Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– расмотреть сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ;
– изучить реализацию бюджетного федерализма в РФ, распределение расходов и доходов на уровне бюджетной системы;
– определить и исследовать основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и принципы бюджетного федерализма ………………………5
1.1 Понятие и сущность бюджетного федерализма …………………………...5
1.2 Принципы и инструменты бюджетного федерализма в РФ….………….…8
2. Анализ бюджетного федерализма в России ……………………………..19
2.1 Распределение расходов на уровне бюджетной системы…….…………... 19
2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной системы ………….…...… 27
3. Проблемы и направление совершенствования бюджетного
федерализма в РФ ………………………………………………………………34
3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ ………………………………...34
3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма
в РФ ………………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….... 44

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Согласно действующему бюджетному законодательству РФ распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ может быть представлено в виде таблицы  приложение 1  

     Различие между разграничением и распределением доходов между бюджетами БС РФ может быть проведено по следующим критериям  
 

Таблица 2.2.

     Сравнительная характеристика разграничения и  распределения доходов между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации

Критерии Разграничение доходов между бюджетами бюджетной  системы РФ Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ
В чьей компетенции находится Федеральные органы государственной власти Федеральные органы государственной власти; органы государственной  власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных  районов
Нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральные законы (за исключением БК РФ); законы субъектов  РФ; решения представительных органов  местного самоуправления муниципального района
Бюджеты, в которые зачисляются доходы по установленным нормативам Федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты  городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов Бюджеты субъектов  РФ; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
Виды  нормативов Единые нормативы Единые нормативы; дифференцированные нормативы
Срок  действия нормативов На постоянной основе На постоянной основе; на очередной финансовый год
Виды  налогов, по которым устанавливаются  нормативы Федеральные налоги и сборы; налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами; региональные налоги; местные налоги Федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные налоги, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ; федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района
 

      В отличие от разграничения доходов между бюджетами, которое относится к компетенции только федеральных органов государственной власти, распределение доходов между бюджетами может осуществляться органами государственной власти обоих уровней и органами местного самоуправления муниципальных районов. При этом нормативы по доходам, закрепляемым за бюджетами в порядке их разграничения, определяются БК РФ; нормативы отчислений по доходам, распределяемым между бюджетами, могут устанавливаться иными (кроме БК РФ) актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Для бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований различного вида законодательством Российской Федерации предусматривается как закрепление за ними доходов в порядке разграничения, так и передача им доходов, подлежащих зачислению в иные бюджеты. В то же время в федеральный бюджет могут зачисляться только закрепленные за ним доходы, а в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – только доходы, передаваемые им органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга. Бюджетным кодексом РФ определяются нормативы зачисления в бюджеты всех видов налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При этом устанавливаются единые нормативы для бюджетов субъектов РФ, единые нормативы для бюджетов поселений, единые нормативы для бюджетов муниципальных районов и единые нормативы для бюджетов городских округов, закрепляемые за соответствующими бюджетами исключительно на постоянной основе. В свою очередь передача доходов в порядке их распределения осуществляется путем установления нормативов отчислений в нижестоящие бюджеты от любых видов налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных районов. Причем могут устанавливаться как единые нормативы отчислений для бюджетов поселений, единые нормативы для бюджетов муниципальных районов и единые нормативы для бюджетов городских округов, утверждаемые на постоянной основе, так и дифференцированные нормативы отчислений для местных бюджетов и для бюджетов субъектов РФ, принимаемые на очередной финансовый год.

    2.Анализ бюджетного федерализма в России

     2.1 Распределение расходов  на уровне бюджетной  системы

 

     Рассмотрим  динамику распределения расходов на уровне бюджетной системы за 2009–2010 гг. Федеральный бюджет на 2010 год по расходам составил в сумме 2 768 085,8 млн. рублей и доходам в сумме 3 273 844,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16 130 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в сумме 505 758,8 млн. рублей. Сравнительный анализ экономической структуры бюджета 2009 и 2010 гг. (представлен в табл. 2.1.).

     Таблица 2.1.

