Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:14, творческая работа
Цель моего проекта предоставить молодой маме минимум необходимых знаний, которые помогут ей в уходе за новорожденным ребёнком, дать понятия о правильном рациональном уходе, что является залогом здоровья ребёнка в будущем.
Уход за пупочной ранкой. Пупочная ранка заживает обычно в течение первой недели после рождения. За ее состоянием после выписки из роддома наблюдают детский врач и медсестра, без разрешения которых нельзя начинать купать ребенка. При купании в недостаточно зажившую пупочную ранку может попасть инфекция, что может вызвать ее нагноение с развитием пупочного сепсиса (заражение крови). В первые дни ежедневно 3—4 раза пупочную ранку обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или перманганата калия. При мокнутии пупка, его покраснении и выделениях из него срочно обратитесь к врачу, не прибегая к домашним средствам.
Купание. Перед первым купанием посоветуйтесь с врачом или сестрой, особенно если пупочная ранка еще не полностью зажила. Обычно купание разрешают через 2—3 дня после отпадения остатка пупочного канатика. В городе можно пользоваться водопроводной водой, если вода взята из реки, пруда или другою водоема, ее предварительно кипятят. Воду нагревают до 7° и добавляют в нее раствор перманганата калия до слабо-розовой окраски (готовят концентрированный раствор, а затем добавляют необходимое количество прямо в воду). Следите за тем, чтобы в ванночку не попали не растворившиеся кристаллики. Температура в ванной комнате должна быть 22—24°. Перед купанием ванночку моют горячей водой с мылом и обдают кипятком. Купают новорожденных ежедневно. Лучше это делать перед последним вечерним кормлением. Продолжительность купания 5—7 мин. С мылом (лучше всего детским) ребенка купают 2—3 раза в неделю. Намыливать его нужно рукой, т. к. губкой можно повредить кожу. В воду малыша опускают осторожно, положив его голову и спинку на левую руку, а правой поддерживают ягодицы и ножки. Затем правую руку освобождают, кисть левой руки перемещают в левую подмышечную впадину ребенка, а его спинку и головку поддерживают левым предплечьем. Правой свободной рукой его моют. После купания ребенка необходимо ополоснуть кипяченой водой 36—37° и чистой проглаженной простыней обсушить его (промокая, но не вытирая кожу). Для мытья ребенка можно приобрести специальную подставку для детской ванночки.
Прогулки. Гуляйте с ребенком ежедневно в любое время года. Чистый прохладный воздух улучшает аппетит, укрепляет кожу и легкие, предохраняет от заболеваний. Свежий воздух и солнце помогают предупредить рахит. Летом начинайте гулять с первых дней после выписки из роддома, а зимой — со второй недели пребывания дома. Одежда для прогулки должна соответствовать погоде. Зимой поверх домашней одежды наденьте теплую рубашку и заверните малыша в байковое одеяло, а потом в ватное или шерстяное с пододеяльником. Лицо оставляйте открытым. Продолжительность первой прогулки всего несколько минут, даже летом не более 10 мин. В это время года длительность прогулок можно увеличивать быстро (при хорошей погоде), зимой — на 5—10 мин. ежедневно Летом постепенно удлиняют пребывание на воздухе до полного дня (за исключением жарких часов) Продолжительность прогулок зимой не должна превышать 4 часов в день. Летом поите ребенка водой во время прогулки.
Закаливание здоровых новорожденных фактически начинают с первых дней жизни, при пеленании не торопитесь завертывать ребенка, оставляйте его обнаженным на 1—2 мин.
Физиологические особенности новорожденного
Вследствие недостаточного развития различных органов и систем организма у новорожденного могут возникать состояния, которые часто пугают мать, хотя они являются обычными и порой не требуют вмешательства врача.
