Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:14, реферат
Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу и превосходящее по значению все другие – потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального психологического явления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Понятие о потребностях…………………………………………………...4
Особенности потребностей………………………………………………..5
Классификация потребностей……………………………………………..7
Взаимоотношения организма на разных этапах онтогенеза …………..10
Характеристика основных периодов…………………………………….13
Характеристика критического периода………………………………..14
Взаимоотношение основных периодов………………………………..15
Периодизация онтогенеза на основе его взаимодействия со средой…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…….24
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра
Безопасность жизнедеятельности
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Возрастная
анатомия, физиология и школьная гигиена»
Потребности
человека в онтогенезе
Выполнила: студентка группы 122
Проверила: к.б. н.
Челябинск, 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу и превосходящее по значению все другие – потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального психологического явления.
Потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. Полноценное формирование личности решающим образом зависит от “самодвижения” потребностей. Проблема воспитания потребностей в педагогике раскрывается недостаточно: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания, такого раздела нет в учебниках, нет его и в программе воспитательной работы в школе. Вследствие этого нет и разработанной методики воспитания потребностей и мотивов. Вопрос о потребностях растворен в теме “деятельность”. К изучению данной проблемы обращались такие известные отечественные и зарубежные психологи как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., К.Левин, А.Маслоу, Д.Уотсон, В. Шутц.
Учитель должен знать хорошо, какие потребности побуждают активность учащегося, чтобы, создавая условия для их удовлетворения, решать свою главную профессиональную задачу – вызывать к жизни мотивы, делающие человека хорошим учеником. Отсюда учителю требуется конкретное знание системы потребностей, какова соотносительная сила каждой из них.
ПОНЯТИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.
Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
1.
Потребности всегда связаны с
наличием у человека чувства
неудовлетворенности, которое
2.
Потребности определяют
3.
Наличие потребности
4.
Количество потребностей
5.
Потребности человека образуют
иерархическую систему, где
По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 1:
Штриховыми
линиями показана эволюция мотивации
при невозможности
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Существует
множество классификаций
Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования. Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человк стремится избевать эмоции страха), выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис. 3).
Содержание уровней пирамиды потребностей
№ | Уровень
потребностей |
Содержание |
1. | Физиологические (биологические) потребности | Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. |
2. | Потребность в безопасности и стабильности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. |
3. | Потребность к приобретению, накоплению и захвату | Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости |
4. | Потребность в любви и принадлежности к группе | Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. |
5. | Потребность в уважении и признании | а) стремление к
свободе и независимости; желание
быть сильным, компетентным и уверенным
в себе.
б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти. |
6. | Потребность к независимости | Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств |
7. | Потребность в новизне | Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. |
8. | Потребность к преодолению трудностей | Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей. |
9. | Потребность в красоте и гармонии. | Потребность к порядку, гармонии, красоте |
10. | Потребность в самореализации | Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты. |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
В последние годы в педагогической литературе получила распространение идея природосообразного воспитания. Одни авторы подразумевают под этим воспитание на лоне природы, в гармонии с ней, другие трактуют данное словосочетание как воспитание в соответствии с природой человека, с его возрастными физиологическими и психологическими особенностями. Однако вышеприведенному термину можно придать и третий смысл: природосообразное воспитание — это воспитание, учитывающее особенности взаимодействия организма со средой на каждом этапе онтогенеза.
Мысль
о том, что в каждом возрастном
периоде человек по-разному
В качестве объективного критерия деления онтогенеза на периоды Л.С. Выготский рассматривал появление у развивающегося организма способности взаимодействовать с каким-либо новым фактором среды, с которым он не мог соприкасаться на предыдущем этапе своей жизни. Поскольку этот фактор определяет возможность дальнейшего развития, он получил название ведущего фактора среды на данном этапе. На основе данной идеи психолог разработал периодизацию дошкольного и младшего школьного возраста.
И.А. Аршавский — физиолог, изучавший возрастные особенности детей и подростков — дополнил представления исследователя новыми положениями. Он установил, что переход от одного периода к другому становится невозможным (и, следовательно, развитие прекращается) в двух случаях:
Основываясь на этих представлениях, И.А. Аршавский разработал периодизацию внутриутробной стадии развития человека. Но нам неизвестны работы, в которых данный принцип был бы доведен до логического конца и охватил бы весь онтогенез в целом — от момента образования зиготы до смерти.