Автор: Людмила Егорочкина, 11 Ноября 2010 в 07:18, реферат
Компетенция Банка России. Подконтрольности и подотчетности ЦБ РФ.
В
случае нарушения кредитной
В
случае невыполнения в установленный
Банком России срок предписаний об
устранении нарушений, а также в
случае, если эти нарушения или
совершаемые кредитной
Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные ст. 75 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Как показывает изучение практика, самым сложным вопросом контрольных функций ЦБ РФ является вопрос об их основаниях и процедурах реализации. Сейчас чисто теоретически можно выделить только два вида несомненных оснований для осуществления каких-либо контрольных функций ЦБ: — несоблюдение установленных экономических нормативов; — сообщения клиентов или контрагентов банка о допущенных нарушениях законодательства.
Все остальные основания, используемые для проведения регулярных проверок, нуждаются в более подробном регулировании, поскольку в каждом конкретном случае возникает угроза вмешательства ЦБ в деятельность коммерческого банка, нарушения режима банковской тайны и др.
Надзор и контроль в банковской системе выражается прежде всего в получении и анализе определенной информации от банков и иных кредитных организаций с последующими мерами реагирования на эту информацию. В течение 1996—1997 гг. происходило заметное усиление функций надзора и контроля. Так, Банк России установил, что, начиная с отчетности по состоянию на 1 апреля 1997 г., кредитные организации обязаны ежемесячно представлять вместе с балансами в территориальные учреждения Банка России следующие сведения: — об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «ностро»; об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «лоро»; — о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах; — о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.
На
основе указанной информации и представленных
балансов территориальные управления
ЦБ РФ могут в соответствии с Письмом
Банка России от 28 февраля 1997 г. № 419
«О мерах по усилению надзора за
деятельностью кредитных
Особый порядок осуществления надзора установлен для Сберегательного банка Российской Федерации. Он предусмотрен Письмом Банка России от 23 декабря 1996 г. № 383 «О порядке осуществления банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации».
Отдельно
следует сказать о мерах
4.
Четвертое направление
В
этом плане нужно выделить несколько
сфер управленческих функций Банка
России. Первая образуется путем обозначения
ЦБ РФ как органа кредитно-денежной
политики государства. В соответствии
со ст. 35 ЗоЦБ основными инструментами
и методами денежно-кредитной политики
Банка России являются: 1) процентные
ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов,
депонируемых в Банке России (резервные
требования); 3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков; 5) валютное
регулирование; 6) установление ориентиров
роста денежной массы; 7) прямые количественные
ограничения, Банк России регулирует общий
объем выдаваемых им кредитов в соответствии
с принятыми ориентирами единой
государственной денежно-
Размер
обязательных резервов в процентном
отношении к обязательствам кредитной
организации, а также порядок
их депонирования в Банке России
устанавливаются Советом
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. О них пойдет речь в теме, посвященной банковскому кредитованию.
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке Российской Федерации, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.
Под
прямыми количественными
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк
России ежегодно не позднее 1 октября
представляет в Государственную
Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-
Основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий
год включают в себя следующие
положения: анализ состояния и прогноз
развития экономики Российской Федерации;
основные ориентиры, параметры и
инструменты единой государственной
денежно-кредитной политики. Государственная
Дума рассматривает основные направления
единой государственной денежно-
Вторая сфера управленческой деятельности Банка России состоит в организации денежного обращения на территории России. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Существенным правилом, гарантирующим права участников расчетов, является норма о сроке расчетных операций. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Еще
одна сфера управленческой деятельности
Банка России — это его внешнеэкономические
функции. В данном случае Банк России
выступает от имени государства.
Россия может участвовать в капиталах
и деятельности международных организаций,
которые занимаются развитием сотрудничества
в денежно-кредитной, валютной, банковской
сферах, в том числе между центральными
банками иностранных
Банк
России представляет интересы нашей
страны во взаимоотношениях с центральными
или национальными банками
Функционируя как орган управления. Банк России должен взаимодействовать с другими государственными органами. Его постоянный управленческий партнер — Правительство Российской Федерации. Взаимодействие между ними строится на принципах взаимного представительства, введенных Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1994 г. № 1688. Положением о взаимном представительстве Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации предусмотрено взаимное присутствие Правительства Российской Федерации на заседаниях Совета директоров Центрального банка Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации на заседаниях Правительства Российской Федерации. Функцию присутствия осуществляет Председатель Центрального банка Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации либо лица, их замещающие. Они обладают правом совещательного голоса.
Председатель Центрального банка Российской Федерации участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации при рассмотрении вопросов экономической, денежно-кредитной политики, а также вопросов, затрагивающих интересы банковской системы.