Плач не должен пугать окружающих. Это средство общения малыша с окружающим миром. Плач способствует развитию легких и дыхательной мускулатуры. Но в любом случае надо прислушиваться и стараться понять, чем вызван плач. Чаще всего ребенок начинает беспокоиться, если ему нужна помощь, если у него мокрые пеленки, метеоризм, запоры, воспаление среднего уха (отит). Часто это просто просьба «надоело лежать на одном боку», «хочу есть», «хочу пить», «жарко», «холодно», «плохо завернули в пеленки». Но крик может быть и проявлением заболевания, особенно если он пронзительный или тихий, стонущий, частый и длительный. В любом случае необходимо учитывать общее состояние ребенка и при любом сомнении посоветоваться с врачом
Метеоризм — переполнение кишечника газами. Ребенок становится беспокойным, «сучит» ножками, притягивает их к животу. Живот напряжен, при прикосновении к нему беспокойство ребенка усиливается. Полезно периодически поглаживать живот по часовой стрелке, прикладывать теплую простыню, класть малыша на живот. Если это не помогает, то с разрешения врача очень осторожно вводят в задний проход газоотводную трубку, смазанную вазелином, на 15—20 мин.
Подготовка и проведение клизмы ребенку: вверху — подготовка клизмы (в баллончик набирают воду, затем его наконечник смазывают вазелином и, сжав баллончик, выпускают из него воздух до появления воды), внизу — положение ребенка при введении наконечника клизмы (лежит на боку, ножки согнуты и приведены к животу).
Запоры у новорожденных бывают довольно часто, особенно при неправильном вскармливании или неправильном питьевом режиме. Нельзя допускать, чтобы стула не было более суток. При запоре ребенка кладут на живот, или поглаживают живот рукой по часовой стрелке, или же прикладывают к нему теплую пеленку. Если это не помогает, ставят очистительную клизму (рис. 4). Ребенок при этом лежит на боку с полусогнутыми ногами на пеленке, под которую подложена клеенка. Конец клизмы с баллончиком № 1 смазывают вазелиновым маслом и осторожно вводят в задний проход. Для очистительной клизмы используют кипяченую воду (30 мл) температурой 30°.
Срыгивания у новорожденных — довольно частое явление. Они объясняются особенностями строения желудка и пищевода в этом возрасте; кроме того, при сосании дети часто заглатывают воздух, который затем выделяется и увлекает за собой молоко. Для предупреждения срыгивании подержите ребенка после кормления некоторое время на руках вертикально или положите на живот. Но если он срыгивает после каждого кормления и обильно, вплоть до рвоты «фонтаном», срочно обратитесь к врачу.
Икота, как правило, проходит самостоятельно. При длительной икоте можно дать ребенку попить, уложить в кровать и не беспокоить.
Опрелость чаще всего возникает при недостаточном уходе, но может быть и признаком экссудативно-катаральпого диатеза. Она проявляется ярким покраснением кожи и ее мокнутием в области кожных складок, ягодиц. Для предупреждения опрелости после каждого испражнения меняют ребенку белье, а кожные складки в паху и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или стерилизованным (прокипяченным) подсолнечным маслом либо детским кремом. При выраженных проявлениях опрелости пеленают ребенка так, чтобы особенно покрасневшие участки кожи оставались на некоторое время открытыми. Во всех случаях, когда опрелость сильно выражена, следует обратиться к врачу. При сильном раздражении и ссадинах в области опрелости по рекомендации врача эти участки смазывают синтомициновой, стрептомицшювой эмульсией или линиментами синтомицина и стрептомицина.
Питание.
Потребность организма детей грудного возраста в питательных веществах очень велика. В то же время органы пищеварения еще недостаточно развиты. Правильное и рациональное вскармливание — важнейшее условие гармоничного роста и развития детей, укрепления их здоровья. Неправильное питание, недостаток необходимых пищевых веществ существенно сказываются на их физическом и умственном развитии, снижают сопротивляемость к различным инфекциям. Нежелателен и перекорм, т. к. полные, тучные дети хуже развиваются, часто болеют. Помимо количества, важен и качественный состав пищи — определенное соотношение белков, жиров, углеводов и солей. Организму необходимы витамины, принимающие активное участие в обмене веществ.
Естественное вскармливание. Для детей первого года жизни, особенно в первые 6 месяцев, наиболее физиологичным является так называемое естественное вскармливание, т. е. вскармливание материнским молоком, которое самой природой приспособлено к особенностям пищеварения и обмена веществ ребенка, содержит все необходимые для его роста и развития питательные вещества — белки, жиры, углеводы, соли, воду, витамины. Кроме того, с грудным молоком матери в организм ребенка поступают защитные вещества — так называемые антитела, предохраняющие его в первые месяцы жизни от некоторых инфекционных болезней. Молоко матери переваривается лучше, чем всякая другая пища, имеет оптимальную температуру, почти полностью усваивается организмом ребенка, не содержит микробов.
К кормлению грудью необходимо готовиться еще до рождения ребенка. Уже со 2—3-го мес. беременности молочные железы начинают усиленно развиваться и подготавливаться к выработке молока. Во время беременности женщина должна правильно и полноценно питаться, выпивать достаточное количество жидкости, соков, совершать ежедневные прогулки на воздухе, нормально спать, выполнять нетяжелую работу. Полностью исключаются курение, спиртные напитки. Плоские или втянутые соски можно попытаться своевременно вытянуть молокоотсосом. Приложив его к соску, производят несколько насасываний и оставляют сосок на некоторое время в вытянутом положении. Эту процедуру повторяют 2 раза в день. Полезно закаливать кожу соска и груди, для этого 2—3 раза в день обмывают грудь водой или делают обтирания мягкой тканью. Рекомендуется и массаж груди — поглаживание от основания груди к соску.
Кормящей матери, помимо правильного питания и режима, следует пить достаточное количество жидкости, и в т. ч. не менее 0,5 л молока в сутки. Категорически запрещается употребление алкоголя, пива, курение. Важно строго соблюдать правила личной гигиены, 2—3 раза в день обмывать молочные железы, принимать душ. Молочные железы вытирают жестким полотенцем, стараясь не повредить кожу сосков. Кроме того, молочные железы обмывают перед каждым кормлением. Для предупреждения трещин сосков делают воздушные ванны молочных желез продолжительностью 10—15 мин., летом процедуру можно проводить на свежем воздухе. Солнечные ванны в этот период противопоказаны. На время вскармливания ребенка лучше отказаться от утомляющих развлечений и стараться устранять поводы к волнению.
Молочные железы начинают выделять молоко не сразу. В первые 2—3 дня после родов вырабатывается т.н. молозиво — густая, желтоватого цвета жидкость, которая свертывается при кипячении. По сравнению со зрелым молоком молозиво содержит гораздо больше жиров, солей и служит наиболее подходящей пищей для детей первых дней жизни. С 3—4-го дня после родов появляется переходное молоко, богатое жирами. Только со 2—4-й недели оно приобретает постоянный состав, молочные железы начинают выделять зрелое молоко. У здоровой кормящей женщины в сутки выделяется до 1—1,5 л молока, иногда больше.
Перед каждым кормлением тщательно моют руки, а сосок и околососковую область протирают кусочком ваты, смоченным кипяченой водой или раствором борной кислоты (1 ч. л. на стакан воды). Несколько первых капель молока сцеживают и сливают. С конца первой недели после родов кормление грудью производят сидя. Садятся удобно; под ногу, соответственно груди, которой кормят, подставляют скамеечку. Одной рукой поддерживают голову и спину ребенка, а другой вкладывают сосок в рот. Захватив грудь средним и указательным пальцами, оттягивают ее несколько сзади, чтобы ребенок мог свободно дышать. Следя за тем, чтобы во время сосания он охватывал губами не только сосок, но и околососковый кружок — это предупреждает заглатывание воздуха и последующее срыгивание. При каждом кормлении кормят только одной грудью. Необходимое количество молока ребенок в среднем высасывает за 10—15 мин. В любом случае длительность кормления не должна превышать 20-30 мин. Если ребенок, сосет вяло или у матери тугая грудь, лучше через 20 мин. отнять его от груди и докормить сцеженным молоком. Для определения количества высосанного им молока ребенка взвешивают до и после кормления. Иногда встречаются так называемые. Ленивые сосуны: вначале сосут грудь довольно активно, но через 5—7 мин. засыпают. В таких случаях слегка вытягивают сосок изо рта или нежно трогают ребенка за уши или нос, чтобы разбудить. По окончании кормления ребенка кладут в кроватку; промывают сосок кипяченой водой, обсушивают тонкой мягкой салфеткой, смазывают вазелиновым или подсолнечным (стерилизованным) маслом и прикрывают кусочком марли. После кормления оставшееся в груди молоко, даже если его очень мало, сцеживают до «последней капли». Это способствует увеличению количества молока и является дополнительным массажем. Между кормлениями ребенка надо поить кипяченой водой, чуть подкрашенной «спитым» чаем, с добавлением нескольких капель лимонного сока; зимой он должен выпивать 50—70 мл, летом 120— 150 мл воды в сутки.
Частота кормления меняется в зависимости от возраста. Оно должно проводиться в строго определенные часы. Первые 3 мес. ребенка кормят 6—7 раз в сутки (каждые 3 часа с 6 часовым ночным перерывом), затем 5 раз в сутки (через каждые 4 часа с 8-часовым ночным перерывом). Ослабленных детей впервые 3 мес. можно кормить 7 раз в сутки (каждые 3 часа с 6-часовым ночным перерывом), с 3 до 6 мес.— 6 раз в сутки, а затем 5 раз в сутки. Если наступают часы кормления, а ребенок спит, лучше не будите его, а пропустите кормление. Здорового, хорошо сосущего малыша, часто просыпающего одно из кормлений, уже до 3-месячного возраста можно перевести на 5-разовое кормление. Ночью ребенка не кормят, а при необходимости поят водой. Только в крайнем случае, когда никакие уговоры не действуют, кормят ночью.
Количество молока, необходимое ребенку в сутки, рассчитывают по следующим формулам. Для детей первых 7—8 дней жизни пользуются формулой Финкельштейна (несколько измененной), n × 70 (при весе меньше 3200 г) или n × 80 (при весе ребенка более 3200г), где n — день жизни ребенка. Объем каждого кормления вычисляют, разделив полученную цифру на число кормлений. К 8—10-му дню жизни ребенок высасывает за сутки в среднем 500 мл.
Ориентировочный расчет количества молока в сутки на каждый месяц первого года жизни делают по трем формулам (можно пользоваться одной из них или брать средний результат). Формула Шкарина исходит из того, что ребенок в возрасте 2 мес. (8 нед.) должен получать 800 мл молока в сутки. Если он младше, то на 50 мл меньше на каждую неделю жизни, недостающую до 8 нед.; так, ребенок 5-недельного возраста должен получать 800 - (50×3)= 650 мл. Если он старше 2 мес., то должен получать на 50 мл больше на каждый месяц после 2-месячного возраста, напр., в 3 мес. 800 + (50 X 1) = 850 мл. Объемный метод учитывает не только возраст, но и вес ребенка. Он должен получать следующее количество молока: от 2 до 6 нед.— 1/5 веса, от 6 нед. до 4 мес.—1/6 веса, от 4 до 6 мес.—1/7 веса, от 6 до 9 мес — 1/8 веса. Самый точный — калорийный метод, основанный на том, что ребенок в 1-й четверти года должен получать около 130—120 ккал/кг, во 2-й — около 120—110 ккал/кг, в 3-й — около 110—100 ккал/кг, в 4-й — около 100— 90 ккал/кг. Зная, что 1 л женского молока содержит около 700 ккал, можно легко рассчитать необходимое количество молока в сутки.
Общее количество молока, получаемое ребенком в сутки, не должно превышать 1 л. Показателями его здоровья и правильного вскармливания являются хорошая прибавка в весе, равномерное и достаточное развитие подкожного жирового слоя. Иногда ребенок прибавляет в весе неравномерно по месяцам, но в дальнейшем вес, как правило, выравнивается. В среднем первоначальный вес ребенка к 4—5 мес. удваивается, а к году утраивается. Все приведенные расчеты в полной мере можно отнести только к здоровому доношенному ребенку. При заболеваниях, недоношенности количество и качество пищи, норму прибавки в весе устанавливает врач индивидуально для каждою ребенка.