Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:37, реферат
Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.
Введение……………………………………….………………………2
Представление о происхождении человека в древности…………..3
Представления о происхождении человека в Европейском средневековье………………………………………………………………...10
Современные взгляды на проблему происхождения человека……13
Проблема прародины современного человека……………………..18
Особенности хода эволюции человека………………………………20
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24
Реферат
По биологии
На тему:
Основные теории происхождения человека. «Антропология».
Введение……………………………………….………………
Представление о происхождении человека в древности…………..3
Представления
о происхождении человека в Европейском
средневековье……………………………………………
Современные взгляды на проблему происхождения человека……13
Проблема прародины современного человека……………………..18
Особенности хода эволюции человека………………………………20
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
1. Введение
Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, и как они появились, волновал человечество с древности. Ни одна мировая религия или философская школа не обходила своим вниманием эти вопросы. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это останки гигантов, которые осмелились сразиться с богами, и были повергнуты. Император Август (14г до н.э.) имел в своем дворце палеонтологический музей.
Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.
Долгое время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук (особенно медицины, географии) или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» - антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока – один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии – Лондонское антропологическое общество – был создан в 1863г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Далее появляются антропологические общества в Германии и Италии. Все они занимались вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией. Развивались количественные и математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.
2.
Представления о происхождении
человека в древности
2.1
Представления о происхождении человека
в Древней Индии
Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.
Веданта.
Основателем данной ортодоксальной школы считают Бадараяна. Его идеи были изложены и дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность – Пуруша. Все объекты вселенной и люди – части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман – единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) – иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.
Миманса.
Школа занималась текстуальным изучением «Вед», уделяя большое внимание ритуалам. Представители Мимансы считали, что мир состоит из атомов, которые вступают в различные комбинации в соответствии с законом кармы, который управляет миром. Атомы для своей организации в вещи не нуждаются в боге. Тело человека тоже образуется из этих атомов, но душа – вечная и бесконечная субстанция. И хотя душа связана с телом при жизни, не умирает вместе с ним. Душа отличается сознанием – это качество возникает при соединении души с телом, когда перед органами чувств возникают какие-то объекты. Таким образом, учение Мимансы содержит в себе зачатки как материалистической традиции, так и элементы идеализма.
Санкхья.
Основой мира и его бытия признается чувственно воспринимаемая природа – прокрити. Она в своем развитии и изменении подчиняется трем основным силам: - раджас - синоним движения, является созидательным импульсом бытия, изменяет мир;
- томас – инертность, способствует устойчивости, сохранению мира;
-
саттва – сила внутреннего
отвлеченного постижения
Соединяясь с природой, бог Пуруша порождает 25 первоначальных форм существования, среди которых есть как духовные, так и материальные. Благодаря тому, что природа постоянно развивается, возникают сначала изменения в первоначальных формах, а затем появляются совершенно новые. И этот процесс бесконечен. Только познав суть естественного движения вещей, человек способен понять превосходство неизменного духа над непостоянной и изменчивой природой.
Ньяя.
Эта
школа относится к
Джайнизм.
Одним из оппозиционных учений Древней Индии является Джайнизм. Сейчас это одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат две вечных субстанции – джива и аджива. Джива – признак живого, душа. Аджива – отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело – умирает.
Буддизм.
Большое
распространение в 5-6 веке до н.э. получило
учение буддизма. Основоположник учения
– Будда (осененный знанием) –
позиционировал себя как оппозиционера
традиционных школ, но вместе с тем признал
учение о перевоплощении, карме, использовал
имена богов. Физический мир – это мир
непрерывных изменений – сансара, в нем
нет ничего окончательного и устойчивого.
Основой мира являются дхармы – мельчайшие
непознаваемые частицы разума, их комбинации
– многообразие материальных вещей. Физический
мир – это продукт индивидуального человеческого
сознания. Сколько людей, столько миров,
т.е. все вокруг – иллюзия. Реальны не вещи,
не материя, не тела, а духовные частицы.
2.2
Представления о происхождении человека
в Древнем Китае
В
Древнем Китае предпринимались
попытки мифологически
Даосизм.
Основатель учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао – невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао – это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот – все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.
Дальнейшее развитие даосизм получил в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида – «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость – проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.
Кульминацией
даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286
гг до н.э.). Чжуань-цзы утверждал, что
от мельчайших живых частичек (цзи),
находящихся в воде, произошли животные,
а от животных – человек. Единым материальным
началом ци заполнена вся Поднебесная;
рождение – концентрация ци, рассеяние
этой субстанции – смерть. Вместе со смертью
исчезает душа. В мире нет резких границ
между явлениями, все слито друг с другом.
Т.Е. все в мире относительно, в том числе
жизнь и смерть. Жизнь и смерть – это всего
лишь перегруппировка мельчайших семян,
из которых состоят все живые существа
и неодушевленные предметы. Человеческое
мышление Чжуань-цзы называл зеркалом
множества вещей, благодаря которому можно
научиться управлять перегруппировкой
«семян» и достичь долголетия (до 800 лет)
и даже бессмертия
2.3
Представления о происхождении человека
в Древней Греции.
Философия в Древней Греции зарождается в условиях кризиса традиционного мифологического мировоззрения. Новые сведения о мире, полученные греками от других народов в ходе мореплавания, делали мифологию неадекватной реальному состоянию мира. Социально-политические процессы изменили статус отдельного человека. Человек стал мыслить себя не как составную часть рода, племени, сословия, а как отдельный индивид. Философия возникает как отражение потребности в выработке новой жизненной позиции, которая базируется не на обычае и традиции, а на его собственном разуме. Таким образом, с философией на место мифологического обычая пришло образование, а на место отца – учитель.
Милетская школа.
Родоначальниками древнегреческой философии были представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В их трудах мы наблюдаем критику мифологического мышления. В первую очередь была отброшена главная мифологическая идея об антропоморфизме (уподобление природы человеку). Милетсы учили, что существует многообразный природный мир. Ему нельзя приписывать человеческие свойства и навязывать человеческие законы бытия. Человек со своим способом бытия только малая часть природного мира. Этот Ир не хаос, не случайное нагромождение вещей и процессов, а космос. Термином «космос» подчеркивалась взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений в мире. В мире изменение одного явления влечет за собой изменение другого. Таким образом, у мира есть определенная структура и логика изменений. Милетсы доказывали, что отдельные вещи рождаются и погибают, а природный мир вечен. Вечность его обусловлена тем, что в его основе лежит единая вещественная субстанция, единое первоначало, первоматерь, из которой все вещи возникают и в нее разрушаются. Человек, как и любая другая «вещь» в природном мире, возникает из этой первоосновы и подчиняется тем же законам, что и вся природа.
Элейская школа.
Представитель
Парменид и Зенон. Элеаты доказывали,
что мир – это вещественный
шар, в котором нет пустоты. В
следствие заполненности
Информация о работе Основные теории происхождения человека. «Антропология»