Экономика и организация библиотечного обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

В работе, состоящей из двух глав, трех рисунка, двух таблиц, десяти формул, дана характеристика библиотечной системы г. Челябинска, проанализирована финансовая деятельность; проанализирована прибыль и рентабельность; выявлены изменения по составу фонду оплаты труда; определена себестоимость, прибыль и рентабельность библиотечной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЛУЖИВАНИЯ
1.2 СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ БИБЛИОТЕК И ИХ БЮДЖЕТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

476gr_YlmyxametovaЭ.A_Еkonomika mynicipalnogo xozaystva_kyrsovaya rabota.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

            Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет» (национальный исследовательский университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине «Экономика муниципального хозяйства» на тему Экономика и организация библиотечного обслуживания населения

 

 

 

 

Выполнила: Юлмухаметова Э.А.

476 группа

Проверил: Демина Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

      Челябинск 2012

 

 

 

Аннотация

 

Экономика и  организация библиотечного обслуживания населения на примере Центральной библиотечной системы г. Челябинска: Курсовая работа.

Работа предназначена  для исследования теоретической базы функционирования библиотечного облуживания населения, анализа показателей, позволяющих оценить эффективность работы муниципальной библиотеки, как с управленческих позиций, так и с точки зрения организации ее хозяйственной деятельности.

В работе, состоящей  из двух глав, трех рисунка, двух таблиц, десяти формул, дана характеристика библиотечной системы г. Челябинска, проанализирована финансовая деятельность; проанализирована прибыль и рентабельность; выявлены изменения по составу фонду оплаты труда; определена себестоимость, прибыль и рентабельность библиотечной системы.

Представлен библиографический  список, в который включено 25 наименований, что стало теоретической базой  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня перекраивается информационно-культурное пространство, библиотечное обслуживание активно  эволюционирует вслед за меняющимися потребностями пользователей, развивается система услуг, продуктов сервисов, предлагаемых населению.

Библиотека  есть уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются высочайшая востребованность, стабильность и общедоступность, обусловленные бесплатным использованием информационно-библиотечных ресурсов.

Актуальность данной темы обусловлена двумя объективными факторами: необходимостью определения  роли библиотеки в создании и развитии социально-культурной среды на региональном уровне, а также разработки новых механизмов библиотеки и их внедрении в региональное информационно пространство. Библиотеке отводиться особая роль в формировании нового человека - человека XXI века. Она - один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. Оказывая влияние на культуру человека, представления людей о жизни, о самих себе, на общественное создание, формирование и развитие культурно-информационной среды, библиотеки тем самым выполняют функции по распространению знаний и информации с гуманитарным и нравственным началом.

Степень научной  разработанности заключается в  том, что в настоящее время  экономической науке пока почти  нечего предложить в качестве теоретически обоснованного и практически  приемлемого подхода к рационализации пространственных параметров муниципальных образований библиотек. В качестве подобных факторов предлагается рассматривать, в частности, политические приоритеты, объем и тип местных полномочий, местные финансовые инструменты, а также размер финансовой помощи и объем услуг, предоставляемых центральным правительством или региональными властями.

Объектом изучения данной работы является муниципальное  образование на примере Центральной  библиотечной системы г. Челябинска.

Предметом изучения являются основное экономическое направление деятельности муниципальной библиотеки.

Целью написания  данной дипломной работы является исследование теоретической базы функционирования библиотеки, экономическое изучение муниципальной библиотеки, а также  анализ эффективности деятельности библиотеки.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть организацию  библиотечного облуживания;

определить  структуру и принципы организации  библиотечного обслуживания;

обосновать  экономический анализ библиотечной деятельности как основа формирования сети библиотек и их бюджетного обеспечения;

дать общую  характеристику Центральной библиотечной системы г. Челябинска;

представить экономический  отчет деятельности Центральной  библиотечной системы г. Челябинска.

Основной базой для изучения правовой основы муниципальных унитарных предприятий, является Федеральный Закон "Об общих принципах организации МСУ РФ" № 131 от 6 октября 2003. Базой для развития библиотечно-информационной деятельности является Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 года № 78-ФЗ.

При изучении и написании  данной работы использовались системный  и нормативно-целевой подход, методы правового, научного и сравнительного анализа, субъективно - объективного анализа  и прогнозирования.

 

1. Теоретические основы экономики и организация библиотечного обслуживания населения

1.1 Организация библиотечного  облуживания

 

Важнейшим факторов развития "новой экономики" становится широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий во все  сферы экономики и общества, повышение прозрачности деятельности органов государственной власти. В этой связи развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа к информационным ресурсам хозяйствующих субъектов, органов государственного и муниципального управления, широких слоев населения независимо от территориального расположения является приоритетной задачей государственной политики на среднесрочную перспективу.

Построить экономику, основанную на знаниях, можно только обеспечив  всех граждан полной информацией о прошлом и настоящем знании.

Для России с ее огромными  территориями и распределенными  интеллектуальными ресурсами выход  только один - максимально быстро развивать  библиотеки - насыщать их электронной  информацией, создавать базы всех ресурсов, имеющихся в каждой библиотеке, создавать и поддерживать инфраструктуру информационного обеспечения ученых, учителей, менеджеров, медицинских работников. Если мы хотим избежать дискриминации и предоставить всем гражданам страны равные возможности доступа к информации, приоритет должен быть отдан электронным ресурсам"1.

Вопросы библиотечного обслуживания (а значит, и самого существования  библиотек!) в муниципальных административных территориях разного уровня нашли  отражение в законе "Об общих  принципах организации местного самоуправления …", Глава 3 "Вопросы местного значения", статьи 14-16. И это представляется неслучайным.

