Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:20, реферат
Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека.
Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса.
Правовая
охрана атмосферного
воздуха - система предусмотренных законом
мер, направленных на предотвращение загрязнения
атмосферного воздуха и улучшение его
состояния.
Атмосферный
воздух как объект
правовой охраны
Атмосферный воздух
представляет собой элемент окружающей
природной среды, жизненно важный для
биологических организмов, включая людей,
который служит защитой от космических
излучений, поддерживает определенный
тепловой баланс на планете, определяет
климат и т. д. Наряду с экологическими
функциями атмосферный воздух выполняет
важнейшие экономические функции, так
как выступает незаменимым элементом
производственных процессов, энергетической,
транспортной и другой деятельности человека.
Интенсивное развитие
промышленности, рост городов, увеличение
количества транспортных средств, активное
освоение околоземного пространства приводят
к изменению газового состава атмосферы,
накоплению различных видов загрязнений
(пылевого, химического, электромагнитного,
радиационного, шумового и др.), разрушению
озонового слоя атмосферы, нарушению ее
естественного баланса.
Все это наносит
ощутимый вред экономике, здоровью людей,
природной среде и вызывает необходимость
регулирования антропогенного воздействия
на атмосферный воздух.
Правовое регулирование
отношений в сфере охраны атмосферного
воздуха осуществляется Федеральными
Законами «Об охране атмосферного воздуха»
1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» 1999 г., «О радиационной
безопасности населения» 1996 г., Законом
РСФСР «Об охране окружающей природной
среды» 1991 г., а также рядом подзаконных
актов - Положениями о государственном
контроле за охраной атмосферного воздуха,
о государственном учете вредного воздействия
на атмосферный воздух, о Межведомственной
комиссии по охране озонового слоя и др.
Российская Федерация является участником
нескольких международных соглашений
по вопросам охраны атмосферы, например,
Международной Венской конвенции об охране
озонового слоя, Конвенции ООН об изменении
климата, Монреальского протокола по веществам,
разрушающим озоновый слой.
Важные положения
об охране атмосферного воздуха содержатся
в нормативных актах, регулирующих
использование и охрану земель, лесов,
вод, недр и других природных ресурсов,
а также в уголовном, административном,
гражданском и иных отраслях законодательства.
В силу своих
естественных свойств атмосферный
воздух в настоящее время не рассматривается
в качестве объекта присвоения, поэтому
отношения собственности по поводу
атмосферного воздуха, а также процесс
его экономического использования
не регулируется законодательством. Экологическое
право обеспечивает лишь его охрану от
вредных воздействий.
Объектом правовой
охраны является атмосферный воздух,
то есть воздух во внешней, открытой среде.
Охрана воздуха производственных, административных
и иных помещений осуществляется нормами
трудового и других отраслей законодательства.
Понятие
и способы правовой
охраны атмосферного
воздуха
Правовая охрана
атмосферного воздуха представляет
собой систему закрепленных законом
мер, направленных на сохранение в чистоте
и улучшение состояния атмосферного воздуха,
предотвращение и снижение вредных химических,
физических, биологических и других воздействий
на атмосферу, вызывающих неблагоприятные
последствия для населения, народного
хозяйства, растительного и животного
мира (ст. 1 Закона РСФСР об охране атмосферного
воздуха).
Своеобразие охраны
атмосферного воздуха заключается
в том, что она достигается, с
одной стороны, через охрану других
природных объектов (лесов, вод), влияющих
на ее состояние, а с другой стороны, - путем
регулирования хозяйственного воздействия
на атмосферу.
Первый способ
охраны реализуется посредством
обеспечения правового режима лесов
и вод, установленного соответствующим
законодательством*. Законом об охране
атмосферного воздуха регулируются вопросы
осуществления хозяйственной и иной деятельности,
оказывающей влияние на состояние атмосферы.
________
* Данные вопросы
рассматриваются в главах 9 и 10
учебного пособия.
Содержание
правовой охраны атмосферного
воздуха
Содержание правовой
охраны атмосферного воздуха составляет
комплекс мер, основными среди которых
являются учет, контроль, установление
нормативов в сфере охраны атмосферного
воздуха, обеспечение выполнения экологических
требований источниками вредного воздействия
на атмосферный воздух, а также организация
территории населенных пунктов, промышленных
зон с учетом норм и правил охраны атмосферного
воздуха.
Государственный
учет и контроль в
сфере охраны атмосферного
воздуха
Основой для
регулирования охраны атмосферного
воздуха является предусмотренный законом
государственный учет видов и количества
(размеров) вредного воздействия на атмосферу,
а также объектов, оказывающих такое воздействие
(ст. 21-22 Закона об охране атмосферного
воздуха).
