Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:17, реферат
Генетика – основа современной биологии. Этот факт становится очевидным по мере дифференциации и специализации различных биологических наук. Универсальные законы наследственности и изменчивости справедливы для всех организмов. Методы генетики приложимы к любым биологическим исследованиям. По своей сути – генетическая наука пограничная. Классический генетический анализ основан на применении сугубо биологических методов: скрещивания, изучения потомства гибридов, а также изменчивости организмов.
Другой пример - творчество Ганса Христиана Андерсена. Исследователи, изучавшие его жизнь и творчество, отмечают, что у него налицо все признаки синдрома Марфана, особой формы диспропорционального гигантизма, - связанного с пороками развития мезодермы и экзодермы зародышевого листка эмбриона. Сегодня ген сндрома Марфана локализован, он находится в длинном плече хромосомы 15. Люди с синдромом Марфана имеют массу аномалий - высокий рост при относительно коротком туловище, непропорционально длинные конечности, арахдодактилия (чрезмерно длинные ("паучьи") пальцы), вывих хрусталика, большую голову с худым лицом и удлиненным выступающим носом, недоразвитость жировой ткани, воронкообразную форму груди, что может сопровождаться пороком сердца и аневризмой аорты. Такие люди характеризуются психической неустойчивостью, биохимическими нарушениямии, связанными с выбросом в кровь больших количеств адреналина. Чаше всего такие люди - психически ненормальны. Но в редчайших случаях, при определенном сочетании с другими генами, люди с синдромом Марфана показывают очень высокий интеллект. Явные признаки синдрома Марфана были налицо у таких выдающихся личностей, как Николо Паганини, Авраам Линкольн, Шарль де Голль, К. Чуковский. Л. Ландау, почти доказано, что синдром Марфана был В. Кюхельбекера.
В длинном ряду исследований была отмечена исключительная деловитость, физическая и умственная энергия женщин с тестикулярной феминизацией (синдромом Морриса) - наследственной нечувствительностью периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников. Она является результатом дефекта гена, кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами X и Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Однако поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками, на которые действуют поэтому только женские гормоны, заставляющие зародыш развиваться, если можно так сказать, в женскую сторону.
В конечном итоге на свет появляется псевдогермафродит, который обладает мужским половым набором хромосом, однако выглядит как девочка. В ее теле во время эмбриогенеза успевают сформироваться семенники, но они не опускаются в мошонку (из-за ее отсутствия) и остаются в брюшной полости, что нередко приводит впоследствии к паховым грыжам. Матка и яичники полностью отсутствуют, что неизбежно приводит к полному бесплодию, хотя не исключает более-менее нормальной половой жизни. Следовательно, синдром Морриса не может рассматриваться как врожденное, передающееся по наследству нарушение. С вероятностью около 1:65 000 он возникает в каждом новом поколении в результате случайных генетических нарушений.
Псевдогермафродитизм должен был бы порождать тягчайшие психические травмы, но эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны. Например, по физической силе, быстроте, ловкости они настолько превосходят физиологически нормальных девушек и женщин, что девушки и женщины с синдромом Морриса (легко определяемые по отсутствию полового хроматина в мазках слизистой рта) подлежат исключению из спортивных женских состязаний.
При редкости синдрома он обнаруживается почти у 1% выдающихся спортсменок, т. е. в 600 раз чаще, чем можно было бы ожидать, если бы он не стимулировал исключительное физическое и психическое развитие.
Гигантизм при синдроме Марфана бросается в глаза и прослеживается в потомстве, тогда как тестикулярная феминизация очень интимна и больные ею потомства не оставляют. Тем удивительнее, что все же в истории есть одна необычайно много совершившая девушка-героиня с этим синдромом.
Жанна д'Арк (1412 - 1432) была высокого роста, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и с тонкой женственной талией, ее лицо тоже было очень красиво. Общее телосложение отличалось несколько мужскими пропорциями. Она очень любила физические и военные упражнения, очень охотно носила мужскую одежду. У нее никогда не было менструаций, что позволяет нам по совокупности других особенностей через пять с половиной веков уверенно ставить Жанне д'Арк диагноз тестикулярной феминизации - синдрома Морриса.. И основная загадка этой величайшей героини, величайшей гордости Франции, круто изменившей ход истории, сохранившей человечеству одну из сильнейших наций, разрешается естественно - научным методом генетического анализа.
Если "средний" человек со средними способностями характеризуется некой "генетической гармонией" - нормой, то гений - это отклонение от нормы. Но отклонение перерастает в гениальность лишь при условии тесного взаимодействия генетической и социальной программ человека2.
Гениальность сродни
природному дару предвидения. Все гениальные
люди имеют высокий уровень
Частота зарождения потенциальных гениев оценивается В.П. Эфроимсоном как 1:2000–1:10 000, и она должна быть более-менее одинаковой у всех народностей. Статистически это не такая уж и маленькая цифра. Из нее следует, что, как минимум, в каждой второй школе страны должен учиться потенциальный гений. Хуже дело обстоит со статистикой гениев, сумевших реализовать себя в истории. Частота таких случаев падает уже до 1:1 000 000. Противопоставление этих цифр указывает на гигантский потенциал человеческих ресурсов, который, как правило, на 95% и более остается нереализованным.
Попытки совершенно сознательно
воспользоваться потенциалом
Практичные американцы поставили на поток производство не только автомобилей, но и человеческих талантов. Ежегодно в результате специальных тестов, ориентированных на выявление не объема знаний, а уровня мышления и сообразительности, в США отбираются 35 тыс. одаренных старшеклассников (всего около 3% от общего числа учащихся), которым в дальнейшем оказывается государственная поддержка для получения высшего образования. Более того, денежные субсидии получают и те колледжи, которые эти молодые люди избирают для дальнейшего обучения. В рамки этой политики «выращивания» талантов и гениев вписывается и программа «откачки мозгов» из стран, отстающих в экономическом отношении от ведущих держав Запада.
Для повышения доли талантливых детей, сумевших реализоваться, в нашей стране надо не так уж и много. По мнению В.П. Эфроимсона, «достаточно предоставить детворе и юношеству хорошие, равные, соответствующие возрасту условия, и задача резкого повышения частоты развивающихся гениев, тем более выдающихся талантов, да и талантов вообще, будет решена». Необходимо также целенаправленно выявлять людей с синдромами Марфана и Морриса и предоставлять им условия для проявления своих способностей.
С точки зрения синергетики, человек представляет собой целостную самоорганизующуюся систему. Его совершенствование и усложнение функций происходит под воздействием биологических и социальных факторов. Морфологическая, психическая и социальная эволюция человека протекали одновременно, но на разных этапах развития преимущество получал какой-то один тип: в ранний период преимущество было за морфологическими изменениями, в более поздний - психическими и социальными.
Развитие головного мозга, инструментальной деятельности, речевого аппарата, абстрактного мышления, социализация индивида происходили синхронно в процессе коллективной трудовой деятельности, общения с другими индивидами и культурно-исторического развития.
Таким образом, крайне необходимо разработать специализированную программу по поддержке детей с яркими выделяющимися способностями и особенностями, детей талантливых в той или степени и области. Также власти просто обязаны в виду будущего нашей страны и общества создать благоприятные условия для проживания и обучения гениальных детей, в максимально возможной степени окружать их своим теплом и постепенно направлять их на путь служения государству и обществу в научной, художественной, а также иных сферах жизнедеятельности человечества. Безусловно, данные решения, проекты должны реализовываться в тесной совокупности, взаимонаправленно с общими реформами практической и, прежде всего, научной медицины, в том числе научно-исследовательской деятельности в фармакологической промышленности. Должны быть произведены поэтапное улучшение социальных условий жизнедеятельности, улучшение условий труда (в том числе – модернизация рабочих мест: оборудование, принадлежности и т.д.). Если в общем плане резюмировать все выше сказанное, то подчеркнем, что государством для работников практической медицины, фармакологов, работников научного состава, должны быть созданы такие условия, чтобы люди стремились попасть в эту сферу деятельности, испытывали гордость, за свое место, которое они занимают в общей иерархической лестнице и пирамиде профессий, должностей, специальностей. Необходимо стимулировать с помощью ряда мероприятий то восприятие людьми свой профессии, когда человек видит в своем рабочем месте только одну положительную сторону, по возможности (имея ввиду врачей) получает перед, и во время рабочего процесса, исключительно позитивный настрой и энтузиазм на весь рабочий день.
Что касается генетики, то для государства было бы выгодно направить средства на развитие научной исследовательской и прикладной деятельности. Источником данных средств могут быть, как и в случае с социальной программой, отчисления из Стабилизационного фонда, средства, выделяемые специальной строкой в государственном бюджете на развитие науки, объем которых должен быть увеличен. Часть средств в рамках специализированной программы должна быть направлена на исследования генетической сущности гениев, на выявление Гена гениальности. Как известно, люди, рождающиеся с гениальными способностями в большинстве больны, а жизнь индивидуумов с «сверхвозможностями», как правило, коротка. Соответственно, необходимо разработать и полномасштабно внедрить универсальную программу по выявлению гениев и «сверхгениев», по их общественной реабилитации, поддержке их физического и психического здоровья.
Необходимо найти научные основы и возможности моделирования Гена гениальности с тем, чтобы опытным практическим исследовательским методом попытаться найти путь к увеличению процентного соотношения рождаемости людей с гениальными способностями относительно общего числа новорожденных.
Что касается
медицины и общественного
Значение генетики
исчезающих видов животных), является одной из основных составляющих жизнедеятельности человека, общества и государства в целом. Соответственно, для человека, занимающегося сельским хозяйством, важно полномасштабное развитие этой отрасли жизнедеятельности, как в практическом, так и в научном плане. Также это имеет значение и для государства, так как сельское хозяйство, по своей сути, является одной из составляющих государственной экономики, внутреннего и внешнего рынка. Как нам известно, в наше время получило распространение научное исследование и практическое применение в сельском хозяйстве знаний, методов и инноваций генетики. В связи с этим, известно, что генетика относительно сельского хозяйства приобретает все больший вес в связи с необходимостью отчасти искусственного обогащения продуктов производства сельского хозяйства различными питательными свойствами и элементами в частности. Также необходимы разработки различных методов по увеличению рождаемости крупного рогатого скота, птицы и мелкого скота, улучшению «качества» живности за счет создания условий их более качественного помета, здоровья и отдачи (молоко, яйца и др.).