Муниципальные (публичные, общедоступные) библиотеки в городах и сельской местности внесли огромный вклад  в развитие местного самоуправления посредством своего взаимодействия с органами местной власти и с местным населением. Эти библиотеки традиционно являются особым сектором культурной и информационной сферы общественной жизни в России, составляя треть всей сети библиотек и обслуживая более 40 % населения. Максимальная приближенность к людям и доступность позволяет выполнять им роль социального гаранта для самых широких слоев общества в получении знаний и информации, приобщении к культуре. В публичной библиотеке, как правило, "сходятся" многие потребности общества.

Востребованность библиотек  в последние годы не снижается, а  в ряде регионов существенно возросла: людям необходима новая и актуальная литература, свободный доступ ко всем видам информации, получение образования  и самообразования.

Органы местного самоуправления, ответственные за благополучие местного сообщества, правовое воспитание и  просвещение граждан, обучение их основам  организации жизни в новых  условиях, приобщение к культуре и  информации, не менее заинтересованы в развитии местной общедоступной библиотеки.

В соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления …" организация  библиотечного обслуживания относится  к вопросам местного значения, является предметом ведения и прямой обязанностью органов местного самоуправления поселений (Статья 14) 2.

Основной организационно-структурной  формой общедоступного библиотечного  учреждения на территории России (в  городах и в сельских районах), начиная с середины 1970-х гг., были централизованные библиотечные системы (ЦБС). Объединенные в ЦБС библиотеки смогли создать более мощный информационный потенциал для удовлетворения потребностей людей разных возрастных, образовательных, социальных уровней в книге, знании, информации и культуре, позволяли экономнее и рациональнее использовать средства и материальные ресурсы. Работники ЦБС, объединенные в единый коллектив, имели равные возможности обмениваться опытом, систематически повышать свою квалификацию.

В условиях централизации  сложилось понятие "библиотечная система", включавшая различные звенья (ЦБ и библиотеки-филиалы), каждое из которых несло определенную функциональную нагрузку, в то же время усиливая потенциал всей системы.

Сокращение сети библиотек (особенно в сельской местности) в  ходе административной реформы и становления местного самоуправления приводит к изменению количественных и качественных параметров ЦБС, часть библиотек-филиалов ликвидируется или преобразуется.

Процесс полного или частичного "распада" ЦБС сопровождается "выходом" библиотек-филиалов из состава централизованной системы по разным причинам. В ряде случаев отдельные библиотеки объединяются с другими организациями, образуя новые организационные модели.

Одним словом, в новой  ситуации не гарантируется сохранение ЦБС в традиционной форме ни в городах, ни в сельской местности. И это обстоятельство вызывает необходимость реорганизации отдельных библиотек и целых библиотечных систем с последующим изменением их статуса, типологии и функциональных особенностей, приоритетов развития.

Сегодня могут рассматриваться различные варианты организационных библиотечных структур. Однако в любом варианте должны находиться разумные доводы в пользу сохранения библиотечной системы. Целесообразность сохранения библиотечных систем с учетом определенной их реорганизации диктуется соображениями экономичности и сохранения единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах одной или нескольких территорий.

В соответствии с нормой закона "Об общих принципах организации …" (статья 15, п.4) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района3. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

экономический анализ бюджетное обеспечение

Отношения между  библиотеками в рамках библиотечной системы одной территории или  разных территорий, а также между  библиотеками и другими организациями  строятся соответственно - на договорной основе. Содержание договоров зависит от предмета договоренности: на проведение работ, предоставление услуг (закупка, обработка, доставка литературы, предоставление права доступа к сводному ЭК, оказание профессиональной помощи и др.); о сотрудничестве между библиотеками данной системы с другими организациями (создание ЭК, БД, проведение мероприятий и др.); об исключительном праве на реализацию услуг или проведение работ на определенных условиях (создание методик, разработок, пригодных для внедрения); о передаче производственных фондов или материальных ресурсов (литература, передаваемая во временное пользование по ВСО или МБА; оборудование и технические средства, предоставляемые для проведения мероприятий и др.).

Такие структуры способны, с одной стороны, служить проводниками управляющих воздействий (если осуществляются экономическими методами), а с другой - обеспечивать возможности самоорганизации и саморазвития. В любом случае, создаются лучшие условия доступа жителей к информации, знаниям, культуре. Налаженные взаимосвязи библиотек особое значение приобретают в процессах информатизации и интеграции, создания сетей и систем доступа, включения библиотек различного уровня территорий и форм собственности в единую информационную систему.

В соответствии со статьей 15 (п.2) закона "Об общих принципах организации…" органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями4.

В отношении библиотечной сферы это означает возможность  сохранения организации библиотек, близкой к традиционной ЦБС (разновидности  ЦБС). Наиболее традиционной организационной  формой библиотечного обслуживания на уровне муниципальных образований остаются системы, включающие библиотеки системы МК и МК РФ, расположенные в границах одной или разных территорий, входящих в состав одного или разных муниципальных образований.

Библиотечная  система в форме объединения  муниципальных библиотек (ОМБ). В состав ее входят библиотеки сельские (населенных пунктов), а также поселковые, городские, детские муниципальные общедоступные (публичные). Возглавляет систему центральная районная библиотека (ЦБ). Библиотеки, входящие в состав ОМБ, обеспечивают информационные потребности всех групп населения на основе использования единого фонда данной системы5.

Информация о работе Экономика и организация библиотечного обслуживания населения