Источники вредного
воздействия на атмосферный воздух подразделяются
на стационарные (предприятия, энергостанции
и другие производственные, а также бытовые
объекты) и передвижные (автомобили, самолеты,
суда и другие подвижные средства и установки),
что обусловливает особенности правового
регулирования охраны атмосферного воздуха
в процессе их деятельности.
За состоянием
атмосферного воздуха, его изменениями
осуществляется наблюдение по химическим,
физическим и биологическим показателям
общегосударственной службой
Государственный
контроль за охраной атмосферного воздуха
имеет своей задачей
Он осуществляется
государственными органами санитарно-эпидемиологического
надзора, органами по контролю за работой
газоочистных и пылеулавливающих установок,
органами безопасности дорожного движения,
охраны окружающей среды и др.
Установление
нормативов по охране
атмосферного воздуха
Для оценки состояния
атмосферного воздуха предусмотрены стандарты
его качества - нормативы предельно допустимых
концентраций загрязняющих веществ в
атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы
предельно допустимых уровней вредных
физических воздействий на атмосферу
(ПДУ).
Нормативы предельно
допустимых концентраций устанавливаются
для загрязняющих веществ по каждому веществу
или химическому соединению (окись углерода,
двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.)
в расчете на 1 кубический метр воздуха,
причем учитывается разовая и суточная
концентрации, а нормативы предельно допустимых
уровней вредных физических воздействий
устанавливаются по отдельным видам таких
воздействий (шум вибрация, ультразвук,
инфразвук, радиация, электромагнитные
поля и т. д. и измеряются в различных единицах
в зависимости от характера вредного физического
воздействия*.
________
* См. Справочник
предельно допустимых
Указанные нормативы
утверждаются компетентными органами
государственного экологического управления:
Федеральной службой России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды, государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Министерства здравоохранения РФ с участием
других заинтересованных ведомств. Данные
нормативы должны отвечать интересам
охраны здоровья людей, окружающей природной
среды и являются едиными для всей территории
страны.
Для того, чтобы
обеспечить соответствующее качество
атмосферного воздуха на основе указанных
нормативов, законодательством регулируется
осуществление деятельности источниками
вредных воздействий на атмосферный воздух.
С этой целью устанавливаются нормативы
предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и уровней
вредных физических воздействий на атмосферу
для каждого источника такого вредного
воздействия, то есть своеобразные индивидуальные
нормативы, учитывающие особенности производственных,
технологических и иных процессов, существующих
на каждом предприятии и других объектах
(ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
Обе группы нормативов
тесно взаимосвязаны. Нормативы
предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу и
Экологические
требования, установленные для источников
загрязнения атмосферного воздуха
Выброс загрязняющих
веществ в атмосферу
Отдельные виды
вредных физических воздействий также
могут допускаться лишь на основании специальных
разрешений. Всякое вредное физическое
воздействие на атмосферный воздух допускается
при условии соблюдения установленных
предельно допустимых уровней таких воздействий,
а в случаях, когда на него выдано разрешение,
- соблюдения также других требований,
предусмотренных этим разрешением (ст.
14 Закона об охране атмосферного воздуха).
При нарушении
указанных требований деятельность
предприятий, организаций, отдельных
цехов, установок может быть приостановлена,
ограничена или запрещена по решению органа,
осуществляющего контроль за охраной
атмосферного воздуха.
При превышении
в результате аварийной ситуации
установленных нормативов ПДВ руководители
предприятий и организаций
При получении
предупреждения о возможном повышении
концентрации загрязняющих веществ в
атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми
неблагоприятными метеорологическими
условиями (воздушные инверсии, антициклоны
и др.) предприятия и организации обязаны
проводить специально разработанные по
согласованию с органами контроля за охраной
атмосферного воздуха мероприятия по
снижению выбросов таких веществ в атмосферу
(ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха).
Большое внимание
в Законе об охране атмосферного воздуха
уделяется регулированию его
охраны от загрязнения передвижными источниками.
Регулирование
выбросов загрязняющих веществ данными
источниками осуществляется путем
установления нормативов ПДВ для
каждой модели транспортных и иных
передвижных средств и
Так, ст. 17 Закона
об охране атмосферного воздуха предусматривает,
что запрещается производство транспортных
и иных передвижных средств и установок,
в выбросах которых содержание загрязняющих
веществ превышает установленные нормативы.
В процессе эксплуатации
таких средств количество загрязняющих
веществ, выбрасываемых ими в атмосферный
воздух, также не должно превышать нормативов
ПДВ, в противном случае использование
таких транспортных средств не допускается.
Все транспортные
и иные передвижные средства, находящиеся
в эксплуатации, должны подвергаться
контролю за соблюдением нормативов
ПДВ. Важную роль в его осуществлении
играют органы Государственной инспекции
по безопасности дорожного движения
МВД РФ.