Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:16, курсовая работа
Цель работы: изучить доходы населения Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экономико_- математический, экспертных оценок, группировок.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение……………………………………………………….…………………..4
1_Доходы населения: понятие, виды и источники формирования…………………………..………………………………………....6
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность……………….10
3_Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты……………………………………………………………………………12
4 Доходы населения Республики Беларусь……………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список использованных источников……………………………………….…..28
В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
По предварительной оценке, за 2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономики возрастет на 5%.
Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.
Заключение
Таким образом, доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.
С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными).
Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое.
Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».
Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.
Бедность - это обусловленное
низким уровнем дохода недопустимое
лишение необходимых
Официальный порог бедности и критерий нуждаемости, как правило, не совпадают. Критерий нуждаемости должен быть гибким показателем и регулярно пересматриваться, как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны.
Причинами бедности являются низкий уровень экономического развития страны, безработица войны и военные конфликты, влекущие за собой разрушение промышленности, дорог и других объектов, а также массовые переселения людей, дискриминация по полу, цвету кожи, национальности, низкий уровень пенсионного обеспечения и др.
Для сокращения бедности и уменьшения степени неравенства доходов государство проводит соответствующую социальную политику. Она включает комплекс мер по поддержанию уровня доходов граждан и созданию условий для удовлетворения их первостепенных нужд. В рамках социальной политики разрабатываются программы социального страхования и программы государственной помощи. Средства социального страхования распределяются в форме денежных выплат (пенсии и пособия), финансирования услуг (оплата лечебно-профилактической помощи, содержание домов-интернатов, покрытие затрат на организацию лечения и отдыха инвалидов и престарелых) и предоставления льгот (получение отдельными группами населения конкретных материальных благ и услуг). Программы государственной помощи обеспечивают пособиями тех, кто не имеет необходимых доходов в силу жизненных неудач, а также тех, кто содержит маленьких детей.
У политики перераспределения доходов и их выравнивания есть как сторонники, так и противники. Основной аргумент в пользу равенства доходов состоит в том, что любое перемещение доходов от относительно богатых граждан к относительно бедным увеличивает общую полезность в обществе, поскольку способствует удовлетворению более насущных потребностей за счет менее насущных. Главный довод оппонентов данной политики заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и в конечном счете оборачивается снижением уровня дохода в будущем.
Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения.
Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией.
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2009г. составил 76,7%.
Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-апреле 2009г. составила 937,3 тыс. рублей, в том числе в апреле - 965,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с мартом текущего года на 0,9%, или на 8,5 тыс. рублей.
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда.
В мае 2009г, средний размер пенсии назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 391 тыс. рублей (116,7% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 409,3 тыс.
В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования - от 82 тыс. до 131 тыс. руб.
По предварительной оценке, за 2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономики возрастет на 5%.
Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.
Список использованных источников