Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год” на:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебную власть;
- международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
- промышленность, энергетику и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
- образование;
- здравоохранение и физическую культуру;
- иные расходы.
На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Содержание

1. Введение
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.2 Понятие бюджетного процесса и его принципы
1.3 Участники бюджетного процесса
1.4 Органы, обладающие бюджетными полномочиями
1.5 Полномочия участников бюджетного процесса
1.6 Составление проекта бюджета
1.7 Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов
1.8 Рассмотрение и утверждения бюджета
1.9 Исполнение бюджета
1.10 Отчет об исполнении бюджета
2. Бюджетный процесс в зарубежных странах
3. Роль и место бюджетного планирования в бюджетном процессе
4. Бюджетный процесс в условиях перехода к рынку
5. Классификация и анализ существующих методов бюджетного планирования
Заключение
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 131.86 Кб (Скачать)

Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные  с поступлением в федеральный  бюджет доходов и поступающих  из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с  санкционированием и финансированием  расходов федерального бюджета, в Главной  книге Федерального казначейства. Федеральное  казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов  об исполнении федерального бюджета.

Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

 

1.9 Отчет об исполнении бюджета

 

Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

  В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.

В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение  о том, что ежегодно не позднее 1 июля текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона. Счетная  палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную  Думу. Государственная Дума рассматривает  представленный Правительством отчет  в течении 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

Наряду  с указанными лицами на заседании  Государственной Думы могут выступить  либо представить доклады с анализом рассмотренных в течении года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

По  итогам рассмотрение отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная  Дума принимает одно из следующих  решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

 

2 Бюджетный процесс в зарубежных странах

 

Работа по составлению проекта  государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, в  Японии — за 7, во Франции — за 14, в США — за 18, в России в  последние годы — за 9-10 месяцев).

Проект бюджета разрабатывается  органами исполнительной власти, как  правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом  — Административно-бюджетным управлением  при президенте. Работа по составлению  проекта бюджета начинается с  подготовки министерством финансов (или специальным органом в  США) директивных указаний руководителям  министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

При составлении проекта бюджета  ставятся задачи: активного его воздействия  на повышение эффективности экономики; обеспечения согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами —  прогнозами правительства; установления необходимых пропорций и приоритетов  в расходовании средств. Разработка бюджета увязывается в целом  с экономическими программами страны с учетом общих перспектив развития. От состояния сбалансированности бюджета  зависит сбалансированность экономики.

После одобрения проекта бюджета  высшим исполнительным органом (кабинетом  министров, а в США — президентом) проект бюджета поступает в законодательный  орган — парламент, который рассматривает  его в нескольких чтениях (в России — в четырех) и утверждает. Бюджет, как правило, обсуждается каждой палатой парламента (в России и Франции сначала в нижней, а затем в верхней; в США — одновременно в обеих палатах). В палатах парламента создаются специальные комитеты и комиссии (например, согласительные), которые детально анализируют представленный проект по статьям и вносят коррективы.

Важное значение при рассмотрении проекта бюджета в парламенте имеет бюджетная инициатива, то есть право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В ряде развитых стран (Франция, Великобритания и др.) члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых начетов, если они не являются одновременно членами правительства. Такое правило расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. Бюджетные права Конгресса США обусловливают главенствующую роль в бюджетной процедуре членам Конгресса.

Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета  законодательным органом и подписью главы государства (в России, США  — президентом, в Великобритании — королевой).

После утверждения бюджета начинается третья стадия исполнения бюджета: получение  утвержденных доходов, главным образом  налогов, и осуществление предусмотренных  бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, называемого финансовым, или бюджетным, годом. Его временные границы в разных странах различны в США — с 1 октября по 30 сентября, в Великобритании и Японии — с 1 апреля по 31 марта, в России и Франции — с 1 января по 31 декабря).

Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета: организация сбора бюджетных  средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета  и отчетности. В большинстве стран  существует банковская система кассового  исполнения бюджета, при которой  банки, главным образом центральный банк, выступают главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, суть которого в том, что все полученные бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке. С этого счета производятся все расходы государства.

