Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– расмотреть сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ;
– изучить реализацию бюджетного федерализма в РФ, распределение расходов и доходов на уровне бюджетной системы;
– определить и исследовать основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и принципы бюджетного федерализма ………………………5
1.1 Понятие и сущность бюджетного федерализма …………………………...5
1.2 Принципы и инструменты бюджетного федерализма в РФ….………….…8
2. Анализ бюджетного федерализма в России ……………………………..19
2.1 Распределение расходов на уровне бюджетной системы…….…………... 19
2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной системы ………….…...… 27
3. Проблемы и направление совершенствования бюджетного
федерализма в РФ ………………………………………………………………34
3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ ………………………………...34
3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма
в РФ ………………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….... 44
Согласно действующему бюджетному законодательству РФ распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ может быть представлено в виде таблицы приложение 1
Различие
между разграничением и распределением
доходов между бюджетами БС РФ может быть
проведено по следующим критериям
Таблица 2.2.
Сравнительная характеристика разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Критерии | Разграничение
доходов между бюджетами |
Распределение
доходов между бюджетами |
В чьей компетенции находится | Федеральные органы государственной власти | Федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных районов |
Нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы | Бюджетный кодекс Российской Федерации | Федеральные законы (за исключением БК РФ); законы субъектов РФ; решения представительных органов местного самоуправления муниципального района |
Бюджеты, в которые зачисляются доходы по установленным нормативам | Федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов | Бюджеты субъектов РФ; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения |
Виды нормативов | Единые нормативы | Единые нормативы; дифференцированные нормативы |
Срок действия нормативов | На постоянной основе | На постоянной основе; на очередной финансовый год |
Виды налогов, по которым устанавливаются нормативы | Федеральные налоги и сборы; налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами; региональные налоги; местные налоги | Федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные налоги, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ; федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района |
В отличие от разграничения доходов между бюджетами, которое относится к компетенции только федеральных органов государственной власти, распределение доходов между бюджетами может осуществляться органами государственной власти обоих уровней и органами местного самоуправления муниципальных районов. При этом нормативы по доходам, закрепляемым за бюджетами в порядке их разграничения, определяются БК РФ; нормативы отчислений по доходам, распределяемым между бюджетами, могут устанавливаться иными (кроме БК РФ) актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Для бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований различного вида законодательством Российской Федерации предусматривается как закрепление за ними доходов в порядке разграничения, так и передача им доходов, подлежащих зачислению в иные бюджеты. В то же время в федеральный бюджет могут зачисляться только закрепленные за ним доходы, а в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – только доходы, передаваемые им органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга. Бюджетным кодексом РФ определяются нормативы зачисления в бюджеты всех видов налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При этом устанавливаются единые нормативы для бюджетов субъектов РФ, единые нормативы для бюджетов поселений, единые нормативы для бюджетов муниципальных районов и единые нормативы для бюджетов городских округов, закрепляемые за соответствующими бюджетами исключительно на постоянной основе. В свою очередь передача доходов в порядке их распределения осуществляется путем установления нормативов отчислений в нижестоящие бюджеты от любых видов налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных районов. Причем могут устанавливаться как единые нормативы отчислений для бюджетов поселений, единые нормативы для бюджетов муниципальных районов и единые нормативы для бюджетов городских округов, утверждаемые на постоянной основе, так и дифференцированные нормативы отчислений для местных бюджетов и для бюджетов субъектов РФ, принимаемые на очередной финансовый год.
Рассмотрим динамику распределения расходов на уровне бюджетной системы за 2009–2010 гг. Федеральный бюджет на 2010 год по расходам составил в сумме 2 768 085,8 млн. рублей и доходам в сумме 3 273 844,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16 130 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в сумме 505 758,8 млн. рублей. Сравнительный анализ экономической структуры бюджета 2009 и 2010 гг. (представлен в табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Экономическая структура расходов проектов федерального бюджета на 2010 г. по сравнению с 2009 г.
