Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет — это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.1
1. Понятие государственного и местного бюджетов 15 мин. 4-9
2. Бюджетная система России 15 мин. 9-13
3. Бюджетная классификация 45 мин. 14-31
3.1 Доходы бюджетов
16-21
3.2 Расходы бюджетов
21-31
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Государственный внебюджетный
фонд - фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации
и предназначенный для
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.21
Для функционирования бюджетной системы важным является не только ее состав, но и принципы бюджетной системы страны, организация межбюджетных отношений. Они определяют общий порядок взаимодействия бюджетов всех уровней, являются основой для всех законодательных и нормативных актов бюджетного права. Бюджетный кодекс РФ определил следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:22
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней.
Принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Принцип сбалансированности бюджета.
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
Принцип гласности.
Принцип достоверности бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Вопрос 3. Бюджетная классификация
Бюджеты всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации состоят
из двух частей - доходной и расходной.
Помимо этого в составе бюджетов
могут образовываться целевые и
резервные фонды, которые имеющие
свои источники доходов или
Бюджетная классификация
Российской Федерации является группировкой
доходов и расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Бюджетная классификация утверждена законодательным актом — Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации».26
Бюджетная классификация РФ (рис. 2) состоит из:27
Классификации доходов бюджетов РФ;
Функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
Экономической классификации расходов бюджетов РФ;
Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
Классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
Классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
Классификации видов государственного
внешнего долга Российской Федерации
и государственных внешних
Ведомственной классификации расходов федерального бюджета.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относится дальнейшая детализация объектов бюджетной классификации, в части, относящейся к их бюджетам.
Рис. 2. Виды бюджетной классификации
Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.28
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.29
Рассмотрим виды бюджетной классификации.
Доходы бюджетов
Классификация доходов бюджетов
Российской Федерации является группировкой
доходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ и основывается на законодательных
актах РФ, определяющих источники
формирования доходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов образуются
за счет налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за счет
безвозмездных и безвозвратных
перечислений (рис.3).31К налоговым
доходам относятся
Рис. 3. Виды доходов бюджетов
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно
федеральных органов
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
иные неналоговые доходы.
Данный список является рамочным
и не раскрывает всего многообразия
неналоговых доходов бюджетов. Более
подробно неналоговые доходы бюджетов
разных уровней будут рассмотрены
в следующих параграфах данной главы.
Анализируя состав неналоговых доходов
необходимо отметить, что они имеют
как обязательный, так и добровольный
характер. На добровольных началах
проводятся государственные и
К безвозмездным и безвозвратным
перечислениям относятся
финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездных и безвозвратных
перечислений из бюджетов государственных
и (или) территориальных
безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Кроме того, в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий. В составе доходов бюджетов обособлено учитываются доходы целевых бюджетных фондов.32 На федеральном уровне в последние два года создается только один централизованный бюджетный фонд - Фонд Министерства РФ по атомной энергии, источником доходов которого является выручка, приходящаяся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низкообогащенный уран.33 Структура доходов бюджетов определяется не только на стадии их формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и, прежде всего налогов. В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.
Безвозмездная и безвозвратная помощь бюджету нижестоящего уровня может быть оказана в виде дотаций, субсидий и субвенций.
Дотация - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субсидия - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субвенция - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
В соответствии с механизмом
межбюджетных отношений дотации
выделяются на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности через Фонд финансовой
поддержки субъектов Российской
Федерации из федерального бюджета35
и являются доходами региональных бюджетов.
Дотации муниципальным
Субвенции выделяются через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ на поддержку северного завоза и компенсацию тарифов на электроэнергию северным регионам.37 Кроме того, субвенции выделяются через Фонд компенсаций, Фонд регионального развития и т.д. Более подробно все бюджетные фонды будут рассмотрены в 8 главе.
В зависимости от условий и порядка предоставления субвенции бывают текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов38 и инвестиционные — направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.
Дотации и субвенции, закрытым
административно-
3.2 Расходы бюджетов
Расходы бюджета - денежные средства,
направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государства
и местного самоуправления.40 Формирование
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами,
обусловленными установленным
Функциональная классификация
расходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации и отражает
направление бюджетных средств
на выполнение основных функций государства.
В том числе на финансирование
реализации нормативных правовых актов,
принятых органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, на финансирование
осуществления отдельных