Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:53, курсовая работа
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
К числу приоритетных расходов областного бюджета Администрация Астраханской области отнесла следующие виды расходов:
¾ Своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы с возможной индексацией;
¾ Погашение долговых обязательств Администрации области;
¾ Адресная поддержка малоимущих категорий граждан;
¾ Финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований;
¾ Погашение задолженности бюджетной сферы за потребленную тепло- и электроэнергию;
¾ Обеспечение финансирования бюджетной сферы в осенне-зимний период.
Вышеперечисленные приоритеты практически те же самые, что и в 2001-2002 г.г.
Существенный рост по отношению к 2003 году получили следующие расходы:
по разделу
“Судебная власть” - на 36,2%, по разделу
“Правоохранительная
Основными причинами
увеличения расходов по указанным разделам
является обеспечение в полном объеме
решений по увеличению с 1 октября 2003
года в 1,33 раза должностных окладов
работников бюджетной сферы, в 1,11 раза
денежного довольствия
Следует признать оправданным значительное увеличение по сравнению с 2003 годом расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, учитывая рост числа чрезвычайных ситуаций за последние годы.
Вывод.
Таким образом, для обеспечения финансовыми ресурсами приоритетных направлений финансирования темпы роста по многим бюджетным расходам ограничены. Фактически сокращаются расходы на финансирование разделов, определяющих развитие реального сектора экономики: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, дорожного хозяйства.
Практически по всем разделам расходов в 2004 году намечается увеличение финансирования по сравнению с 2003 годом. Сокращены только расходы по разделу “Международная деятельность” с 5,5 млн. рублей в бюджете 2003 года до 5,2 млн. рублей в проекте бюджета на 2004 год. Расходы территориального дорожного фонда сокращаются на 6,1% по отношению к бюджету 2003 года, расходы целевого фонда Администрации области – на 27,3% по отношению к бюджетным назначениям 2003 года.
Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.
В сфере бюджетной политики направления действий государства закрепляются законом о бюджете очередного года путем фиксации доходов и расходов в рамках функциональной бюджетной классификации (далее ФБК). Ее расходные показатели утверждаются статьей 124 проекта закона по “разделам и подразделам” ФБК с отсылкой к Приложению 11 к закону о бюджете, а также по “целевым статьям и видам расходов” с отсылкой к приложению 12. В то же время доходы лишь учитываются проектом закона “по основным источникам” в статье 24 без явной привязки их к Бюджетной классификации. В результате доходы представлены в законе о бюджете не в том формате, как расходы, и не в той системе, в какой они будут учитываться в ходе исполнения бюджета. Это создает почву для всевозможных неясностей, различных толкований, несопоставимости данных и других нестыковок, затрудняющих возможность контроля за исполнением закона о бюджете.
Между тем
нормы действующего бюджетного законодательства
разрешают Правительству
Современное состояние межбюджетных отношений также требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджета субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней социально-экономического развития регионов, но и усугубила их различия. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.
В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самодеятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании Доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, Ускорении социально-экономических реформ.
Предлагается повысить финансовую самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации. Должна возрасти роль и ответственность региональных бюджетов по финансированию комплекса расходов, связанных с профессионально-техническим обучением; проведением землеустроительных и природоохранных работ и мероприятий с одновременным отстранением федерального бюджета от финансирования не свойственных ему функций.
При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам Российской Федерации расходов и выпадающих доходов вызываемых принятием решений на федеральном уровне.
Для повышения
заинтересованности регионов в наполнении
федерального бюджета доходами должна
быть установлена прямая зависимость
получения из федерального центра финансовой
помощи от степени выполнения задания
по мобилизации доходов в
Следует исключить практику многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъекта Российской Федерации. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться только через федеральный фонд финансовой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, определяемые по единой формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и создания условий среднесрочного бюджетного прогнозирования на региональном уровне требуется обеспечить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от Фонда финансовой поддержки регионов. Их следует закрепить как минимум на три года с фиксацией на тот же период удельного веса фонда финансовой поддержки регионов в доходной части федерального бюджета.
Важное условие нормального функционирования межбюджетных отношений – финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Уклониться от федерального контроля за использованием бюджетных средств можно будет при единственном условии – полном отказе от получения субвенций из федерального бюджета и отчислений от общегосударственных доходов и налогов.
Также без понижения уровня инфляции не могут быть успешно использованы затраты бюджета, направленные на социальные потребности. Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не может превышать 3% валового национального продукта, иначе не может нормально функционировать финансово – кредитная система, а, следовательно, не может проходить переход к рыночным отношениям.
Кроме антиинфляционных методов, необходимо усовершенствовать организацию бюджетной системы, изменить структуру бюджета. Кроме того, необходимо: во первых, уменьшить затраты бюджета на дотации для покрытия разницы в ценах на сырье и энергоносители, на сельскохозяйственную продукцию; во вторых, уменьшить объем централизованных капиталовложений (на него приходится больше чем половина общего объема капиталовложений) за счет расширения госпрозрасчетного самофинансирования капитального строительства; в третьих, решительно сократить затраты на государственный аппарат.
Однако главным в оздоровлении финансов является не столько сокращение затрат, сколько увеличение доходов бюджета. Огромное значение при этом имеет разработка и принятие общего законодательного акта про бюджетную систему, и бюджетный процесс в стране. Например, в США есть специальный закон про бюджетный процесс, на основе которого можно создать самый рациональный вариант бюджета. Так, у конгресс США передается проект бюджета, который разрабатывается аппаратом президента. Конгресс, имея свой научно – исследовательский центр, создает на альтернативной основе свой проект бюджета, который выносится на обсуждение конгресса и общественности. Через анализ, дискуссии, согласовательные комиссии принимается оптимальный вариант бюджета (до 1 октября, когда в США начинается новый финансовый год). Отдельно утверждается доходная часть бюджета. На основе закона про бюджетный процесс становится возможным сокращение уже принятых расходов. Этот позитивный опыт заслуживает внимания и в нашей стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы.
Бюджет – это центральное
звено системы финансов, поэтому
он отражает все основные качественные
признаки финансов. Бюджет необходим
каждому государству для
Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.
Межбюджетные отношения – это отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Система межбюджетных отношений обеспечивает решение следующих основных задач: гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством; обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней; упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов; обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий. Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов.
Доходы бюджета – это часть
централизованных финансовых ресурсов
страны, необходимых для выполнения
государственных функций, и представляют
собой денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходы государственного бюджета
подразделяются на: налоговые поступления;
неналоговые поступления; доходы от
продажи основного капитала; официальные
трансферты. В составе доходов
государственного бюджета роль и
значение налоговых и неналоговых
поступлений весьма велика, поскольку
80-90 % всех доходов приходится на долю
этих поступлений. За период 2004-2006г.г. налоговые
и неналоговые поступления
Государственными расходами
Информация о работе Государственный бюджет , как инструмент государственного регулирования