Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:20, реферат
Бюджетная система -- это совокупность бюджетов, действующих на территории государства. В Великобритании она включает в себя два основных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. Единый сводный бюджет отсутствует. Бюджеты местных органов власти формально обособлены. Ведущим звеном бюджетной системы Великобритании является государственный бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства.
1. Бюджетная система
Бюджетная система
-- это совокупность бюджетов, действующих
на территории государства. В Великобритании
она включает в себя два основных
звена: государственный бюджет и
местные бюджеты. Единый сводный
бюджет отсутствует. Бюджеты местных
органов власти формально обособлены.
Ведущим звеном бюджетной системы
Великобритании является государственный
бюджет, через который
1.1 Структура государственного бюджета
Государственный бюджет Великобритании можно кратко определить как финансовый план, содержащий «экономические прогнозы и предполагаемые изменения в налогообложении на предстоящий период».1 Он состоит из двух частей: Консолидированный фонд и Национальный фонд займов.
Основная часть
ресурсов государственного бюджета
проходит по Консолидированному фонду,
который представляет собой счет
текущих поступлений средств
и их расходования. А Национальный
фонд займов -- бюджет капиталовложений.
Превышение доходов над расходами
Консолидированного фонда зачисляется
в доходную часть Национального
фонда займов. Если же в Консолидированном
фонде имеется дефицит, то он покрывается
ссудой из Национального фонда займов,
на эту сумму Правительство
Консолидированный
фонд -- специальный счет Министерства
финансов Великобритании в Банке
Англии.2 Средства с данного счета
могут выделяться только с разрешения
Парламента и под контролем специального
должностного лица Палаты общин -- Контролера
и генерального аудитора, или, как
его еще называют, -- Генерального
контролера и ревизора.3 Любое перечисление
средств из указанного фонда без
разрешения Парламента рассматривается
как незаконное, а выделенные средства
подлежат возврату. Основными доходами
Консолидированного фонда являются
налоги, на которые приходится порядка
95% этой части бюджета.4 Расходы Консолидированного
фонда включают в себя две основные
группы: расходы, ежегодно утверждаемые
Парламентом; расходы из так называемого
Фонда для постоянного
Суммы расходов
имеют устойчивую тенденцию к
увеличению.5 Рост расходов при невозможности
постоянного увеличения налоговых
поступлений вынуждает
Доходная часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти за предоставленные им Казначейством Ее Величества долгосрочные кредиты, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, средств, передаваемых из Фонда для постоянного обслуживания. Расходы Национального фонда займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным корпорациям и местным органам власти.
1.2 Налоги
в доходной части
Более 90% доходов государственного бюджета Великобритании в конце 70-х -- начале 80-х годов, как, впрочем, и в настоящее время, составляют налоги.7 При этом, рассматривая налоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайней нестабильностью и отсутствием согласованности между различными статьями налоговых поступлений.8
Так, налог на добавленную стоимость, введенный в 1973г., пересматривался несколько раз, тем не менее он уверенно сохраняет ведущее место среди косвенных налогов Великобритании. С 1979г., после прихода к власти консервативного Правительства во главе с М.Тэтчер, отдававшего приоритет именно косвенному налогообложению, доля поступлений от этого налога начала увеличиваться, и в настоящее время она находится на втором месте после подоходного налога, т.е. формирует примерно 17% государственного бюджета. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг. Базовая ставка НДС -- 17,5%.9 При этом не облагаются НДС следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, топливо для домашнего использования, ритуальные услуги, страхование и т.д.
Введенный в 1965г.
налог на доход от прироста капитала
подвергался реформам в 1972, 1977 и 1984гг.
В настоящее время он взимается
при реализации определенных видов
капитальных активов, которые приносят
прибыль, а именно: автомобили, национальные
сберегательные сертификаты и т.д.
По своей природе этот налог носит
ярко выраженный регулирующий характер:
его целью является необходимость
ограничения размеров прибыли спекулятивных
сделок. Доходы исчисляются как разница
между рыночной ценой данного
имущества и ценой его
Построение подоходного
налога в Великобритании как и
прежде предполагает деление дохода
на части по шедулам в зависимости
от источника дохода. Каждый из них
облагается налогом особым порядком.
Всего действуют несколько
-- доходы от недвижимого имущества;
-- доходы, получаемые
от дивидендов по
-- доходы, получаемые
от торговли или деловых
-- доходов от
пенсий, выплачиваемых компаниями,
пособий, выплачиваемых
-- доходы от дивидендов и других выплат, осуществляемых компаниями Великобритании, и т.д.12
Доход в целях налогообложения подразделяется на заработанный и инвестиционный, или незаработанный, доход, хотя такое деление имеет скорее исторический интерес, поскольку дополнительные скидки на заработанный доход отменены давно, равно как и отменена Законом о финансах 1984г. более высокая ставка налога на инвестиционный доход.