Экономические статьи | Сумма, млрд. руб. | Доля в расходах, % | Темпы
роста | |||||
2010 | 2009 | 2010 | 2009 | |||||
I. Текущие расходы | 2463,4 | 2182,0 | 92, 6 | 93,1 | 1,13 | |||
1. Закупки товаров и оплата услуг | 1108,4 | 947, 0 | 41,7 | 40,3 | 1,17 | |||
Из них: | ||||||||
оплата труда | 435,1 | 362,3 | 16, 4 | 15,4 | 1,2 | |||
начисления на фонд оплаты труда | 71,4 | 56, 9 | 2,7 | 2,4 | 1,25 | |||
медикаменты и прочие лечебные расходы | 14,1 | 12,5 | 0,5 | 0,5 | 1,13 | |||
продукты питания | 34, 6 | 32,1 | 1,3 | 1,4 | 1, 08 | |||
оплата ГСМ | 27,7 | 26,1 | 1,0 | 1,1 | 1, 06 | |||
транспортные услуги | 27,1 | 20,3 | 1,0 | 0,9 | 1, 33 | |||
оплата услуг связи | 11,3 | 7,2 | 0,4 | 0,3 | 1, 57 | |||
2. Выплата процентов по государственному долгу РФ | 287, 6 | 276, 7 | 10, 8 | 11,7 | 1, 04 | |||
3. Субсидии, субвенции и трансферты | 10 67,4 | 966, 6 | 40, 1 | 41,1 | 1,1 | |||
II. Капитальные расходы | 216,5 | 192,7 | 8,2 | 8,1 | 1,12 | |||
1. Капитальные
вложения в
основные фонды |
172, 6 | 162,8 | 6,5 | 6,9 | 1,06 | |||
2. Создание
государственных
запасов и резервов 15,2 |
15, 2 | 17,5 | 0,6 | 0,7 | 0,87 | |||
3. Капитальные трансферты | 28,4 | 12,2 | 1,1 | 0,5 | 2,33 | |||
Итого | 2659,4 | 2 345,6 | 100,0 | 100,0 | 1,13 |
Федеральный бюджет на 2008 год по расходам составил в сумме 3 539 450,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 21 000 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10–11 процентов. Превышение доходов над расходами федерального бюджета составило 1 440 306,0 млн. рублей.
Федеральный бюджет на 2009 год по расходам составил в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 27 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 9,0 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2009 году в размере 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
Федеральный бюджет на 2010 год по расходам составил в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 – 8,0 процента (декабрь 2010 к декабрю 2009 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2010 году в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей.
Сравнительная таблица расходов бюджета РФ (таблица 2.2, рис. 2.1.).
Таблица 2.2.
Структура расходов бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.
Наименование | Года | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Общегосударственные вопросы | 2768085767,0 | 521432 386,8 | 623 208 393,5 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 318 542 875,6 | 455310487,3│ | 556 337 119,1 |
Национальная экономика | 263 259417,6 | 358 628 271,4 | |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 826 696,5 | 4 760 520,5 | 6 816 087,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1866022,7 | 12 110 184,9 | 54 336 280,7 |
Образование | 119 256 069,7 | 160 468 316,1 | 211 976 793,2 |
Культура, искусство и кинематография, средства массовой информации | 11 408 048,4
16 582 843,1 |
48 375 238,0 | 55 834 646,4 |
Здравоохранение и физическая культура | 42317938,3 | 94 078 574,1 | 160 347 542,0 |
Социальная политика | 12 620 991,0 | 185 874 780,1 | 216 506 387,1 |
Всего расходов | 2768 085767,0 | 3539 450558,3 | 4 431 076 807,1 |
Рис. 2.1. Расходы федерального бюджета за 2008–2010 гг.
Исходя из данных табл. 2.1.2, и рис. 2.1.1 можно сказать, что расходы бюджета с каждым годом увеличивались, всего расходов за 2008 г. – 2 768 085 767,0, за 2009 г. – 3 539 450 558,3, и в 2010 г. составили – 4 431 076 807,1 млн. руб.
В 2010 году прогнозировалось существенное увеличение возможности государства по реализации общенациональных приоритетов (табл. 2.3). По сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году расходы – на 1074,9 млрд. рублей (24,5%).
Таблица 2.3.
Основные параметры федерального бюджета
Показатели | 2008 (отчет) | 2009 (отчет) | 2010 (отчет) | 2009 (проект) | 2010 (проект) |
Млрд. руб. | Млрд. руб. | Млрд. руб. | Млрд. руб. | Млрд. руб. | |
Расходы, всего | 3 514,4 | 4 388,6 | 5 463,5 | 6 093,12 | 6 716,23 |
В том числе непроцентные: | 3 306,7 | 4 196,2 | 5 306,6 | 5 909,12 | 6 513,62 |
процентные | 208,4 | 192,4 | 156,8 | 184,00 | 202,61 |
Профицит | 1 612,9 | 1 770,5 | 1 501,8 | ||
Поступления в Стабилизационный фонд | 1 230,0 | 1 703,5 | 1 690,7 | 1 433,12 | 1 266,06 |
Источники финансирования дефицита (включая изменение остатков средств на счетах федерального бюджета) | -796,1 | -501,6 | 188,9 | 414,08 | 185,53 |
– привлечение | 261,0 | 436,5 | 514,3 | 748,31 | 486,10 |
– погашение | -1 057,1 | -938,1 | -325,4 | – 334,23 | – 300,27 |
Информация о работе Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы