Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:06, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть бюджетную политику РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть содержание бюджетной политики и принципы ее разработки;
-выявить особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований;

Содержание

Введение 3
1. Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки 5
2. Особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных
образований 9
3. Эффективность механизма реализации бюджетной политики в области
доходов, расходов, межбюджетных отношений и сбалансированности
бюджетов 19
Заключение 30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетнаяполитика.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Предусматривается расширение инструментов мотивации субъектов Российской Федерации в целях осуществления ими ответственной финансовой политики.

Среднегодовые темпы  роста доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  за последние несколько лет в 2 раза превышали показатели инфляции. Увеличение доходов складывалось благодаря росту экономики страны, что привело к положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации. Высокие темпы роста доходов обусловили существенное увеличение объемов средств, направляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на обеспечение расходных обязательств.

В 2009 году произошло значительное сокращение поступлений налоговых  доходов в бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные бюджеты, в частности налога на прибыль организаций.

Сокращение доходов  в наибольшей степени затронуло  субъекты Российской Федерации, доходы которых значительно зависят  от финансового состояния крупных  налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности.

В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации  столкнулись с проблемами обеспечения  сбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

В этой связи необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В соответствии со сложившейся  ситуацией развитие межбюджетных отношений  и инструментов управления бюджетным  процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:

-установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;

-создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

-корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

-совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

-дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:

-подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;

-оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;

-осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;

-обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;

-поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;

-взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Органам государственной власти субъектов  Российской Федерации следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

-инвентаризация и оптимизация расходов субъектов Российской Федерации, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

-обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;

-сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;

-финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;

-обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

-недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.

Предполагается разработать рекомендации субъектам Российской Федерации  по осуществлению мер, направленных на оздоровление бюджетного сектора  субъектов Российской Федерации.

Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при условии оптимизации бюджетов муниципальных образований и отсутствия роста кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.

Необходимо установить единый порядок  временного использования органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления остатков средств  субсидий и субвенций на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Повышение эффективности использования  бюджетных средств в условиях экономического кризиса требует  совершенствования инструментов управления бюджетным процессом.

Одной из превентивных антикризисных мер является предусмотренное законодательством Российской Федерации право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах Российской Федерации с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Министерством финансов Российской Федерации предусматривается разработать методические рекомендации по формированию и использованию средств фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

Следует предоставить право направления  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации средств резервных фондов на приобретение федеральных государственных ценных бумаг. При этом их владельцы должны иметь право осуществлять быструю продажу указанных активов в течение финансового года без риска снижения собственных доходов.

Предоставление дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в кризисных условиях необходимо осуществлять при условии приведения бюджетных параметров в соответствие с реальной экономической ситуацией и отсутствия кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.

В рамках реализации антикризисных  мер при значительном снижении доходов  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, предусматривающих  предоставление финансовой помощи соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо усиливать механизмы финансового администрирования, предусматривающие подписание соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в которых произошло снижение доходов.

Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в условиях кризиса.

В целях повышения эффективности  межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерству финансов Российской Федерации следует разработать методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений.

Для создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом  в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса необходимо обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов субъектам Российской Федерации к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации, а также показателей оценки качества такого процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включающих доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности и обоснования бюджетных ассигнований.

В целях создания стимулов к расширению практики использования передовых инструментов управления бюджетным процессом в качестве одного из индикаторов следует учитывать темп роста доли расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

В зависимости от полученной оценки субъекты Российской Федерации будут  выделены в 3 группы.

В отношении субъектов Российской Федерации с высокой степенью качества управления бюджетным процессом  будет предусмотрена система поощрения.

Для группы субъектов Российской Федерации  со средней степенью качества управления бюджетным процессом будет установлено  требование по разработке и принятию в установленные сроки мер  по повышению качества управления бюджетным  процессом в тех сферах, в которых качество управления оценено на низком уровне.

Субъектам Российской Федерации с  низкой степенью качества управления бюджетным процессом Министерством  финансов Российской Федерации будут  выноситься предписания о ненадлежащем качестве управления бюджетным процессом, что потребует принятия мер по устранению ими недостатков организации и осуществления бюджетного процесса. Этим субъектам Российской Федерации потребуется осуществлять аудит эффективности использования бюджетных средств и принятие программы повышения качества управления бюджетным процессом.

Низкая степень качества управления бюджетным процессом будет являться основанием для внесения предложения  Министерством финансов Российской Федерации высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации о рассмотрении вопроса о соответствии руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации занимаемой должности.

Повышению качества управления бюджетным  процессом будет способствовать совершенствование организации  государственного и муниципального контроля. В этих целях требуется уточнить порядок формирования контрольных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их полномочия.

Для повышения открытости бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях следует установить требования об обязательном обнародовании органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.

Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность механизма  реализации бюджетной политики  в области доходов, расходов, межбюджетных  отношений и сбалансированности  бюджетов

 

Рассмотрим структуру и динамику расходной части бюджета РФ за 2006 – 2010 гг.

Анализ абсолютного и относительного отклонения расходной части бюджета представлено в таблицах 1 и 2.1

Таблица 1

Абсолютные изменения  расходной части бюджета РФ за 2006 – 2010 гг.

млрд.руб.

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

Абсолютное отклонение

2007

2008

2009

2010

Всего

4270

5463

5781

6549

7069

1193

318

768

520

Общегосударственные вопросы

639

808

829

900

963

169

21

71

63

Национальная оборона

666

822

509

567

596

156

-313

58

29

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

542

822

509

643

694

280

-313

134

51

Национальная экономика

339

497

702

790

529

158

205

87

-261

Жилищно-коммунальное хозяйство

39

53

55

56

52

14

2

2

-4

Охрана окружающей среды

6

8

9

10

11

2

1

1

1

Образование

202

278

307

314

340

76

29

6

26

Культура, кинематография и средства массовой информации

51

68

307

73

68

17

239

-234

-5

Здравоохранение и спорт

149

206

212

245

295

57

5

34

50

Социальная политика

205

216

271

343

397

10

55

72

54

Межбюджетные трансферты

1432

1844

2282

2423

2721

413

437

142

298

Информация о работе Бюджетная политика РФ