Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет — это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.1
1. Понятие государственного и местного бюджетов 15 мин. 4-9
2. Бюджетная система России 15 мин. 9-13
3. Бюджетная классификация 45 мин. 14-31
3.1 Доходы бюджетов
16-21
3.2 Расходы бюджетов
21-31
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации — это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию.43 В ней выделяются два крупных подразделения: текущие расходы и капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, бюджетных
учреждений, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций,
субсидий и субвенций на текущее
функционирование, а также другие
расходы бюджетов, не включенные в
капитальные расходы в
Капитальные расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
деятельность, включающая статьи расходов,
предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.48 Ведомственной классификацией федерального бюджета утверждаются:
перечень главных
расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
расходы федерального бюджета
по группам расходов, предметным статьям,
подстатьям и элементам расходов
экономической классификации
Ведомственная классификация
расходов бюджетов субъектов Российской
Федерации является группировкой расходов
бюджетов субъектов РФ и отражает
распределение бюджетных
Таким образом, функциональная
классификация расходов бюджетов определяет
направления расходования бюджетных
средств – государственное
Ведомственная классификация
определяет, какому государственному
органу надлежит осуществить те или
иные расходы. При этом расходы на
конкретные цели, определенные функциональной
и экономической
Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов (рис. 4).
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:50
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
трансфертов населению;
ассигнований на реализацию
органами местного самоуправления обязательных
выплат населению, установленных
ассигнований на осуществление
отдельных государственных
ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
межбюджетных трансфертов;
кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Ассигнования на содержание бюджетных учреждений могут расходоваться ими исключительно на:51
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых
взносов в государственные
трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных
средств бюджетными учреждениями на
иные цели не допускается. Бюджетное
законодательство устанавливает, что
все закупки товаров, работ и
услуг за счет бюджетных средств
на сумму свыше 2000 минимальных размеров
оплаты труда (МРОТ) осуществляются исключительно
на основе государственных или
Государственный или муниципальный
контракт — договор, заключенный
органом государственной власти
или органом местного самоуправления,
бюджетным учреждением, уполномоченным
органом или организацией от имени
Российской Федерации, субъекта РФ или
муниципального образования с физическими
и юридическими лицами в целях
обеспечения государственных
Рис. 4. Виды расходов бюджетов
При заключении государственного или муниципального контракта возникают правовые отношения, которые регулируются соответствующими нормами гражданского законодательства. Все государственные (муниципальные) контракты объединяются в государственный (муниципальный) заказ.
Следующей формой расходования
бюджетных средств являются трансферты
населению - бюджетные средства для
финансирования обязательных выплат населению:
пенсий, стипендий, пособий, компенсаций,
других социальных выплат, установленных
законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов
Возможно расходование бюджетных
средств, посредством предоставления
бюджетного кредита юридическим
лицам, функционирующим не на государственной
или муниципальной форме
Одной из основных форм расходования бюджетных средств является выделение субсидий и субвенций. Их предоставление, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:57
из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Возврату в соответствующий
бюджет подлежат субсидии и субвенции
в случаях их нецелевого использования
в сроки, устанавливаемые
Следующая форма расходования
бюджетных средств - финансирование
бюджетных инвестиций. Они включаются
в бюджет в соответствии с целевыми
программами или решением органа
исполнительной власти.58 Объекты государственной
собственности субъектов РФ и
муниципальной собственности
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.59 Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.60 Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.