Основные теории происхождения человека. «Антропология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.

Содержание

Введение……………………………………….………………………2

Представление о происхождении человека в древности…………..3

Представления о происхождении человека в Европейском средневековье………………………………………………………………...10

Современные взгляды на проблему происхождения человека……13

Проблема прародины современного человека……………………..18

Особенности хода эволюции человека………………………………20

Заключение…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Реф по биологии.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Реферат

По биологии

На тему:

Основные теории происхождения человека. «Антропология».

 

 

      Введение……………………………………….………………………2

     Представление о происхождении человека в древности…………..3

     Представления о происхождении человека в Европейском  средневековье………………………………………………………………...10

     Современные взгляды на проблему происхождения  человека……13

     Проблема  прародины современного человека……………………..18

     Особенности хода эволюции человека………………………………20

     Заключение…………………………………………………………….23

     Список  литературы……………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Введение 

     Вопрос  о сущности человека, о том, кто  были первые люди на Земле, и как  они появились, волновал человечество с древности. Ни одна мировая религия  или философская школа не обходила своим вниманием эти вопросы. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это останки гигантов, которые осмелились сразиться с богами, и были повергнуты. Император Август (14г до н.э.) имел в своем дворце палеонтологический музей.

     Западные  и восточные философы рассматривали  проблему происхождения мира в целом  и человека в частности под  разными углами. Если в работах  древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.

     Долгое  время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук (особенно медицины, географии) или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» - антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока – один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии – Лондонское антропологическое общество – был создан в 1863г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Далее появляются антропологические общества в Германии и Италии. Все они занимались вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией. Развивались количественные и математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.

     2. Представления о происхождении человека в древности 

     2.1 Представления о происхождении человека в Древней Индии 

     Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.

     Веданта.

     Основателем данной ортодоксальной школы считают  Бадараяна. Его идеи были изложены и  дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность – Пуруша. Все объекты вселенной и люди – части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман – единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) – иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.

     Миманса.

     Школа занималась текстуальным изучением  «Вед», уделяя большое внимание ритуалам. Представители Мимансы считали, что мир состоит из атомов, которые вступают в различные комбинации в соответствии с законом кармы, который управляет миром. Атомы для своей организации в вещи не нуждаются в боге. Тело человека тоже образуется из этих атомов, но душа – вечная и бесконечная субстанция. И хотя душа связана с телом при жизни, не умирает вместе с ним. Душа отличается сознанием – это качество возникает при соединении души с телом, когда перед органами чувств возникают какие-то объекты. Таким образом, учение Мимансы содержит в себе зачатки как материалистической традиции, так и элементы идеализма.

     Санкхья.

     Основой мира и его бытия признается чувственно воспринимаемая природа – прокрити. Она в своем развитии и изменении  подчиняется трем основным силам: - раджас - синоним движения, является созидательным импульсом бытия, изменяет мир;

     - томас – инертность, способствует  устойчивости, сохранению мира;

     - саттва – сила внутреннего  отвлеченного постижения происходящего.

     Соединяясь  с природой, бог Пуруша порождает 25 первоначальных форм существования, среди которых есть как духовные, так и материальные. Благодаря тому, что природа постоянно развивается, возникают сначала изменения в первоначальных формах, а затем появляются совершенно новые. И этот процесс бесконечен. Только познав суть естественного движения вещей, человек способен понять превосходство неизменного духа над непостоянной и изменчивой природой.

     Ньяя.

     Эта школа относится к аналитическому типу философии, поддерживая здравый  смысл и знание. Ньяя рассматривает природу как состоящую из вечных, неизменных, не имеющих причин атомов, существующих независимо от нашей мысли. Душа – реальное существо, это не чувства, а то, что управляет ими, синтезирует их данные, приводит в единство все виды ощущений, создавая целостное восприятие. Сознание не может существовать отдельно от души, но сама душа не обязательно несет сознание. Реальность - это комплекс души и природы.

     Джайнизм.

     Одним из оппозиционных учений Древней  Индии является Джайнизм. Сейчас это  одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат две вечных субстанции – джива и аджива. Джива – признак живого, душа. Аджива – отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело – умирает.

     Буддизм.

     Большое распространение в 5-6 веке до н.э. получило учение буддизма. Основоположник учения – Будда (осененный знанием) –  позиционировал себя как оппозиционера  традиционных школ, но вместе с тем признал учение о перевоплощении, карме, использовал имена богов. Физический мир – это мир непрерывных изменений – сансара, в нем нет ничего окончательного и устойчивого. Основой мира являются дхармы – мельчайшие непознаваемые частицы разума, их комбинации – многообразие материальных вещей. Физический мир – это продукт индивидуального человеческого сознания. Сколько людей, столько миров, т.е. все вокруг – иллюзия. Реальны не вещи, не материя, не тела, а духовные частицы. 

     2.2 Представления о происхождении человека в Древнем Китае 

     В Древнем Китае предпринимались  попытки мифологически объяснить  мир из него самого. Некогда не было ни небе, ни земли, и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Из него родились два духа Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились. Янь стал управлять небом, а Инь – землей. По древнему мифу, первый человек Пань-Чу ударил топором по мраку, и все легкое, чистое, светлое вознеслось на верх и образовало небо, а все противоположное – землю. Частично мифы сохранились в более поздних воззрениях и органично вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам Инь и Янь, которые находятся в постоянном стремлении к взаимодействию, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человек, общество, культура, мораль.

     Даосизм.

     Основатель  учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао – невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао – это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот – все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.

     Дальнейшее  развитие даосизм получил в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида – «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость – проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.

     Кульминацией  даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286 гг до н.э.). Чжуань-цзы утверждал, что  от мельчайших живых частичек (цзи), находящихся в воде, произошли животные, а от животных – человек. Единым материальным началом ци заполнена вся Поднебесная; рождение – концентрация ци, рассеяние этой субстанции – смерть. Вместе со смертью исчезает душа. В мире нет резких границ между явлениями, все слито друг с другом. Т.Е. все в мире относительно, в том числе жизнь и смерть. Жизнь и смерть – это всего лишь перегруппировка мельчайших семян, из которых состоят все живые существа и неодушевленные предметы. Человеческое мышление Чжуань-цзы называл зеркалом множества вещей, благодаря которому можно научиться управлять перегруппировкой «семян» и достичь долголетия (до 800 лет) и даже бессмертия 

     2.3 Представления о происхождении человека в Древней Греции. 

     Философия в Древней Греции зарождается  в условиях кризиса традиционного мифологического мировоззрения. Новые сведения о мире, полученные греками от других народов в ходе мореплавания, делали мифологию неадекватной реальному состоянию мира. Социально-политические процессы изменили статус отдельного человека. Человек стал мыслить себя не как составную часть рода, племени, сословия, а как отдельный индивид. Философия возникает как отражение потребности в выработке новой жизненной позиции, которая базируется не на обычае и традиции, а на его собственном разуме. Таким образом, с философией на место мифологического обычая пришло образование, а на место отца – учитель.

     Милетская школа.

     Родоначальниками  древнегреческой философии были представители милетской школы  – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В  их трудах мы наблюдаем критику мифологического мышления. В первую очередь была отброшена главная мифологическая идея об антропоморфизме (уподобление природы человеку). Милетсы учили, что существует многообразный природный мир. Ему нельзя приписывать человеческие свойства и навязывать человеческие законы бытия. Человек со своим способом бытия только малая часть природного мира. Этот Ир не хаос, не случайное нагромождение вещей и процессов, а космос. Термином «космос» подчеркивалась взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений в мире. В мире изменение одного явления влечет за собой изменение другого. Таким образом, у мира есть определенная структура и логика изменений. Милетсы доказывали, что отдельные вещи рождаются и погибают, а природный мир вечен. Вечность его обусловлена тем, что в его основе лежит единая вещественная субстанция, единое первоначало, первоматерь, из которой все вещи возникают и в нее разрушаются. Человек, как и любая другая «вещь» в природном мире, возникает из этой первоосновы и подчиняется тем же законам, что и вся природа.

     Элейская  школа.

     Представитель Парменид и Зенон. Элеаты доказывали, что мир – это вещественный шар, в котором нет пустоты. В  следствие заполненности мирового пространства невозможно никакого движения. Следственно несуществующего, небытия  нет; никакое изменение невозможно. Из абсолютной заполненности мирового пространства следует утверждение о нерасчлененности мира. Всякое множество – это только обман. Представление о движении – это лишь мнение смертных, повседневные знания. Человек был всегда, появился одновременно с мировым шаром, и будет до тех пор, пока существует мир, в том же неизменном состоянии.

Информация о работе Основные теории происхождения человека. «Антропология»