрен в 2003 году "Модельный стандарт муниципальной библиотеки". В нем зафиксированы параметры, включая функции и объемные показатели библиотеки как учреждения, обеспечивающего доступ населения к информации через качественное предоставление библиотечных услуг. Модельные характеристики позволили обосновать сеть муниципальных библиотек, потребность в ее штатном обеспечении. Модельный стандарт содержит набор регламентирующих экономических параметров по финансированию библиотеки. Но существующая методика финансирования библиотечной отрасли не отражает экономических закономерностей в производстве библиотечных услуг и не оказывает эффективного влияния на себестоимость услуг. Таким образом, финансирование библиотеки не ориентировано на максимальный результат, на эффективный бюджетный механизм12.

 

Рисунок 1 - Применяемая  методика бюджетирования

 

Следствие:

    • стимулирует сохранение неэффективной сети библиотек (при сокращении сетевых расходов средства из бюджета ЦБС уходят);
    • стимулирует неэффективную работу специалиста (нет механизмов оплаты труда по результату (объему предоставляемых услуг);
    • не создает предпосылок по росту спроса на услуги (информационный голод), искусственно ограничивает рост предоставляемых услуг;
    • поддерживает высокую себестоимость услуг, неадекватную их общему объему и качеству;
    • не стимулирует создание модельных библиотек и роста их материально-технической базы;
    • приводит к искажению статистических показателей работы библиотеки.

Информация о работе Экономика и организация библиотечного обслуживания населения