Основные этапы индивидуального развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Физическое развитие человека — это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.

Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека — это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека — и всего комплекса социальных условий (фенотип). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.

Содержание

Введение 3
1. Основные этапы индивидуального развития человека 4
2. Пренатальный онтогенез 5
2.1 Критические периоды онтогенеза 15
3. Постнатальный онтогенез 16
3.1 Индивидуальные различия в процессе роста и развития 19
4. Акселерация 22
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

К.работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     В юношеском возрасте завершается  формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

     В период зрелого возраста форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма. 

     3.1 Индивидуальные различия в процессе роста и развития 

     Индивидуальные  различия в процессе роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (в отличие от паспортного возраста)18.

     Основными критериями биологического возраста считаются:

     1) "скелетная зрелость" (порядок и сроки окостенения скелета);

     2) "зубная зрелость" (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов);

     3) степень развития вторичных половых  признаков. Для каждого из этих  критериев биологического возраста — "внешнего" (кожные покровы), "зубного" и "костного" — разработаны оценочные шкалы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологический (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.

     Факторы, влияющие на индивидуальное развитие (онтогенез), подразделяются на наследственные и средовые (влияние внешней среды).

     Степень наследственного (генетического) влияния  неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода новорожденное ко второму детству с последующим ослаблением к 12—15 годам19.

     Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияние на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.

     Среди размеров тела выделяют тотальные (от фр. total — целиком) и парциальные (от лат. pars — часть). Тотальные (общие) размеры тела — основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди. Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела20.

     Размеры тела определяются при антропометрических обследованиях различных контингентов населения.

     Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. В табл. 2 приведены некоторые Усредненные антропометрические показатели в постнатальном онтогенезе.

       

     Пропорции тела зависят от возраста и пола человека (рис. 4). Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Так, например, различия в длине тела новорожденных при нормальной по срокам беременности лежат в пределах 49—54 см. Наибольший прирост длины тела детей наблюдается на первом году жизни и составляет в среднем 23,5 см. В период от 1 до 10 лет этот показатель постепенно уменьшается в среднем на 10,5 — 5 см в год. С 9-летнего возраста начинают появляться половые различия в скорости роста. Масса тела с первых дней жизни и примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений21.

     

Рис. 4. Изменения  пропорций отделов тела в процессе роста человека. КМ — средняя линия. Цифры справа показывают соотношения частей тела у детей и взрослых, цифры внизу — возраст 
 
 

     После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. Общая масса тела складывается из ряда компонентов: массы скелета, мускулатуры, жировой клетчатки, внутренних органов и кожи. У мужчин средняя масса тела 52—75 кг, у женщин — 47-70 кг.

     В пожилом и старческом возрасте прослеживаются характерные изменения не только размеров и массы тела, но и его строения; эти изменения изучает специальная наука геронтология (gerontos — старик).

     Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процессы старения. 

    4. Акселерация 
     

     Нельзя не отметить, что за последние 100—150 лет отмечается заметное ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков — акселерация (от лат. acceleratio — ускорение). Другой термин для обозначения той же тенденции — "эпохальный сдвиг". Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. К настоящему времени определены морфологические показатели акселерации22.

     Так, длина тела детей при рождении за последние 100—150 лет увеличилась  в среднем на 0,5—1 см, а масса  — на 100—300 г. За это время увеличилась  и масса плаценты у матери. Отмечается и более раннее выравнивание соотношений обхватов груди и головы (между 2-м и 3-м месяцем жизни). Современные годовалые дети на 5 см длиннее и на 1,5—2 кг тяжелее, чем их сверстники в XIX в.

     Длина тела детей дошкольного возраста за последние 100 лет увеличилась на 10—12 см, а у школьников — на 10—15 см.

     Помимо  возрастания длины и массы тела, акселерация характеризуется увеличением размеров отдельных частей тела (сегментов конечностей, толщины кожно-жировых складок и т.д.). Так, увеличение обхвата груди по отношению к возрастанию длины тела было небольшим. Наступление сроков полового созревания современных подростков происходит примерно на два года раньше. Ускорение развития коснулось и двигательных функций. Современные подростки быстрее бегают, дальше прыгают в длину с места, большее число раз подтягиваются на перекладине (турнике).

     Эпохальный  сдвиг (акселерация) затрагивает все этапы человеческой жизни, от рождения до смерти. Например, длина тела взрослых людей также увеличивается, но в меньшей степени, чем у детей и подростков. Так, в возрасте 20—25 лет длина тела мужчин стала больше в среднем на 8 см.

     Акселерация охватывает весь организм, отражаясь  на размерах тела, росте органов и костей, на созревании половых желез и скелета. У мужчин изменения в процессе акселерации выражены сильнее, чем у женщин.

     Мужчину и женщину отличают половые признаки. Это первичные признаки (половые органы) и вторичные (например, развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса и др.), а также особенности телосложения, пропорции частей тела.

     Пропорции тела человека вычисляются в процентах по данным измерения продольных и поперечных размеров между пограничными точками, установленными на различных выступах скелета.

     Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.). На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный23. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т.д.). У людей брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.  
 
 

     Заключение 

     Какой итог можно подвести сказанному выше?

     Рост  человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегуном на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего "бега" лидер соревнования непрерывно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова. У двухмесячного плода голова по величине превосходит туловище. Это и понятно: в голове находится головной мозг, а он является важнейшим органом, согласующим и организующим сложную работу органов и систем. Так же рано начинается развитие сердца, кровеносных сосудов и печени.

     У новорожденного ребенка голова достигает половины своего окончательного размера. До 5-7-летнего возраста идет быстрый прирост массы и длины тела. При этом руки, ноги и туловище растут поочередно: вначале — руки, затем — ноги, потом — туловище. Размер головы в этот период увеличивается медленно.

     В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются.

     В подростковом возрасте руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.

     Если  сравнить части тела новорожденного и взрослого человека, то окажется, что размер головы вырос всего в два раза, туловище и руки — стали больше в три раза, длина же ног увеличилась в пять раз.

       Важным показателем развития  организма является появление  менструаций у девушек и поллюций  у юношей, оно говорит о наступлении  биологической зрелости.

     Наряду с ростом тела идет его развитие. Рост и развитие человека у разных людей происходят в разные сроки, поэтому анатомы, врачи, физиологи различают календарный возраст и биологический возраст. Календарный возраст исчисляется с даты рождения, биологический отражает степень физического развития субъекта. Последний для каждого человека свой. Может случиться, что люди, находящиеся в одном и том же биологическом возрасте, календарно могут различаться на 2-3 года, и это совершенно нормально. Девочки, как правило, развиваются быстрее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Медицинский научный и учебно - методический журнал № 28 [Октябрь 2005]. Раздел – Лекции. Название работы - ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. Автор - П.Д. Ваганов
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4 / статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития"
  3. Обухова Л.Ф. учебник "Детская (возрастная) психология". Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: "Академия", 2004.
  4. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1996.
  5. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. – 2-е изд., переработ. – М.: Вен-тана-Граф, 2004.
  6. Сапин. М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов.- М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  7. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. пособие для пед. Училищ (спец. № 1910). – М.: Просвещение, 1981.
  8. Энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Основные этапы индивидуального развития человека