Автор: a*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:30, реферат
1. Понятие фондового рынка, его структура и виды.
Понятие фондового рынка.
Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т. е. ценных бумаг.
Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном
рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т. п.
I. Сущность фондового рынка.
1. Понятие фондового рынка, его структуры и виды.
2. Понятие ценных бумаг.
3. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке.
4. Анализ состояния и структура российского рынка ценных бумаг.
II. Первичный и вторичный фондовые рынки.
1. Особенности первичного рынка.
2. Вторичный рынок.
2. 1. Биржевой рынок.
2. 1. 1. Понятие фондовой биржи.
2. 1. 2. Организационная структура фондовой биржи.
2. 1. 3. Листинг ценных бумаг и биржевые индексы.
2. 2. Внебиржевой рынок.
3. Технология торговли, применяемая на первичном и вторичном рынках.
III. Регулятивная инфраструктура фондового рынка.
1. Государственное регулирование.
2. Саморегулируемые организации. IV. Проблемы развития российского фондового рынка.
Заключение.
Список литературы.
* Двойные
аукционные рынки - на таких
рынках между собой
-онкольные
рынки,
-непрерывные
аукционные рынки.
а) Онкольные
рынки. До начала торгов накапливаются
заявки о покупке и продаже, которые
затем ранжируются по ценовым
предложениям, последовательности поступления
и количеству. Совпадающие заявки
и предложения сравниваются, устанавливается
определенный курс, по которому можно
удовлетворить наибольшее количество
заявок о покупке и предложений
на продажу. Такие рынки широко используются
на Западе в организации двойного
режима работы фондовых бирж. Подобные
рынки начали функционировать в
России, например, в деятельности валютной
биржи.
б) Непрерывные
аукционные рынки. Именно по данной схеме
организована работа крупнейших фондовых
бирж на Западе. В период торгов на таком
рынке возникает непрерывный
поток заявок на покупку и предложений
о продаже, которые регистрируются
специально уполномоченными лицами,
сводящими между собой все
поручения продавцов и
Дилерские
рынки. На этих рынках продавцы публично
объявляют о ценах предложения
и порядке доступа к местам
покупки ценных бумаг. Покупатели согласные
с ценовыми предложениями и другими
условиями инвестирования, заявляют
о своих намерениях и приобретают
ценные бумаги. Продавцы несут обязанность
совершить сделки с любым лицом
по ценам, которые они объявили. Прямой
открытой конкуренции между продавцами
или между покупателями не происходит.
Дилерские рынки применяются
при : а) первичном размещении ценных бумаг;
б) в тендерных предложениях (публичном
предложении крупного инвестора о покупке
ценных бумаг).
Организовать
дилерские рынки можно на основе
следующих видов предложении
ценных бумаг:
-локализованного
(назначение нескольких локальных мест
продаж за наличные);
-распределенного
(создание распределительной сети из рыночных
мест, по категориям инвесторов, ценных
бумаг, формам оплаты);
-продленного
(создание постоянного
Схема
дилерских рынков в России использовалась
при первом публичном предложении
акций для частных и
III.
РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Регулятивная
инфраструктура рынка - система регулирования
рынка ценных бумаг, включающая:
- регулятивные
органы (государственные органы
и саморегулирующиеся
- регулятивные
функции и процедуры (
- законодательную
инфраструктуру рынка ценных
бумаг (регулятивные нормы,
- этику
фондового рынка (правила
- традиции
и обычаи.
Регулятивная
инфраструктура является одной из обеспечивающих
систем рынка ценных бумаг.
Существуют
следующие модели регулятивной инфраструктуры,
используемые в международной практике.
1. По
критерию "субъект регулирования"
можно выделить следующие
а) основная
регулирующая роль на рынке ценных
бумаг принадлежит государству.
Пример-Франция;
б) регулирование
разделено между государством и
саморегулирующимися органами (добровольными
объединениями профессиональных участников
рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.
2. По
критерию "жесткость регулирования"
возможно выделить следующие модели регулятивной
инфраструктуры:
а) основанные
на жестких, детально расписанных правилах
и формальных процедурах, детальном
контроле за их соблюдением (США);
б) базирующиеся
на широком использовании, наряду с
жесткими предписаниями, неформальных
договоренностей, традиций, рекомендаций,
согласованного стиля поведения, переговоров
по разрешению сложных ситуаций и
т. п. (Великобритания).
В зависимости
от выбора модели рынка ценных бумаг
характер регулятивной инфраструктуры
может быть банковским, небанковским
или смешанным.