     Экономическая структура расходов проектов федерального бюджета на 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Экономические статьи Сумма, млрд. руб. Доля  в расходах, % Темпы

роста

2010 2009 2010 2009  
I. Текущие  расходы 2463,4 2182,0 92, 6 93,1 1,13
1. Закупки  товаров и оплата услуг 1108,4 947, 0 41,7 40,3 1,17
Из  них:          
оплата  труда 435,1 362,3 16, 4 15,4 1,2
начисления  на фонд оплаты труда 71,4 56, 9 2,7 2,4 1,25
медикаменты и прочие лечебные расходы 14,1 12,5 0,5 0,5 1,13
продукты  питания 34, 6 32,1 1,3 1,4 1, 08
оплата  ГСМ 27,7 26,1 1,0 1,1 1, 06
транспортные  услуги 27,1 20,3 1,0 0,9 1, 33
оплата  услуг связи 11,3 7,2 0,4 0,3 1, 57
2. Выплата  процентов по государственному  долгу РФ 287, 6 276, 7 10, 8 11,7 1, 04
3. Субсидии, субвенции и трансферты 10 67,4 966, 6 40, 1 41,1 1,1
II. Капитальные  расходы 216,5 192,7 8,2 8,1 1,12
1. Капитальные  вложения в

основные фонды

172, 6 162,8 6,5 6,9 1,06
2. Создание  государственных

запасов и резервов 15,2

15, 2 17,5 0,6 0,7 0,87
3. Капитальные  трансферты 28,4 12,2 1,1 0,5 2,33
Итого 2659,4 2 345,6 100,0 100,0 1,13

     Федеральный бюджет на 2008 год по расходам составил в сумме 3 539 450,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 21 000 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10–11 процентов. Превышение доходов над расходами федерального бюджета составило 1 440 306,0 млн. рублей.

     Федеральный бюджет на 2009 год по расходам составил в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 27 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 9,0 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2009 году в размере 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

     Федеральный бюджет на 2010 год по расходам составил в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 – 8,0 процента (декабрь 2010 к декабрю 2009 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2010 году в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей.

     Сравнительная таблица расходов бюджета РФ (таблица 2.2, рис. 2.1.).

     Таблица 2.2.

     Структура расходов бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.

Наименование Года
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Общегосударственные вопросы 2768085767,0 521432 386,8 623 208 393,5
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства 318 542 875,6 455310487,3│ 556 337 119,1
Национальная  экономика   263 259417,6 358 628 271,4
Охрана  окружающей среды и природных  ресурсов, гидрометеорология, картография  и геодезия 826 696,5 4 760 520,5 6 816 087,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 1866022,7 12 110 184,9 54 336 280,7
Образование 119 256 069,7 160 468 316,1 211 976 793,2
Культура, искусство и кинематография, средства массовой информации 11 408 048,4

16 582 843,1

48 375 238,0 55 834 646,4
Здравоохранение и физическая культура 42317938,3 94 078 574,1 160 347 542,0
Социальная политика 12 620 991,0 185 874 780,1 216 506 387,1
Всего расходов 2768 085767,0 3539 450558,3 4 431 076 807,1
 

     

     Рис. 2.1. Расходы федерального бюджета за 2008–2010 гг.

     Исходя  из данных табл. 2.1.2, и рис. 2.1.1 можно сказать, что расходы бюджета с каждым годом увеличивались, всего расходов за 2008 г. – 2 768 085 767,0, за 2009 г. – 3 539 450 558,3, и в 2010 г. составили – 4 431 076 807,1 млн. руб.

     В 2010 году прогнозировалось существенное увеличение возможности государства по реализации общенациональных приоритетов (табл. 2.3). По сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году расходы – на 1074,9 млрд. рублей (24,5%).

     Таблица 2.3.

     Основные  параметры федерального бюджета

Показатели 2008 (отчет) 2009 (отчет) 2010 (отчет) 2009 (проект) 2010 (проект)
Млрд. руб. Млрд. руб. Млрд. руб. Млрд. руб. Млрд. руб.
Расходы, всего 3 514,4 4 388,6 5 463,5 6 093,12 6 716,23
В том числе непроцентные: 3 306,7 4 196,2 5 306,6 5 909,12 6 513,62
процентные 208,4 192,4 156,8 184,00 202,61
Профицит 1 612,9 1 770,5 1 501,8    
Поступления в Стабилизационный фонд 1 230,0 1 703,5 1 690,7 1 433,12 1 266,06
Источники финансирования дефицита (включая изменение  остатков средств на счетах федерального бюджета) -796,1 -501,6 188,9 414,08 185,53
– привлечение 261,0 436,5 514,3 748,31 486,10
– погашение -1 057,1 -938,1 -325,4 – 334,23 – 300,27

Информация о работе Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы