Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:58, шпаргалка
Даны ответы на вопросы по "Биологии"
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики: повторности, постепенности, систематичности, последовательности. Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала. Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Принцип постепенности предусматривает плавное повышение тренировочных нагрузок во всех циклах подготовки (в недельном, месячном, годичном), а также на всех этапах многолетнего процесса подведения лыжника к наивысшим результатам. С этой целью осуществляется систематический (педагогический и врачебный) контроль за соответствием применяемых нагрузок и сил и возможностей лыжников на каждом конкретном этапе тренировки и даже в отдельно взятом занятии. Вместе с тем постепенность увеличения нагрузок не может стать самоцелью в планировании подготовки. Только обоснованно высокий прирост объема и интенсивности нагрузок, особенно в подготовке взрослых и высококвалифицированных лыжников, позволит достичь наивысших результатов. Принцип повторности: При повторении изучаемых движений умения постепенно переходят в навыки. Все это происходит в процессе многократных повторений как отдельных элементов, так и способов в целом. Подобное происходит и при развитии физических качеств. В процессе их развития в центральной нервной системе, в мышцах, тканях, органах и системах организма происходят изменения, кото- рые возникают и углубляются при многократном повторении как отдельных упражнений, так и целого цикла тренировочных занятий. Однако упрочение навыков и повышение уровня развития физических качеств зависят не только от количества повторений отдельных занятий, но и от интервалов отдыха между ними. Чрезмерно длительные перерывы не позволяют закрепить и углубить те сдвиги, которые происходят в организме при повторном выполнении упражнений или тренировочных нагрузок. Для прочного закрепления возникающих сдвигов необходимо осуществить непрерывность подготовки лыжника-гонщика, которая обеспечивается определенной взаимосвязью между занятиями или отдельными нагрузками. Возникновение таких взаимосвязей зависит от точности планирования интервалов отдыха между занятиями. Принцип последовательности: придумать самому.
43.Физиологические
показатели тренированности
Тренированность при стандартной нагрузке.
Тренированность оценивается по функциональным изменениям в организме при выполнении стандартной нагрузки:
*15сек. бег в максимальном темпе (скоростной бег);
*3-минутный бег на месте в ритме 120 шагов/мин;
*Сочетание приседания + скоростной бег – комбинированная проба Летунова.
Тренированность оценивается:
1) Как быстро врабатывается спортсмен. 2) Каких показателей достигают жизненно важные функции при выполнении пробы (дыхание, пульс). 3) Как быстро восстанавливается спортсмен.
Для тренированности характерно: кто быстрее врабатывается, у кого меньше величины показателей при работе (ЧСС, дыхание), кто быстрее восстанавливается тот и более тренирован.
44.Физиологические
механизмы тренированности.
Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Важная задача упражнения — сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы нейрогуморального регулирования. Тренированный расходует при предельной работе больше энергии, чемнетренированный, а объясняется тем, что сама работа, произведеннаятренированным, превышает величину работы, которую может выполнить нетренированный. Экономизация проявляется в несколько меньшем расходеэнергии на единицу работы, однако весь объем работы у тренированного при предельной работе настолько велик, что общая величина затраченной энергии
оказывается очень большой. Тренированный организм выполняет стандартную работу более экономно, чем нетренированный. Тренировка обусловливает такие приспособительные изменения в организме, которые вызывают экономизацию всех физиологических функций. Одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее утомительной. Для нетренированного стандартная работа может оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та же нагрузка будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет большого утомления. Эти два взаимосвязанных результата тренировки возрастающая экономичность и уменьшающаяся утомительность работы — отражают ее физиологическое значение для организма. Явление экономизации обнаружилось, как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.
45.Значение физической тренированности для развития и поддержания на высоком уровне функций организма и повышение его устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Состояние тренированности развивается в результате такого качества как тренируемость.
Функциональные системы обладают высокими функциональными способностями, и следовательно каждая функция способна совершенствоваться.
В результате тренировки развивается тренированность. С физиологической позиции принято состояние тренированности рассматривают: 1) В состоянии покоя. 2) При стандартно-дозированных нагрузках 3) При предельной работе.
46.Перетренированность
и механизмы ее появления.
Под влиянием чрезмерной и
нерационально построенной
Эти процессы являются патологическими.
Большинство автором
Состояние спортсмена проявляется либо неврастеническими реакциями, либо психастеническими, что зависит от типа ВНД либо от степени перетренированности. При этом соматических изменений функций может не наблюдаться.
Основными причинами перетрен. являются: 1) Недочеты в системе отбора. 2) Участие в тренировках и соревнованиях в болезненном состоянии. 3) Нарушение режима тренировочных занятий, отдыха и образа жизни. 4) Нерациональная организация нагрузок и методик тренировки.
Условно в перетренированности выделяют 3 стадии: 1) Работоспособность не устойчива, субъективные жалобы отсутствуют. 2) Появляются жалобы, снижается работоспособность. 3) Появляются симптомы различных патологических процессов, снижаются спортивные результаты.
1 стадия. Как правило, первыми признаками перетренированности являются жалобы на нарушения сна, плохое засыпание, отсутствие роста спорт.результата, зачастую жалоб нет. Объективно отмечается ухудшение адаптации к нагрузками аппарата кровообращения. Наблюдается атипические реакции пульса, давления. Нарушаются двигательные координации.
2 стадия. У спортсмена
отмечаются функциональные
Появляются жалобы: апатия, вялость, сонливость, раздражительность, нежелание тренироваться, неприятные ощущения, боли в мышцах и сердце. Сопровождается изменением внешнего вида спортсмена: бледная кожа лица, запавшие глаза, синюшный цвет губ, круги под глазами.
Максимальное нарастание всех функциональных показателей происходит не во время тренировок, а в другие часы суток (нарушение суточных стереотипов).
Кровообращение: синусовая аритмия, снижение приспособляемости, тахикардия и гипертензия.
Внешние: уменьшение ЖЕЛ и МВЛ, в покое и после физ.нагрузки, повышенное потребление кислорода.
Пищеварение: язык отечный, утолщенный, дрожит при высовывании, обложен налетом, увеличена печень, склеры приобретают желтушную окраску.
ОДА: снижение силы и упругости мышц, расстройство координации, повышается спортивный травматизм.
Метаболизм: повышается основной обмен, ухудшается всасывание глюкозы, уменьшается кол-во сахара в крови, усиливается распад белков, повышается потливость, у женщин нарушается менструальный цикл.
3 стадия. Повышается возбудимость, слабость, сонливость днем, ухудшение спортивных результатов.
Профилактика. Рекомендуется: 1) Применение тренировок с новыми нагрузками только при достаточной предварительной подготовке. 2) Чередовать интенсивные тренировки со сниженными нагрузками, особенно в дни после соревнований. 3) Устранение нарушений режима жизни, питания, физ. и псих. Травм, очагов хронических инфекций. 4) Запрещение тренировок на фоне какого-либо уставания.
47.Физиологическая характеристика гимнастики.
1. Соревновательные упражнения в гим-ке характеризуются околопредельной мобилизацией функций сердечно-сосудистой системы и выраженным участием анаэробных источников в обеспечении деятельности.2. Важным качеством спортсменов экстракласса в гим-ке является способность удерживать высокий уровень исполнительского мастерства в экстремальных условиях мышечной деятельности.3. Один из признаков тренированности в гим-ке - снижение функциональной напряженности ССС, связанное с "удешевлением" энергетической стоимости упражнения путем повышения доли аэробных источников и технического совершенствования элементов упражнения.4. Дополнительными средствами для повышения аэробных возможностей могут быть беговые кроссы или работа на тренажерах (велоэргометр, тредбан и др.), выполняемые в зоне анаэробного порога (АнП).
48.Физиологическая
характеристика легкой
Л/а объединяет ряд физических упражнений: бег, с/х, прыжки и метания. Упражнения в этих видах способствуют формированию разных двигательных навыков и двигательных качеств.
Бег является циклическим движением, базирующийся на безусловно-рефлекторном акте ходьбы. В л/а приходится много работать над совершенствованием техники бега. Наиболее сложным является бег на короткие дистанции, барьерный бег и кросс. В зависимости от дистанции продолжительность бега может быть от 10 секунд до 2-3 часов.
Спринтерские дистанции (6-30сек) – максимальная зона мощности; 45сек-4,5мин – субмаксимальная зона мощности; 8-35мин – большая зона мощности; 40мин-неск.часов – умеренная зона мощности.
Анализаторы играют важную роль в беге по пересеченной местности, а также для восприятия обстановки соревнования.
ОДА выполняет работу в зависимости от дистанции в аэробных, анаэробных, аэробно-анаэробных условиях.
Расход энергии зависит от длины дистанции (суммарный расход) и расход в единицу времени или на метр дистанции.
ЧСС достигает до 200 уд/мин (на спринт.дистанции меньше) систолический объем крови – 80-140мл, а минутный объем крови до 30 л/мин, АД – 150-180/70-110.
В крови развивается миогенный лейкоцитоз, проявляющийся в зависимости от дистанции фазами: лимфацитарная или I нейрофильная и II нейрофильная на стайерских дистанциях.
49.Физиологическая
характеристика ходьбы на
50.Физиологическое
обоснование начального
51. Физиологическая характеристика плавания.
Скорость и энергетические расходы при плавании зависят от трех основных механических факторов: 1) величины подъемной (плавучей) силы, противодействующей весу тела, или обратной ей величины - потопляющей силы; 2) лобового сопротивления продвижению тела в воде и 3) движущей силы, возникающей в результате эффективных продвигающих (пропульсивных) усилий пловца. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание тела на воде, а' на преодоление силы сопротивления движению тела, которая называется лобовым сопротивлением. Ее величина зависит от вязкости воды, размеров и формы тела, а главное - от скорости продвижения его. Люди с большой поверхностью тела испытывают более значительное сопротивление воды, чем люди с меньшей поверхностью тела. Соответственно у мужчин лобовое сопротивление в среднем больше, чем у женщин. Однако при учете размеров поверхности тела это различие между женщинами и мужчинами несущественно. При высокой скорости продвижения в воде преодоление лобового сопротивления составляет главный компонент физической нагрузки для пловца. Расходы энергии у человека при плавании примерно в 30 раз больше, чем у рыбы сходных размеров, и в 5-10 раз больше, чем при беге с той же скоростью. На дистанции 100 м (50-60 с) примерно 80% энергии обеспечивается анаэробным путем. У нетренированных (в плавании) людей МПК при плавании в среднем на 15-20% ниже, чем в наземных условиях. Для пловцов характерна большая ЖЕЛ: у мужчин-пловцов высокого класса - 5-6,5 л, у женщин - 4-4,5 л, что в среднем на 10-20% больше. В отличие от дыхания в воздушной среде в воде дыхательный объем увеличивается исключительно за счет использования резервного объема вдоха - РОВд. Резервный объем выдоха (РОВыд) уменьшается до 1 л (в условиях воздушной среды до 2,5 л). Сердечный выброс во время плавания увеличивается почти линейно с ростом потребления О2 (скорости плавания), и при одинаковом субмаксимальном потреблении О2 он примерно такой же, как и при беге или работе на велоэргометре. Максимальная ЧСС при плавании также меньше, чем при беге, в среднем на 10-15 уд/мин. У мужчин она составляет в беге около .200 уд/мин, а в плавании - около 185 уд/мин, у женщин соответственно около 200 и 190 уд/мин. Среднее артериальное давление при субмаксимальной и максимальной нагрузках в плавании больше, чем в беге, обычно на 10-20%.