Животный мир,как объект правовой охраны

Автор: a*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

Вашему вниманию представляется доклад по дипломной работе на тему: «Животный мир как объект правовой охраны».

Целью нашего исследования явилось рассмотрение вопросов, связанных с животным миром, как объектом правовой охраны.

Целью работы обусловлены следующие задачи:
рассмотреть особенности государственного управления эколого-правовым режимом животного мира;
проанализировать право пользования животным миром в РФ и его виды;
охарактеризовать состояние правовой охраны животного мира РФ на современном этапе;
выявить основные причины сокращения численности животных и меры по их предотвращению;

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД на защите.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

ДОКЛАД 
 

Уважаемый председатель, уважаемые  члены государственной  аттестационной комиссии! 

      Вашему  вниманию представляется доклад по дипломной  работе на тему: «Животный мир как  объект правовой охраны».

     Целью нашего исследования явилось рассмотрение вопросов, связанных с животным миром, как объектом правовой охраны.

   Целью работы обусловлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть особенности государственного  управления эколого-правовым режимом животного мира;
  2. проанализировать право пользования животным миром в РФ и его виды;
  3. охарактеризовать состояние правовой охраны животного мира РФ на современном этапе;
  4. выявить основные причины сокращения численности животных и меры по их предотвращению;

     Предмет исследования – животный мир.

     Объект исследования – правовая охрана животного мира.

     Гипотеза исследования – поддержание условий существования животного мира, правовое регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствует их восстановлению, что, в свою очередь, активно повлияет на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

     Актуальность данного исследования заключается в том, что животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, является необходимым компонентом в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

     Вместе  с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

     Животный  мир является достоянием народов  Российской Федерации, неотъемлемым элементом  природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

     Каждый  вид животных является незаменимым  носителем генетического фонда.

     Объектом  использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а так же моллюски, насекомые и др.) обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

     Особенностью  животного мира является то, что  данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определённых условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определённые виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддаётся преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

     В соответствии с действующим законодательством  к области регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учёта животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решения других вопросов.

       Основным законодательным актом Российской Федерации, регулирующим отношения в области охраны среды обитания животного мира, является Федеральный закон "О животном мире" № 52-ФЗ от 24.04.1995г.

     Государственное управление  в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

     Специально  уполномоченные государственные органы обеспечивают осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.

     Полномочия, специализация и структура указанных  государственных органов определяются Правительством Российской Федерации  на основе требований настоящего Федерального закона.

     Специально  уполномоченными органами управления в области эколого-правового режима являются: по наземным животным и птицам – Охотодепартамент РФ и Россельхознадзор РФ, по рыбным запасам – Федеральное агентство по рыболовству, органы рыбоохраны субъектов Российской Федерации.

     В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учёт объектов животного мира и их использования, а также ведётся государственный кадастр объектов животного мира, который содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

     К животным, подлежащим учету и занесению  в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, занесенные в перечни, утвержденные Российской Академией наук и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков.

     Задачей государственного контроля в области  охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира.

     Государственный контроль в области использования  животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а  также специально уполномоченными  на то органами.

       В соответствии с Федеральными законами "О животном мире", "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях"  Постановлением Правительства Астраханской области от 17 октября 2005 г. № 380-п создана Служба по охране животного мира и окружающей среды Астраханской области.

     Данная  Служба  является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по контролю в сфере охраны животного мира и окружающей среды в части  полномочий, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации на территории Астраханской области.

     Служба  находится в ведении министерства по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области.

     В соответствии с Положением, Служба осуществляет следующие полномочия, установленные в сфере деятельности в части объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, за исключением объектов, определенных федеральным законодательством, а именно:

    - осуществляет мероприятия по охране объектов животного мира,

    - регулирует использование объектов животного мира,

    - осуществляет воспроизводство объектов животного мира,

    - в установленном законодательством порядке ведёт учёт и кадастр объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты,

    - выдает именные, разовые и распорядительные лицензии на использование объектов животного мира,

    - осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся на территории области,

    - осуществляет охрану особо охраняемых территорий регионального значения.

     Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. 

     Пользователями животного мира (ст.1 Закона) являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

   Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться (ст. 34 Закона) следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство;  добыча объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства, в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтров и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

     Одним их основных видов пользования животным миром является охота - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота.

     Право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

     Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количество животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

     Промысловая добыча рыбы, других видов водных животных производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства.

     Научно-исследовательские  организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов  рыбоохраны.

         Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст.43 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

Информация о работе Животный мир,как объект правовой охраны