Не облагаемый налогом минимум является фиксированной суммой. Например, в 1989/90 финансовом году он был равен 2605ф.ст.13 Личные льготы также являются фиксированной суммой и добавляются к необлагаемому минимуму. Так, для лица, нуждающегося в помощи детей вследствие преклонного возраста, в 1987/88 финансовом году она составила 55ф.ст.14 Налоговые скидки, наоборот, не являются фиксированными суммами и связаны с различными статьями личных расходов. Скидка предоставляется, к примеру, если полученные в кредит средства израсходованы на обеспечение жильем зависящих от налогоплательщика родственников.
Подоходный налог с заработной платы или жалованья вычитается еженедельно или ежемесячно работодателем и передается в налоговый департамент вместе с налогом на фонд заработной платы предпринимателя (такой порядок введен с 1944г.).
Максимальная ставка подоходного налога в течение 80-х годов упала с 83 до40%.15 На 1997/98 финансовый год были установлены следующие ставки этого налога: с дохода от 4300ф.ст. налог взимается по ставке 20%; от 22800 -- 23%, свыше 27100ф.ст. -- 40%. В 1998/99 финансовом году подоходный налог в Великобритании будет взиматься по следующим ставкам: при доходе от 4100ф.ст. -- 20%; от 22000ф.ст.-- 23%; свыше 26100ф.ст. -- 40%.
До 1965г. подоходный налог платили как физические, так и юридические лица. Затем был введен отдельный налог на прибыль корпораций, и сфера подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает партнером товарищества.
Ставка налога на прибыль корпораций и для малых предприятий, также как и подоходного налога, за последние несколько лет постепенно снижалась. В 1982г. ставка налога на прибыль корпораций была равна 52%, а для малых предприятий -- 38%, в 1983г. -- 50 и 30%, в 1984г. -- 45 и 30%, в 1986г. -- 35 и 29%, в 1987г. -- 35 и 27%, в 1990г. корпорации уплачивали налог на прибыль также по ставке 35%, а малые предприятия -- 25%.16 В 1998/99 финансовом году налог на прибыль корпораций взимается по ставке 31%, а с малых предприятий, т.е. предприятий, имеющих прибыль до 300тыс.ф.ст. в год, -- 21%.
Изменения ставок
этого налога возможны и в будущем.
Дело в том, что налоги в Великобритании
действуют не на постоянной основе.17
В речи министра финансов Великобритании
в Парламенте, с которой он выступает
ежегодно, содержатся предложения по
изменениям в налогообложении. На основе
его выступления Парламент
2. Источники бюджетного права
Основными источниками бюджетного права Великобритании являются:
-- Билль о правах 1689г.;
--ежегодно принимаемый закон о финансах, регламентирующий вопросы, касающиеся доходной части бюджета;
--ежегодно принимаемый
закон об ассигнованиях,
В связи с тем, что рассмотрение и принятие государственного бюджета составляет особую парламентскую прерогативу, отдельные аспекты бюджетного права, а точнее даже, бюджетного процесса, регулируются Законами о парламенте 1911 и 1949гг., а также постоянными правилами его палат.
Непосредственное отношение к бюджетному праву имеют такие акты, как:
-- Закон о
национальном ссудном фонде
-- Закон о
консолидированном фонде 1816г.
-- законы о
министерстве финансов и
-- законы о местных финансах 1972, 1982гг., и т.д.
3. Правовые основы бюджетного регионализма
В административно-
В период с 1973 по
1975г. в Великобритании была проведена
реформа местных органов
Реформа внесла
существенные изменения в структуру
и функции местных
Среди графств выделяются шесть, охватывающие так называемые большие конурбации, т.е. крупные города с прилегающими районами: Мерсисайд, Большой Манчестер, Западный Мидленд, Южный и Западный Йоркшир, Тайнсайд.
В результате перестройки
местного самоуправления значительно
сократилось число местных
Все функции
местного управления поделены, как
правило, между Советом графства
и Советом округа, которые схожи
по своей внутренней структуре. То же
справедливо в отношении
3.1 Доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов Великобритании формируются за счет местных налогов, неналоговых доходов, субсидий Правительства Великобритании, займов и кредитов.
Общая сумма
налогов Великобритании, поступающих
в государственный бюджет, превышает
сумму налогов, зачисляемых в
местные бюджеты. Тем не менее
местные налоги -- основная материальная
база деятельности местных властей
-- главный источник финансирования
их расходов. Кроме того, фискальное
значение местных налогов дополняется
их использованием в качестве активного
инструмента государственного регулирования
хозяйственных процессов. Собирая
местные налоги и направляя полученные
средства на финансирование социальной
и экономической