Развитие взглядов на питание растений до Либиха

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:31, доклад

Описание работы

Развитие взглядов на питание растений до Либиха
Историю развития агрохимии в нашей стране можно подразде-
лить на три периода. Первый период охватывает конец XVIII
и первую половину XIX столетия. Этот период характеризует-
ся накоплением данных по вопросам питания растений, приме-
нением удобрений и первыми попытками их обобщения.

Работа содержит 1 файл

Агрохимия.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

    соли, которая  остается после разложения соломы  и  сена,  а

    затем  один  из  слушателей его лекций  в Париже говорит еще

    более  определенно, что навоз содержаит  соль мочи и что по-

    вышение  плодородия почвы зависит от  образования в ней sucs

    nitreux или  la salure de nitre -  соки  селитры   или  соль

    (суть) селитры.  Он не раз повторял тезис  Палисси, что для

    почвы  соль есть отец плодородия,  но у него яснее,  чем   у

    Палисси6  видно, какой именно соли придается  главное значе-

    ние.  Но наиболее замечательными являются  в ХУ11 веке мысли

    о значении  азота в жизни растений и  о круговороте азота в

    природе,  высказанные Иоганном Рудольфом  Глаубером.

         Правда, пока он не употребляет название азот,  он го-

    ворит:nitrum. Трудно сказать,  как следует   перевести  это

    слово,  но это не селитра:  он редко  говорит отдельно о се-

    литре  и отдельно о nitrum. Я бы сказал, пользуясь термино-

    логием  Синей  птицы ,  что nitrum - это душа селитры,  это

    предчувствие  существования азота.  При переводе  на  совре-

    менный  язык  можно было бы сказать,  что nitrum у Глаубера

    иногда  означает  азот, а иногда ион  NOз.

         В своем  труде Teutschlands Wohlfaht - Благо Германии

    (1656) он говорит:  Sal et  nitrum  est  unica  vegetatio,

    generatio omnium vegetabilium animalium,  mineralium,  что

    буквально перевести трудно, но в модернизированном изложе-

    нии  это близко к утверждению,  что зольные вещества (соли)

    и азот (или душа селитры) представляют  единственную причи-

    ну роста  растений, если говорить только  о почве. Характер-

    но следующее  место у Глаубера:  Вероятно, вся  селитра (или

    начало  селитры), которой мы пользуемся, происходит из рас-

    тений.  Указывая, что сенлитра образуется  на стенах конюшен

    и скотных  дворов,  он ставит вопрос:  как она  образуется?

    Очевидно, за  счет  мочи  и экскрементов  животных.  Но они

    происходят  из пищи животных, из травы  или сена, словом, из

    растительных  материалов.  Следовательно, эти  последние со-

    держат  начало селитры,  а органы пищеварения  только подго-

    товляют  его отщепление.  Глаубер отмечает, что селитра об-

    разуется  и без участия экскрементов, если  смешивать с зем-

    лей  листья  и другие материалы  растительного или животного

    происхождения,  и указывает, что это может  быть использова-

    но для  промышленного добывания селитры.  Дальше он говорит,

    что  селитру (nitrum) можно посеять,  как  полевые культуры,

    и малым  количеством фермента заразить  громадное количество

    земли,  которая не замедлит покрыться  селитрой, подобно то-

    му, как   небольшое количество пивных  дрожжей может вызвать

    брожение  громадного количества теста.  Таким образом, у не-

    го есть  уже понятие о каком-то сходстве  процесса образова-

    ния  селитры с брожением.

         У Глаубера были некоторые  представления о круговороте

    связанного  азота.  Он говорил, что начало  селитры (nitrum)

    поднимается  из  глубин  земли  в  царство воздуха,  откуда

    возвращается  насыщенным астральными влияниями  и растворен-

    ными  в  воде  дождя,  снега и  росы,  чтобы дать плодородие

    почве.

        Дальше Глаубер так говорит  о начале селитры:  Это как

    бы птичка  без крыльев,  которая летает день и ночь без от-

    дыха, она  проникает между всеми элементами  и несет с собой

    дух  жизни.  От nitrum происходят минералы, растения и  жи-

    вотные. Это начало никогда не погибает,  оно меняет только

    форму:  когда входит в тело животных под  видом  пищи,  оно

    выходит  оттуда в экскрементах и таким  образом возвращается

    в землю,  чтобы оттуда подняться частично  в воздух с парами

    и выделениями,  и  вот оно снова среди  элементов.  Оно су-

    ществует  в корнях растений,  и вот  оно снова в пищевых ве-

    ществах.  Таким образом, круговорот идет  от элементов в пи-

    щевые  вещества,  из пищи - в экскременты  и оттуда снова  в

    элементы.

         Глаубер советует давать селитру  корням винограда, со-

    ветует  смачивыать посевное зерно раствором селитры,  чтобы

    увеличить  урожаи.  Свой гимн началу селитры  Глаубер закан-

    чивает  тем,  что  наряду с другими  эпитетами и сравнениями

    он ставит  вопрос:  может быть,  это и  есть азот, о котором

    пишут  философы?  Но как могло быть известно Глауберу слово

    азот ? Обычно  считают, что это слово ведет  начало от Лаву-

    азье  и образовано из греческого  слова (живу) и отрицание &

    (alpha privatiwum).  На деле же это слово гораздо  старше -

    он встречается  у алхимиков, хотя и в другом смысле.

         Откуда же взялось это слово,  которым пользовались ал-

    химики? Оно  искусственно  построено   так:  альфа - первая

    буква  всех тогдашних алфавитов,  на  которых писались науч-

    ные  произведения  (греческого,  латинского  и еврейского),

    зет  - последняя буква латинского  алфавита, омега - гречес-

    кого  и тов - последняя буква еврейского  алфавита. Из соче-

    тания  этих букв и получается слово  Azot.  Это  вариант  на

    мотив  из Апокалипсиса: Аз есмь альфа  и омега, начало и ко-

    нец:  словом азот обозначали то  неизвестное начало всех на-

    чал,  то философский камень,  этот  чудодейственный фермент,

    способный  превратить металлы в золото,  то вообще какой-то

    таинственный  ключ красоты, здоровья и богатства.

         Поэтому когда Глаубер говорил,  что душа  селитры и

    есть  азот философов, то это, конечно,  нельзя понимать так,

    что  Глаубер имел в виду азот  в понимании Лавуазье: это бы-

    ло только  фигуральное сравнение,  употребленное  для того,

    чтобы подчеркнуть все значение начала селитры: однако мож-

    но думать,  что и Лавуазье знал об азоте  философов и только

    вложил  в это слово конкретный смысл.

         Нужно заметить, что в ХУ11 веке  Глаубер не был единс-

    твенным  автором,  говорившим о значении селитры. В 1621 г.

    вышло  сочинение врача при Людовике  Х111 Ги де Бросс О при-

    роде, свойствах  и пользе растений (Gui de  Brosse.  De  la

    nature, de  la vertu et de l`utilite des plantes).  В этой

    книге  наряду с неопределенными утверждениями,  что пищей

    растений  являются соль,  масло и spiritus ,  местами гово-

    рится  о нитрозных соках почвы (les sucs nitreux),  и выра-

    жение  соль  земли  у него включает  представление о селитре

    (навоз  содержит соль мочи).

        В другом месте: Земля без соли бесполезна для плодоно-

    шения,  или, вернее, соль - это отец плодородия.

        Некий доктор  Стубс  сообщил   в Лондонском королевском

    обществе  в 1668 г.  о своих наблюдениях  на острове Ямайке,

    что  на землях,  содержащих селитру (les terres nitreuses -

    во французском  переводе), сахарный тростник растет  пышнее,

    чем  на других,  что табак,  выросший  на таких землях,  при

    курении  издает треск:  попутно  он  отмечает,  что  расте-

    ния,насыщенные  селитрой, плохо хранятся и легко загнивают.

        Очень давно еще у алхимиков  существовала идея  о  воз-

    душном  начале  селитры le niyre aerien).

        В 1660-1669     гг.     различные    авторы    (Digby,

    Hengshaw,Beal) говорили о присутствии начала  селитры в ро-

    се и   рекомендовали  намачивать семена  в растворе селитры.

    Фрэнсис  Бэкон уделял немало внимания  селитре,  и  в  своем

    трактате Silva  silvarum  (1626) он также называет  селитру

    солью  плодородия:  и у него было  понимание,  что некоторая

    субтильная  часть селитры становится существенной  составной

    частью  растения.  К той же эпохе  относятся весьма интерес-

    ные  высказывания    Мэйоу,    автора   Tractatus   guingue

    medico-physici, guarum primus agit de sal-nitro et spiritu

    nitro-aereo (1671)  (Пять  трактатов медико-физических,  в

    первом  из которых говорится о соли  селитры и воздушной се-

    литре). Мэйоу  первый  высказал  определенное  утверждение,

    что  селитра состоит из кислоты  и щелочи, что воздух участ-

    вует  в  ее образовании,  давая  летучую ее часть,  но земля

    тоже  тут участвует,  давая нелетучую  щелочь (le  sel  fixe

    alcali - соль  связывает щелось),  Мэйоу изучал  образование

   селитры  в почве и показал, что ее  содержится больше весной,

    при начале  вегетации,  а затем количество ее уменьшается,

    так  как растения ее поглощают.

        Роберт Бойль (1626-1691), известный  химик и физик, ос-

    нователь  Лондонского королевского общества,  посвящает се-

    литре специальные  мемуары:  A fundamental experiment made

    witf nitre - (Основательный опыт, проведенный с селитрой),

    в которых  говорит, что селитра состоит  из двух начал: кис-

    лотного,  которое летуче и  представляет  род  минерального

    уксуса, и другого - нелетучего,  щелочной природы. В те же

    годы  в Германии члены Академии  любителей природы (Academia

    Naturae Curisorum) немало занимались с селитрой, и Балдви-

    нус  (Baldwinus) писал,  между прочим:  Навоз  полон началом

    селитры.  Барбье  (Barbier)  в 1681 г.  написал мемуары под

    заглавием Spiritus nitro-aereo operationes  in  microcosmo

    -(Деятельность воздушной селитры в микрокосме).  Джиованни

    (Giovanni) в  1685 г.  представил диссертацию   О  брожении,

    воздухе  и  о селитре:  Регис в  своей Физике (Regis,  1691)

    говорит  о распространенности селитры  в  почве,и,  наконец,

    Шталь  (Stahl)  в  1698  г.  уделил распространению  селитры

Информация о работе Развитие взглядов на питание растений до Либиха