Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:46, реферат
В современном понимании под экономикой понимается хоз. система , созданная для удовлетворения потребностей людей и общества по средствам создания и распределения благ. В экономической жизни общества выделяют 3 участника: дом. Хозяйство (семья)- одно или несколько лиц, проживающих в одном и том же месте помещении (дом, квартира) и представляющие собой функционирующую хозяйственную единицу, которая стремится к максимальному удовлетворению потребностией членов дом.хозяйства, является собственником факторов производства ,обеспечивает воспроизводство людей в семье.
Понятие рынка и рыночной экономики.
Современная экономика
развитых стран носит рыночный характер.
Рыночная система оказалась наиболее
эффективной для решения
Система рыночных принципов.
Современная рыночная
экономика требует признания
особых социальных, политических, экономических
принципов, без реализации которых
она невозможна. Принципы: 1. Экономическое
самоопределение личности как основа
личной свободы человека, условия
раскрытия его творческого
Рыночная коньюктура.
Показателем состоянии экономики является рыночная коньюктура, т.е. временная ситуация , характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени. О состоянии коньюктуры позволяют судить следующие показатели: - объемы производства и строительства в динамике; - величина товарных запасов; - движение цен, процента, курса ценных бумаг; - изменение в уровне прибыли з/п и издержек производства; - соотношение м/у численностью занятых и безработных. Экономическая коньюктура отражает влияние множества факторов, среди которых выделяют: - циклические – это такие факторы, сила которых равномерно нарастает, а также равномерно снижается в пределах конкретного периода. Они связаны с необходимостью периодически обновлять основной капитал; - нециклические – это факторы, оказывающие постоянное влияние на экономику. К ним относятся: научно-технический прогресс; - случайные – это временные, быстропроходящие (мода, засуха, наводнение). Регулирование рыночной коньюктуры осуществляется разными способами: 1. Регулирование масштабов инвестиций. 2. Изменение условий и масштабов государственных заказов. 3. Пересмотр уровня налоговых и процентных ставок. 4. Регулирование величины денежных сбережений населения.
Рыночная инфраструктура-
это совокупность, связанных между
собой институтов, действующих в
пределах особых рынков и выполняющих
определенные функции. В рыночной системе
выделяют 4 типа рынков: 1. Рынок товаров
и услуг – представлен
закон спроса его графическое изображение.
Спрос – это платежеспособная
потребность покупателя в определенном
товаре по определенной цене. На величину
спроса оказывает влияние цена. Зависимость
объема спроса от цены отражается законом
спроса. Закон спроса – с ростом
цен объем спроса уменьшается
и наоборот.Q- объем спроса, Р- цена .
Закон спроса имеет графическое изображение:
«Кривая спроса»
Кроме цены на объем
спроса оказывают влияние и др.
факторы неценовые: 1. Рост числа
покупателей (праздничные дни); 2. Потребительское
ожидание; 3. Вкусы покупателей; 4. Рост
доходов населения; 5. Рост цен на
взаимосвязанные товары. Степень
зависимости м/у ценой и
E- коэффициент эластичности по цене, Р1- первоначальная цена,Р2- новая цена, Q1- объем спроса при первоначальной цене, Q2- объем спроса при новой цене. Если: Е ˃1,0- спрос эластичный, Е ˂ 1,0- спрос неэластичный, Е= 1,0- «единичный спрос». Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%
Товары эластичного спроса: предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для бюджета семьи, легко заменимые товары.
Товары неэластичного спроса: предметы первой необходимости, товары, стоимость которых не ощутима на бюджете семьи, трудно заменимые товары.
Закон предложения его графическое изображение.
Предложение – количество
товара, предлагаемого для продажи
на рынке по определенной цене. Закон
предложения: с ростом цен объем предложения
возрастает. Q=P. Допустим цена на зерно
менялась в последовательности: Р= 1, 2,
3, 4 тыс. руб. за 1т. Q= 10, 20, 30, 40, тыс. т.
«Кривая предложения»
Кроме цены на объем предложения оказывают влияние и др. Факторы неценовые: применяемые технологии, цены на базовые ресурсы, рост числа продавцов, налоги. Зависимость м/у ценой и объемом предложения рассчитывается с помощью коэффициента эластичности.
Рыночное равновесие и рыночная цена.
Хотя интересы продавцов и покупателей противоположны, тем не менее на рынке устанавливается ситуация, когда их интересы совпадают
«Рыночное равновесие»
Точка пересечения (Е) кривых спроса и предложения показывает, что на рынке установилось равновесие, т.е продавцы готовы продать определенное количество товара по определенной цене, а покупатели готовы купить такое же количество товара по такой же цене. Цена, при которой спрос и предложение уравновешены называется равновесной. 1. Равновесие Qᴰ= Q. Р˳- равновесная цена. 2. Р1- цена выше равновесной. Q˃Qᴰ- избыток. 3. Р2- цена ниже равновесной Qᴰ ˃ Q –дефицит.
Понятие конкуренции и ее виды.
Конкуренция – экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большого числа покупателей и получении благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция является важным средством контроля в рыночной системе. Она стимулирует расширение производства, повышение качества и снижении цены продукта, заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять современную технику, технологию, программные методы организации производства и труду. В зависимости как развивается конкуренция, выделяют 4 типа конкурентных рынков: совершенная конкуренция, монополистическая, олигополия, монополия.
Рынок совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Для этого типа характерно, что в борьбе за деньги покупателей сталкиваются множество производителей однотипных товаров, при этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта. Продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены. Цена находится под воздействием спроса и предложения. Вход на рынок и выход свободный (производители с/х продукции, бытовые услуги).
Монополистическая конкуренция.
На рынке имеется много конкурирующих фирм, которые предлагают для удовлетворения одной и той же потребности, различающиеся м/у собой товары. Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену. Существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам. (пищевая и легкая промышленность, производство мебели).
Олигополия.
Тип отраслевого
рынка, на котором несколько фирм
продают стандартизированный
Монополия.
Тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способных влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. Вход на рынок затруднен.
Понятие денег и этапы их развития.
Деньги- это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Товарные деньги, монетные – это слиток металла особой формы и пробы, бумажные деньги- это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в функции средства обращения;, электронные деньги – это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т.д.
Функции денег.
Мера стоимости | Выражают денежную форму стоимости товара - цену |
Средство обращения | Выступают мимолетным
посредником в актах купли- |
Средство накопления | Изъятые из обращения полноценные реальные деньги, превращаясь в различные ценности, используются как средство сохранения стоимости. |
Средство платежа | Позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня, для покупки чего-то в будущем. |
Мировые деньги | Используются для расчетов на мировым рынке. |
Закон денежного обращения.
На функций денег сформулирован закон денежного обращения, устанавливающий зависимость количества денег в обращении от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, взаимополагающихся платежей и скорости обращения денег. Это количество определяется по формуле: , где M- находящаяся в обращении денежная масса, Р – средний уровень цен, Q – реальный объем ВНП,V – средняя скорость обращения одной денежной единицы.
Понятие цены и ее функции.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Функции: учетная- означает, что в цене учитываются затраты труда, сырья, материалов, и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием, после реализации товара; стимулирующая – состоит в том, что цена стимулирует производство продукции ч/з закладываемый в нее уровень прибыли; распределительная- с помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода м/у отраслями, регионами, различными формами собственности, группами населения; функция балансирования спроса и предложения- по средствам цен в экономике осуществляется связь м/у спросом и предложением, и следовательно, м/у производством и потреблением; функция цены как инструмента рационального размещения производства- сущность этой функции заключается в том, что складывающейся уровень цен по отраслям и сферам экономике способствует переливу капитала из одной сферы в другую.
Рациональный потребитель и принцип его поведения.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и собственных денежных доходов. Вести себя рационально значит стремится достичь максимального результата при ограниченных возможностях.
Принцип рационального поведения потребителя: 1. Главным ограничение для любого потребителя является размер его дохода; 2. Потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной точки зрения; 3. Каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную школу предпочтений и реализуя ее при ограниченном доходе стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.
«Бюджетная линия и кривые безразличия».
Большим шагом вперед в исследовании закономерностей потребительского поведения стало создание концепции бюджетных линий и кривых безразличия. Их концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон: - во-первых, с точки зрения того, что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе; - во-вторых, что он хотел бы иметь из наличного набора товаров, каждый из которых ему представляется равноценным.
Информация о работе Понятие экономики ее общая характеристика