Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:55, реферат
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.
I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ
И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА
В Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011–2013 годах
отмечалось, что бюджетная политика,
как составная часть
Бюджетная система
в целом достаточно эффективно способствовала
послекризисному восстановлению экономики,
стабильному выполнению социальных обязательств
государства. В 2010–2011 годах экономический
рост стабилизировался на уровне около
4 процентов. Удалось существенно сократить
дефицит федерального бюджета.
Внесены изменения
в налоговое законодательство Российской
Федерации, направленные на осуществление
инноваций, расширена поддержка
исследований и разработок, ведётся
плановая работа по созданию инновационного
центра «Сколково», а также по реализации
других проектов, одобренных Комиссией
при Президенте Российской Федерации
по модернизации и технологическому развитию
экономики России.
Средний размер
пенсий за 2010 год (то есть в декабре
2010 г. по сравнению с декабрём 2009
г.) вырос почти на 23 процента, а
за 2011 год он увеличится более чем
на 9 процентов. В соответствии с
требованиями законодательства Российской
Федерации были проиндексированы социальные
пособия.
В период с 2009 по
2010 год были обеспечены жильём более
120 тысяч ветеранов Великой
В 2010 году была принята
и начала реализовываться Программа
Правительства Российской Федерации
по повышению эффективности
Началась работа
по комплексному реформированию системы
государственных и
Начался переход
на программный принцип
Сформирована
нормативно-правовая база для повышения
доступности и качества государственных
и муниципальных услуг, внедрения
государственных и
Существенно улучшилась
ситуация со сроками принятия Правительством
Российской Федерации нормативных
правовых актов, необходимых для
исполнения федерального бюджета.
В 2010 году впервые
отчёт об исполнении федерального бюджета
был утверждён Федеральным
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Многие элементы
государственной политики, в том
числе в бюджетной и налоговой
сферах, пока не в полной мере настроены
на стимулирование инновационного развития
страны. Не завершено формирование
условий для модернизации экономики
и изменения модели экономического
роста. Для бюджетной системы
страны сохраняются риски, обусловленные
высокой зависимостью экономики и,
соответственно, бюджетных доходов от
внешнеэкономической конъюнктуры.
Система государственного
управления во многом функционирует
в ручном режиме, требует постоянной
подстройки. Зачастую принимаемые меры
недостаточно эффективны, поскольку
в силу оперативных изменений
не до конца прорабатываются
По-прежнему существует
ряд барьеров, препятствующих созданию
бюджетными научными учреждениями и
образованными государственными академиями
наук научными учреждениями хозяйственных
обществ, занимающихся внедрением результатов
интеллектуальной деятельности.
К таким барьерам,
в частности, относятся отсутствие
механизмов финансовой поддержки инновационных
проектов с существенной долей участия
бюджетных учреждений и проблемы управления
интеллектуальной собственностью.
Отрицательные
финансовые последствия глобального
экономического кризиса не позволили
сбалансировать принятое решение о
повышении с 1 января 2011 г. суммарной
ставки страховых взносов в
Проблема была
несколько смягчена за счёт предоставления
права уплаты страховых взносов
по пониженным тарифам ряду категорий
организаций. Но эти меры имеют фрагментарный
характер, в то время как проблема требует
системного решения.
Выявились риски
формального подхода к
За последние
годы многократно пересматривались
процедуры размещения заказов, но практически
не развивались институты
Слабо увязанными
с формируемыми государственными программами
остаются уже применяемые инструменты
программно-целевого планирования. Пока
не удалось преодолеть инерцию планирования
и увеличения расходов без оценки
их реальной отдачи и соответствия
целям государственной политики
в условиях конъюнктурно высоких
цен на нефть. Это является одним
из факторов высокой инфляции и сохранения
бюджетного дефицита.
III. ОСНОВНЫЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ
В ближайшие
годы в России должна быть сформирована
новая модель экономического роста,
основанная в значительной степени
на частной инициативе, постоянных
инновациях, эффективной системе
предоставления публичных услуг, качественной
финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой
и условием для формирования новой
модели экономического роста является
долгосрочная сбалансированность и
устойчивость бюджетной системы.
В отличие от
стран с более
При высоком
уровне цен на нефть необходимо накапливать
резервы, обеспечивающие «подушку безопасности»
в случае внешнеэкономических шоков.
Опыт 2008–2010 годов доказал правильность
такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая
стабильность, низкая инфляция, умеренная
налоговая и долговая нагрузка, возможности
для привлечения долгосрочных кредитных
ресурсов могут и должны стать
важнейшими конкурентными преимуществами
России, обеспечивающими приток инвестиций,
внедрение инноваций, модернизацию
экономики и, соответственно, расширение
возможностей для решения социальных
задач.
Федеральный бюджет
на 2012 год и на плановый период 2013
и 2014 годов должен стать бюджетом,
посредством которого решаются задачи
выхода на траекторию устойчивого посткризисного
развития, создания условий для развития
и модернизации экономики, повышения уровня
и качества жизни граждан, укрепления
обороноспособности и безопасности страны,
повышения эффективности и прозрачности
государственного управления.
В этот же период
должны быть приняты меры по снижению
зависимости бюджета от конъюнктурных
доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого,
необходимы системные действия по следующим
ключевым направлениям.
Первое. Надо интегрировать
бюджетное планирование в процесс
формирования и реализации долгосрочной
стратегии развития страны.
Не позднее 2012
года необходимо утвердить долгосрочный
экономический прогноз, стратегию
долгосрочного развития России и
увязанную с ней бюджетную
стратегию. В них должны найти
комплексное отражение
В бюджетной
стратегии должны быть предусмотрены
критерии и процедуры оценки рисков
устойчивости бюджетной системы.
Надо начать
полномасштабное внедрение с 2012
года программно-целевого принципа организации
деятельности органов исполнительной
власти и, соответственно, программных
бюджетов на всех уровнях управления,
в том числе утвердить основные
государственные программы.
Второе. Следует
закрепить начиная с 2015 года правила использования
нефтегазовых доходов и ограничения на
размер дефицита федерального бюджета.
При формировании
федерального бюджета на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо
обеспечить – в рамках переходного
периода – создание предпосылок
для введения указанных правил, предусмотрев
стабилизацию и последующее снижение
дефицита федерального бюджета.
Третье. На 2012–2013
годы будут снижены ставки страховых
взносов в государственные
В 2012 году необходимо
подготовить комплексные
Четвёртое. Российская
налоговая система должна отвечать
современным вызовам в условиях
глобализации экономики, обеспечивать
справедливое налогообложение доходов
экономических агентов и
Требуется повысить
роль налогов, взимаемых с компаний,
работающих в нефтегазовом секторе,
а также в алкогольной и
табачной отраслях. Одновременно необходимо
принять решения для
Пятое. Бюджетная
политика должна быть нацелена на улучшение
условий жизни человека, адресное
решение социальных проблем, повышение
качества государственных и
Должно быть
предусмотрено необходимое
В качестве одного
из основных источников для обеспечения
решения поставленных задач следует
рассматривать увеличение доходов
от распоряжения имуществом, находящимся
в федеральной собственности.