Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:37, реферат
Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.
Введение……………………………………….………………………2
Представление о происхождении человека в древности…………..3
Представления о происхождении человека в Европейском средневековье………………………………………………………………...10
Современные взгляды на проблему происхождения человека……13
Проблема прародины современного человека……………………..18
Особенности хода эволюции человека………………………………20
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24
Атомистическая философия.
Атомистическая философия зарождается, как попытка соединить прерывность и непрерывность бытия в единое целое. Виднейшими представителями этого течения были Левкипп и Демокрит. Левкипп доказывал, что единственное, что существует, являются атомы и пустота. Атомы характеризуются величиной, формой, положением. Именно они являются причиной вещей. Вещи возникают и гибнут вследствие соединения и разъединения атомов. Демокрит дополнил характеристику атомов тяжестью. Атомы неизменны, всегда были, есть и будут одними и теми же. Все виды изменений в мире Демокрит связывает исключительно с движением атомов, а не с волей богов. Однако он не допускает мысли, что вследствие этих изменений произойдет превращение бытия в небытие. Атомы – предел делимости материальных тел. Наличие пустоты допускает движение атомов. Движение атомов носит механический характер, оно результат внешней причины. Только атомы и пустота обладают подлинным существованием.
Вещи представляют собой их внешнее неадекватное обнаружение. Из этого вытекает, что одни и те же атомы в результате движения могут «создать» как человека, так и любой неодушевленный предмет.
Гераклит.
Гераклита считают основоположником диалектики. Диалектика не изъясняется в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные мысли, направленные на постижение принципа единства и борьбы противоположностей. Центральным мотивом учения Гераклита было «все течет» (понта реи). Постоянное изменение и постоянное развитие можно увидеть в его высказывании: « В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем». «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере» - бесконечность материи, ее несотворимость и неуничтожимость. Разнообразие проявлений мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной проматерии. Одна материя «живет» смертью другой. Все правится судьбой или необходимостью. С этим связано понимание закономерности – логос. Он также вечен, как мир. Мир, праматерия и логос существуют независимо от человеческого сознания. Душа человека подчинена логосу. Человек возникает из праматери, меняется, если меняется она, и, умирая, возвращается в нее же.
Платон и Аристотель.
В
трудах ученика Сократа Платона
философский идеализм выступает
как целостная философская
Ученик
Платона Аристотель выступил как
оппонент его учения об идеях. Идеи
Платона – это двойники или
копии вещей, не отличающиеся от них
по содержанию. Т.к. миры вещей и идей существуют
раздельно, то идеи ничего не могут прибавить
к существованию вещей. Каждая единичная
вещь это единство материи и формы. Для
Аристотеля форма – это нечто нематериальное,
но приходящее к материи из вне. Форма
– действительность того, возможностью
чего является материя. Противоположность
материи и формы относительна. В пределах
мира вещей (к которым относится и человеческое
тело) возможен переход от материи к соотносительной
ей форме, от формы – к материи. Человек
возникает из небытия, когда Идея человека
соединяется с материей и они вливаются
в Форму человека. При отсутствии хотя
бы одного из этих составляющих человек
умирает. Ощущения человека – это отражение
предметов внешнего мира, их форм и материй,
но не идей.
3. Представления о происхождении
человека в Европейском
средневековье
Особенностью
средневекового мировоззрения была
теоцентричность. Реальностью, определяющей
все сущее, стала не природа, а
Бог. Средневековое мышление содержало
в себе идею провиденциализма, согласно
которой Бог не только первоначало всего
сущего, но и сила, определяющая все изменения.
Эти изменения есть результат осуществления
божественного плана, намеченного заранее.
Средневековые представления о мире сформировались
под влиянием трех религий: иудаизма, христианства
и ислама.
3.1
Христианство
Христианство, как религиозная система, оказавшая решающее воздействие на средневековую мысль, не сразу превратилось в господствующую идеологию. Потребовалось много времени, чтобы из учения немногих иудейских сект оно стало мировой религией. Большое влияние на становление христианской идеологии оказали учения поздней античности.
Филон Александрийский.
Одним из источников христианского вероучения был Филон Александрийский. Как религиозный мыслитель он считал, что предметом любого размышления должен быть Бог, но Бог Филона это еще не личный Бог христианства, а абстрактная духовная сущность. Филон попытался философски осмыслить процесс творения мира Богом. Для этого он широко использует понятие «логос» У Филона логос, в отличие от античных представлений, становится сыном божьим, посредником между миром и Богом. С другой стороны, логос – это и сила, с помощью которой Бог творит мир. Рассматривая проблему человека, Филон доказывает, что человек – это вершина телесного мира. В его душе логос находит наиболее адекватное отражение. Человек представляет собой не подобие природы, а весьма несовершенное подобие внеприродного Бога. Филон противопоставляет душу человека его телу, считая тело источником всех пороков.
Неоплатонизм.
Согласно учению неоплатоников, мир имеет сверхъестественный источник бытия, сверхприродное начало – Единое. Единое – это не дух, не воля, не мысль, это абсолют, который ни от чего не зависит, но от которого зависит все. Единое безлично и непознаваемо ни разумом, ни чувствами. Оно не творит мир, а изливает его из себя. Учение о человеке в неоплатонизме связано с положением о существовании бессмертных душ, сформировавшиеся в процессе излияния человеческого тела из Единого. Используется идея переселения душ из одной телесной оболочки в другую.
Патристики.
Самым известным представителем западной патристики был Августин Аврелий. В своих сочинениях он доказывал, что Бог это высшее бытие, субстанция, благо. В отличие от неоплатоников, Августин истолковывает Бога как личность, сотворившую мир и человека по своей доброй воле. Среди атрибутов Бога Августин выделяет его всемогущество. Бог полностью овладел судьбой, подчинил ее своей воле. В отличие от Бога, сотворенный им мир не является самостоятельным. Он существует не благодаря самому себе, а благодаря Богу. Отсюда проистекает его непостоянство, изменчивость, преходящий характер. Мир не однороден, существует так называемая лестница существ, которая постепенно восходит к Богу. Особое место на этой лестнице занимает человек, соединяющий в себе природу материальных тел и Божественное начало – бессмертную душу. Августин наделяет человека и свободной волей, но она относительна: все, что ни делает человек, делает через него Бог.
Григорий Нисский.
Закрепил представление о Боге, как о сверхприродном существе. Оно таинственно, непостигаемо, едино и единственно. Бог – нематериальная сущность, создавшая такую же индивидуальную душу. Он не допускал существования души конкретного человека без тела. Души творятся Богом в момент творения человеческих тел. Принцип нематериальности распространяется и на весь остальной мир.
В
период развитого феодализма основной
формой христианской мысли становится
схоластика. Задачей схоластики было не
нахождение истины, потому что истина
уже дана Богом в святом писании. Она ставила
перед собой три цели: упорядочить божественную
истину, сделать ее доступной необразованным
людям; придать религиозной истине системный
характер; добиться исключения критики
божественного описания. Если при изучении
природных явлений возникает противоречие
между разумом и религиозными догмами,
значит ошибается разум, т.к. в божественном
откровении ничего ошибочного быть не
может, в тех случаях, когда есть возможность
выбора, лучше понимать, чем просто верить,
а когда выбора нет – просто верить.
4. Современные взгляды
на проблему происхождения
человека
4.1
Предположения Ч. Дарвина о происхождении
человека.
4.2
Эволюция человека
Предками человека и современных человекообразных обезьян были дриопитеки («древесные обезьяны») 23-12 млн лет назад во влажных тропических лесах Африки. У них было множество эволюционных ветвей с различными приспособлениями для жизни. Объясняется это тем, что в Африке всегда был более насыщенным радиоактивный фон, т.к. интенсивные горообразовательные процессы подводили близко к поверхности земли урановые руды, которых там великое множество, поэтому количество мутаций было огромным, и естественный отбор имел большие возможности для поддержания полезных для разных видов мутаций.
Самыми
прогрессивными у дриопитеков и
использовавшиеся затем человеком,
были следующие:
Оба
этих приспособления оказались востребованы
человеком в трудовой деятелности.
На стадии дриопитеков заложилось взаимодействие двух важных для человека систем: «глаз - рука». Мощно развитые зрительные анализаторы – главное для будущего человека, т.к. это стимулировало развитие соответствующих зон коры больших полушарий головного мозга. Появляется способность чувствовать рукой предметы. Наиболее совершенная по этим приспособлениям линия дриопитеков – проконсулы. Они научились ходить на задних конечностях по ветвям, раскачиваться, совершать прыжки, все это привело к изменению осанки, позвоночник приобретает изгибы и становится более прямым. Т.о. возникли достаточно высокоразвитые существа с высокой степенью специализации. Они уже могли изготавливать примитивные орудия, имели сложное родительское поведение, иерархию внутри группы, совместный поиск пищи и оборона, способность к высшей степени обучения.
15 млн лет назад наклон земной оси к плоскости эклектики поменялся, по – видимому, из-за столкновения земли с круглым небесным телом. Широтная физико – географическая зональность стала меняться: в частности уменьшилась площадь влажных тропических лесов, а на смену им заступили саванны. Поэтому большая часть дриопитеков в результате жесткой борьбы за существование погибла. Меньшая продолжала эволюционировать в лесах, и совсем малая часть с помощью мутаций и естественного отбора оказалась приспособленной к жизни в условиях саванн. Есть мнение, что в момент дивергенции наиболее ловкие, умные и сообразные формы остались жить на деревьях, а менее прогрессивные были выселены на землю, которые и вынуждены были приспосабливаться к новым, менее удобным условиям обитания. Главнейшим таким приспособлением стало прямохождение.
Это
первое биологическое противоречие
в эволюции человека. С позиции биологии,
прямохождение – самый неэффективный
способ передвижения: повышенная энергозатратность,
пониженная скорость, в силу срастания
костей таза затрудняется деторождение,
сдавливание брюшных внутренностей приводит
к грыжам, сердцу трудно качать кровь из
нижних конечностей. Однако, с прямохождением
связаны решающие преимущества, нейтрализующие
недостатки:
Информация о работе Основные теории происхождения человека. «Антропология»