После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством  финансов и утверждение его парламентом. В России помимо официального Государственная  Дума рассматривает еще два отчета об исполнении бюджета за предыдущий год — Федерального казначейства и Счетной палаты. Практика последних  лет показывает, что очередной  бюджет был исполнен в значительно  меньшей части, чем планировалось. Если, по данным Федерального казначейства, бюджетные доходы и расходы были идентичны (сколько заработали, столько и потратили), то Счетная палата в период высокой инфляции обращала внимание на обратное: денег в государственную казну поступало больше, чем было израсходовано. Принятие для расчетов бюджета страны заниженного показателя инфляции давало возможность за счет более высоких фактических ее темпов добиться выполнения плановых налоговых поступлений и рассчитаться с бюджетными назначениями без индексации по превышению цен.

 

3 Роль и место бюджетного  планирования в бюджетном процессе.

 

В настоящее  время в Российской Федерации  проводится реформа бюджетной системы, суть которой состоит в переходе от идеологии контроля над затратами  к идеологии управления результатами путем оптимальной децентрализации  управления общественными финансами. Первый уровень децентрализации  будет достигнут путем реформы  межбюджетных отношений (с 2006 года), второй – за счет реформы бюджетного процесса (с 2007 года), третий – за счет реструктуризации бюджетной сети (с 2008 года).

В финансовых органах чрезвычайно актуальна  проблема перехода на новые методы расчета бюджета.  В соответствии с концепцией бюджетных реформ в  РФ, в настоящее время активно  ведутся исследования в области  организации среднесрочного финансового  планирования и бюджетного планирования, ориентированного на результат.

В структуре  бюджетного механизма выделяют следующие  блоки, обусловленные функциональными  особенностями управления бюджетными отношениями:

а) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

б) исполнения бюджета;

в) бюджетного контроля.

Каждому из блоков присущи специфические  методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный механизм состоит из элементов (блоков), которые  обеспечивают выполнение этапов бюджетного цикла. Таким образом, из бюджетного механизма можно выделить, например, механизм бюджетного планирования, который  обладает своим предназначением, организацией и методами.

Финансовое  планирование на общегосударственном  и территориальном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

В систему  финансовых планов входят перспективные  финансовые планы и сводные финансовые балансы (СФБ), составляемые на общегосударственном  и территориальном уровнях управления.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов  и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три  года по укрупненным показателям  бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточнения прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и  использованных в государстве или  на определенной территории. Сводный  финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых  фондов и предприятий, расположенных  на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного  финансового плана, т. е. бюджета.

Таким образом, бюджетное планирование – это  один из элементов системы управления бюджетом, предназначение которого состоит  в составлении и утверждении  бюджетного плана на основании прогнозируемых данных и в соответствии с целями бюджетной политики.

Систему бюджетного планирования можно представить  в виде схемы на рисунке 1.

Рис. 1. –  Система бюджетного планирования.

 

Со сводным  финансовым планированием тесно  связано бюджетное прогнозирование.

Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Под прогнозом  развития бюджета подразумевается  комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей.

Цель  бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий  и перспективных оценок разработать  и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения  по его укреплению.

При разработке прогноза развития бюджета могут  быть использованы различные методы.

Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов.

Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в  отдельных отраслях науки и народного  хозяйства.

Применение  этих двух методов одновременно; при  этом используются как объективные  тенденции развития, так и мнения экспертов.

Следующий этап бюджетного планирования – процесс  составления проекта бюджета. Главная  задача разработки проекта бюджета  – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью  финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной  власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных  прогнозом экономического и социального  развития государства и территорий. Главным источником информации для  составления проекта бюджета  служит прогноз социально – экономического развития государства или территории, которая в свою очередь разрабатывается  на основе данных экономического и  социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый  год и других показателей.

В основу разработки проекта федерального бюджета  закладываются направления планируемой  финансово-бюджетной политике, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерства экономики РФ прогнозе социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового  баланса. Также, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным  банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных  прогнозов социально- экономического развития страны.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации