Автор: a*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:29, дипломная работа
Вашему вниманию представляется доклад по дипломной работе на тему: «Животный мир как объект правовой охраны».
Целью нашего исследования явилось рассмотрение вопросов, связанных с животным миром, как объектом правовой охраны.
Целью работы обусловлены следующие задачи:
рассмотреть особенности государственного управления эколого-правовым режимом животного мира;
проанализировать право пользования животным миром в РФ и его виды;
охарактеризовать состояние правовой охраны животного мира РФ на современном этапе;
выявить основные причины сокращения численности животных и меры по их предотвращению;
Международный Союз охраны природы с 1966 г. публикует выпуски "Красной книги", в которую вносятся виды, находящиеся на грани исчезновения.
Все заповедные меры по охране животных носят исключительный, чрезвычайный характер. Чаще всего использование и охрану фауны, мероприятия по ее воспроизводству приходится сочетать с интересами других отраслей природопользования. Опыт многих стран доказывает, что это вполне возможно. Так, при правильной организации землепользования сельскохозяйственное производство можно сочетать с сохранением многих диких животных.
Интенсивное лесное хозяйство, заготовка древесины при правильной организации обеспечивают сохранение условий для обитания в эксплуатируемых лесах многих видов зверей и птиц. Так постепенные и выборочные рубки леса позволяют не только восстанавливать леса, но также сохранять убежища, гнездовья и кормовые угодья для многих видов животных.
В последние годы дикие животные стали важным звеном "индустрии туризма". Во многих странах успешно осуществляются охрана и использование дикой фауны для рекреационных целей в национальных парках.
Все меры по охране животных бывают достаточно эффективными, если они строятся на основе тщательного учета ландшафтно-экологических условий. При любом виде работ по организации умножения и эксплуатации дикой фауны следует исходить из того, что определенные виды и популяции животных приурочены в своих границах к конкретным природным территориальным и аквальным комплексам или их антропогенным модификациям.
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Порядок
проведения государственной и общественной
экологических экспертиз
Государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды, при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством РФ является прединвестиционная (обоснование лицензий), предпроектная (технико-экономическое обоснование) и проектная документация. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при разработке всех альтернативных вариантов этой документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится оценка воздействия на окружающую среду с участием общественных объединений.
Для
осуществления
Регулирование отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния осуществляется Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (№ 33-ФЗ от 14.03.1995 г.).
Данным Законом установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
В числе названных в законе особо охраняемых природных территорий отсутствует «заповедная зона». Однако законом оговаривается, что Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные (кроме названных) категории особо охраняемых природных территорий. Аналогичные нормы существуют в Водном кодексе («особо охраняемые водные объекты»), Федеральном законе «О животном мире» («защитные участки территорий и акваторий»), Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне» («особые районы»).
Таким образом, с точки зрения законодательства РФ установление Правительством РСФСР заповедной зоны в северной части Каспийского моря, и определение режима ее особой охраны являются вполне легитимным актом (хотя его легитимность может быть оспорена с точки зрения международных договоров Российской Федерации).
«Специальные экологические и рыбохозяйственные требования для проведения геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в заповедной зоне в северной части Каспийского моря», согласованные Госкомэкологии РФ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, были утверждены 16.09.1998 г. приказом Министерства природных ресурсов РФ № 211.
Указанные Требования в настоящее время являются одним из основных нормативно-правовых документов, регламентирующих охрану окружающей среды при осуществлении нефтегазодобывающей деятельности в северной части Каспийского моря.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Статья 23 Федерального закона «О животном мире» регулирует охрану животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях.
На
территориях государственных
В соответствии с данным Законом принято постановление Правительства Астраханской области от 20 апреля 2006 г. № 120-П «О государственном биологическом заказнике регионального значения «Кабаний»».
Согласно Положению, заказник является территорией, имеющей особое значение для сохранения восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания природного баланса.
Участок
«Кабаний» был образован
Государственный биологический заказник регионального значения «Кабаний» расположен в Енотаевском районе в 2-х километрах северо-восточнее с. Косика в границах Енотаевсакого сельхоза и на землях сельскохозяйственных организаций.
Целью объявления участка заказником является сохранение и воспроизводство численности благородного оленя, кабана, косули, зайца-русака, водоплавающей дичи, фазана, серой куропатки, а также сохранение среды их обитания и поддержки целостности сообществ, сложившихся на данной территории.
Согласно
Положению о государственном
биологическом заказнике
Установленный для Заказника режим особой охраны обязаны соблюдать все без исключения юридические и физические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи земельных участков, расположенных в границах Заказника. За нарушение установленного режима особой охраны виновные лица несут административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.
Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира регулируется статьей 24 ФЗ «О животном мире».
В 2000 году, в результате организации эффективной охраны территории, был создан комплексный государственный природный заказник «Степной».
В 2001 году заказник внёс существенный вклад в сохранение популяции сайгака и других, обитающих здесь животных, в том числе редких и исчезающих.
В мае 2002 года в период прохождения массового отёла сайгака на территории заказника «Степной» насчитывалось около 12000 животных, что составило приблизительно 65% всей популяции
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.
На территории Астраханской области обитает около 280 видов птиц, из которых 48 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации, а 72 в Красную книгу Астраханской области, около 60 видов млекопитающих, из которых 4 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации, а 13 – в Красную книгу Астраханской области, например, такие как: обыкновенный (речной) бобр, барсук, степная кошка, европейская норка, камышовый кот (хаус), косуля, лось, 18 видов рептилий, из которых 1 вид занесён в Красную книгу Российской Федерации и 7 – в Красную книгу Астраханской области и 3 вида амфибий.
Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О животном мире» (ст.55, 56) предусмотрены административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания.
Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях
- за совершение нарушений правил охраны среды обитания или путей миграции животных;
- за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами;
- за нарушение правил охоты и рыболовства;
- за нарушение правил пользования объектами животного мира.
В 2004 году за нарушение законодательства РФ «Об охране и использовании животного мира в Астраханской области», было выявлено административных нарушений – 448, заведено уголовных дел – 3, наложено штрафов на сумму 154,9 тыс. руб., предъявлено исков на сумму 56,8 тыс. руб.
По заказникам выявлено нарушений 68, наложено штрафов на сумму 24,7 тыс. руб.
Животные мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли.