Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:06, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть бюджетную политику РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть содержание бюджетной политики и принципы ее разработки;
-выявить особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований;
Введение 3
1. Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки 5
2. Особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных
образований 9
3. Эффективность механизма реализации бюджетной политики в области
доходов, расходов, межбюджетных отношений и сбалансированности
бюджетов 19
Заключение 30
Список литературы
Предусматривается расширение инструментов мотивации субъектов Российской Федерации в целях осуществления ими ответственной финансовой политики.
Среднегодовые темпы
роста доходов
В 2009 году произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в частности налога на прибыль организаций.
Сокращение доходов в наибольшей степени затронуло субъекты Российской Федерации, доходы которых значительно зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности.
В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
В этой связи необходима
разработка и реализация мер, направленных
на смягчение последствий экономич
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
-установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;
-создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
-корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
-совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
-дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:
-подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
-оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
-осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;
-обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
-поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;
-взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:
-инвентаризация и оптимизация расходов субъектов Российской Федерации, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
-обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;
-сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;
-финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;
-обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;
-недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.
Предполагается разработать
Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при условии оптимизации бюджетов муниципальных образований и отсутствия роста кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.
Необходимо установить единый порядок временного использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления остатков средств субсидий и субвенций на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Повышение эффективности использования бюджетных средств в условиях экономического кризиса требует совершенствования инструментов управления бюджетным процессом.
Одной из превентивных антикризисных мер является предусмотренное законодательством Российской Федерации право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах Российской Федерации с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Министерством финансов Российской Федерации предусматривается разработать методические рекомендации по формированию и использованию средств фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.
Следует предоставить право направления органами государственной власти субъектов Российской Федерации средств резервных фондов на приобретение федеральных государственных ценных бумаг. При этом их владельцы должны иметь право осуществлять быструю продажу указанных активов в течение финансового года без риска снижения собственных доходов.
Предоставление дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в кризисных условиях необходимо осуществлять при условии приведения бюджетных параметров в соответствие с реальной экономической ситуацией и отсутствия кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.
В рамках реализации антикризисных мер при значительном снижении доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающих предоставление финансовой помощи соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо усиливать механизмы финансового администрирования, предусматривающие подписание соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в которых произошло снижение доходов.
Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса.
В целях повышения эффективности
межбюджетных отношений на региональном
и муниципальном уровнях
Для создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса необходимо обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов субъектам Российской Федерации к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации, а также показателей оценки качества такого процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включающих доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности и обоснования бюджетных ассигнований.
В целях создания стимулов к расширению практики использования передовых инструментов управления бюджетным процессом в качестве одного из индикаторов следует учитывать темп роста доли расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
В зависимости от полученной оценки субъекты Российской Федерации будут выделены в 3 группы.
В отношении субъектов Российской Федерации с высокой степенью качества управления бюджетным процессом будет предусмотрена система поощрения.
Для группы субъектов Российской Федерации
со средней степенью качества управления
бюджетным процессом будет
Субъектам Российской Федерации с
низкой степенью качества управления
бюджетным процессом
Низкая степень качества управления
бюджетным процессом будет
Повышению качества управления бюджетным процессом будет способствовать совершенствование организации государственного и муниципального контроля. В этих целях требуется уточнить порядок формирования контрольных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их полномочия.
Для повышения открытости бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях следует установить требования об обязательном обнародовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.
Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
3. Эффективность механизма
реализации бюджетной политики
в области доходов, расходов, межбюджетных
отношений и
Рассмотрим структуру и динамику расходной части бюджета РФ за 2006 – 2010 гг.
Анализ абсолютного и относительного отклонения расходной части бюджета представлено в таблицах 1 и 2.1
Таблица 1
Абсолютные изменения расходной части бюджета РФ за 2006 – 2010 гг.
млрд.руб.
Наименование |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Абсолютное отклонение | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||
Всего |
4270 |
5463 |
5781 |
6549 |
7069 |
1193 |
318 |
768 |
520 |
Общегосударственные вопросы |
639 |
808 |
829 |
900 |
963 |
169 |
21 |
71 |
63 |
Национальная оборона |
666 |
822 |
509 |
567 |
596 |
156 |
-313 |
58 |
29 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
542 |
822 |
509 |
643 |
694 |
280 |
-313 |
134 |
51 |
Национальная экономика |
339 |
497 |
702 |
790 |
529 |
158 |
205 |
87 |
-261 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
39 |
53 |
55 |
56 |
52 |
14 |
2 |
2 |
-4 |
Охрана окружающей среды |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Образование |
202 |
278 |
307 |
314 |
340 |
76 |
29 |
6 |
26 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
51 |
68 |
307 |
73 |
68 |
17 |
239 |
-234 |
-5 |
Здравоохранение и спорт |
149 |
206 |
212 |
245 |
295 |
57 |
5 |
34 |
50 |
Социальная политика |
205 |
216 |
271 |
343 |
397 |
10 |
55 |
72 |
54 |
Межбюджетные трансферты |
1432 |
1844 |
2282 |
2423 |
2721 |
413 |
437 |
142 |
298 |