Регулятивная
инфраструктура фондового рынка
в России характеризуется:
- смешанной
моделью инфраструктуры;
- гипертрофированной
ролью государства в
- значительными
пробелами в законодательстве
о ценных бумагах;
- жесткими
предписаниями и слабым
- отсутствием
правил честной практики на
рынке ценных бумаг, формально
предназначенных
- отсутствием
традиций и обычаев (в связи
с 70-летним перерывом в
1. Государственное
регулирование
Государственное
участие в регулировании
Основные
функции государства в
а) идеологическая
и законодательная (концепция рынка,
программа ее реализации и т. п. ;
б) концентрация
ресурсов на цели создания рынка и
его инфраструктуры;
в) установление
"правил игры" (требований к участникам,
операционных и учетных стандартов);
г) контроль
за финансовой устойчивостью и безопасностью
рынка (надзор за финансовым состоянием
инвестиционных институтов, принятие
мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением
правовых и этических норм, применение
санкций);
д) создание
системы информации о состоянии рынка
ценных бумаг и обеспечение ее открытости
для инвесторов;
е) формирование
системы защиты инвесторов от потерь
(в т. ч. государственные или смешанные
схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение
негативного воздействия на фондовый
рынок других видов государственного
регулирования (монетарного, валютного,
фискального, налогового);
з) предупреждение
чрезмерного развития рынка государственных
ценных бумаг (отвлекающего часть денежного
предложения инвестиционных ресурсов
на покрытие непроизводительных расходов
государства).
Другим
аспектом роли государства на рынке
ценных бумаг является то, что оно
выступает крупнейшим эмитентом (финансирование
государственного долга) и инвестором
(государственная
Российский
фондовый рынок имеет исключительно
сложную и противоречивую структуру
государственных органов, регулирующих
рынок. Эта сложность объясняется
тремя причинами:
1) смешанная
модель рынка ценных бумаг
(центральный банк и
2) активное
вмешательство в регулирование
рынка ценных бумаг
3) неустойчивость
и конкуренция властных
2. Саморегулируемые
организации.
Саморегулируемыми
организациями признаются предпринимательские
ассоциации, добровольные объединения,
устанавливающие для своих членов формальные
правила в ведении бизнеса.
В странах
с рыночной экономикой обязательно
существует одна или несколько ассоциаций
инвестиционных институтов, действующих
в национальном масштабе и признанных
в этом качестве государством как
основных представителей профессионального
сообщества в области ценных бумаг.
В случае такого признания государство
передает часть своих функций
по надзору и регулированию рынка.
Саморегулируемые
организации обладают следующими основными
признаками:
- это
добровольное объединение;
- членами
являются профессиональные
- выполняют
функции саморегулирования и
установления формальных правил ведения
бизнеса;
- выполняют
функции, переданные им
Виды
саморегулируемых организаций.
Международные
организации - Международная организация
фондовых бирж.
Национальные
организации - обычно в каждой стране
существуют организации, претендующие
на представительство интересов
профессионального рынка ценных
бумаг данной страны. В США это
Национальная ассоциация инвестиционных
дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация
инвестиционных дилеров и т. д.
Региональные
организации учреждаются в
Классификация
саморегулируемых организаций в зависимости
от видов участников фондового рынка,
которые их создали приведена в схеме
7 (см. приложение).
Кроме
организаций профессиональных участников
бумаг существуют и другие виды организаций
участников рынка ценных бумаг. С
целью защиты интересов свои организации
также создают эмитенты, институциональные
и частные инвесторы.
Саморегулируемые
организации в России.
По
российским правовым нормам саморегулируемые
организации могут принимать форму ассоциаций,
профессиональных союзов или профессиональных
общественных организаций.
Функции
российских саморегулируемых организаций
соответствуют общепринятым в мировой
практике:
саморегулирование
деятельности участников на рынке ценных
бумаг,
поддержание
высоких профессиональных стандартов
и подготовка персонала,
развитие
инфраструктуры фондового рынка,
проведение
совместных научных разработок,
коллективное
предпринимательство своих
Надзор
за деятельностью саморегулируемых
организаций и контроль за их созданием
осуществляется Федеральной Комиссией
по ценным бумагам и фондовым биржам.
Примеры саморегулируемых организаций в России приведены в следующей таблице.
Виды саморегулируемых Наименование организаций
Организации фондовых бирж Союз фондовых бирж, Ассоциация валютных бирж
Организации компаний по ценным бумагам Фондово-эмиссионный синдикат и др. , Ассоциация российских банков