Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:16, курсовая работа
Цель работы: изучить доходы населения Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экономико_- математический, экспертных оценок, группировок.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение……………………………………………………….…………………..4
1_Доходы населения: понятие, виды и источники формирования…………………………..………………………………………....6
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность……………….10
3_Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты……………………………………………………………………………12
4 Доходы населения Республики Беларусь……………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список использованных источников……………………………………….…..28
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-апреле 2009г. составила 937,3 тыс. рублей, в том числе в апреле - 965,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с мартом текущего года на 0,9%, или на 8,5 тыс. рублей. [6]
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в апреле 2009г. по сравнению с апрелем 2008 г. увеличилась на 0,4%, по сравнению с мартом 2009 г. на 0,5%.В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда - в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий - в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях.
В бюджетных организациях номинальная начисленная средняя заработная плата в июне 2009г. составила 820,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с маем 2009г. на 4,7%. реальная начисленная заработная плата за аналогичный период увеличилась на 4,3%.
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в июне 2009г. составила 1080,6 тыс. рублей, что на 6,5% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 2091,4 тыс. рублей, черной металлургии - 1495,3 тыс., химической промышленности - 1458,2 тыс. рублей, что в 1,9-1,3 раза выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях швейной промышленности средняя заработная плата составила 623,8 тыс. рублей, текстильной - 706,6 тыс., кожевенной, меховой, обувной -798,2 тыс., деревообрабатывающей - 799,5 тыс. рублей, или на 42-26% ниже, чем в среднем по промышленности. [6]
В строительных организациях в июне текущего года средняя заработная плата составила 1401,8 тыс. рублей, или на 38,1% выше, чем в среднем по республике.
В организациях транспорта средняя заработная плата в июне 2009г. сложилась в размере 1163,4 тыс. рублей, в том числе автомобильного - 969.4 тыс., железнодорожного- 1286,3 тыс., трубопроводного - 1559,8 тыс., авиационного- 1573,8 тыс. рублей.
В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в июне 2009г. составила 700,2 тыс. рублей, что на 31% ниже, чем в среднем по республике.
В учреждениях здравоохранения
заработная плата сложилась в
размере 824,7 тыс. рублей, в том числе врачей - 1424,6 тыс.,
среднего медицинского персонала - 804,3
тыс., младшего медицинского персонала
- 501,1 тыс.; учреждениях образования - 745,9
тыс., в том числе учителей - 845,2 тыс., профессорско-
Просроченная задолженность по заработной плате в Республике Беларусь по перечню обследуемых организаций составила 1814,7 млн. рублей, или 0,1% от фонда заработной платы по республике за апрель. [6]
Опережающему повышению заработной платы в сельском хозяйстве способствовала реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. [5]
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.
Следует отметить, что
в республике в 2000-е годы рост минимальной
заработной платы значительно опережал
рост средней заработной платы. Это
преследовало цель максимально подтянуть
заработки низкооплачиваемых
Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.
В связи с тем, что индекс потребительских цен за июль 2009 г. не превысил пятипроентный порог к месяцу предыдущей индексации (январь 2009г.), пособия и стипендии безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 18 %. [17]
Населению, получающему доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Индексация осуществляется по нормативу, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции». Индексируется доход в пределах 249 410 рублей - 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 249 410 рублей, индексации не подлежит.
Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).
В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, - пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. - по инвалидности, 138,2 тыс. - по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек. [15]
На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это - одни из самых высоких показателей среди государств - участников СНГ.
В мае 2009г, средний размер пенсии назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 391 тыс. рублей (116,7% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 409,3 тыс. рублей, по инвалидности - 361,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 244,4 тыс. рублей, социальной пенсии - 182 тыс. рублей.
Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в мае 2009г. по сравнению с маем 2008г. уменьшился на 1,4%, по сравнению с апрелем 2009г. - на 0,2%.
В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.
Так, в 2008 году в связи с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).
Кроме того, в связи
с увеличением бюджета прожиточ
В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:
Так, с введением в 2003 году системы персонифицированного учета в пенсионном обеспечении началось формирование комплексной электронной базы данных на будущих пенсионеров. Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховых отчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, что позволяет исчислять пенсию в более тесной увязке с суммой уплаченных взносов. [5]
Реализация Закона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2009 года, обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием детей, льготы на питание, материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья и т.д.
Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
С 1 февраля 2009г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 188 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 70 тыс. руб.
Материальная поддержка
учащейся молодежи осуществляется в
виде выплат различных видов
В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования - от 82 тыс. до 131 тыс. руб.
Размер социальной стипендии студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования - 63 тыс. руб. [13]
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.
Безналичные жилищные субсидии в 2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, средний размер субсидии составил 38 тыс. руб. (в 2007 году - 31 тыс. руб.).
В настоящее время
на социально-экономическое
Вместе с тем в начале 2009г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.
Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.
В 2009 году сокращение заработной
платы по причине кризиса может
коснуться сотен миллионов
По оценке экспертов, реальная заработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1%, а во многих государствах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. По прогнозам, рост зарплаты в промышленно развитых странах сократится с 0,8% в 2008 году до 0,5% в 2009 году.
Министерством экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% - на продовольственные и непродовольственные товары
В целях недопущения
падения реальных доходов населения
Правительством принято решение
о ежемесячном мониторинге
Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009г. № 100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты).
При этом смягчен критерий
для получения льготного
Указом Президента Республик Беларусь от 23 января 2009г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии). [5]
Постановлением Совета Министров от 28 января 2009г. № 103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.