Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:23, контрольная работа
Физическое развитие человека — это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.
Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека — это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека — и всего комплекса социальных условий (фенотип). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.
Введение 3
1. Основные этапы индивидуального развития человека 4
2. Пренатальный онтогенез 5
2.1 Критические периоды онтогенеза 15
3. Постнатальный онтогенез 16
3.1 Индивидуальные различия в процессе роста и развития 19
4. Акселерация 22
Заключение 25
Список литературы 27
Содержание:
Введение
Физическое развитие человека — это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.
Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека — это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека — и всего комплекса социальных условий (фенотип). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.
Физическое развитие детей и подростков связано с ростом. Каждый возрастной период — грудной, детский, подростковый и юношеский — характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего, качественные.
В настоящее время наблюдается ускорение физического развития человека. Это явление получило название акселерации.
В
своей работе я постараюсь кратко
охарактеризовать каждый из основных
этапов индивидуального развития человека.
1. Основные этапы индивидуального развития человека
При изучении развития
человека, его индивидуальных и возрастных
особенностей в анатомии и других дисциплинах
руководствуются научно обоснованными
данными о возрастной периодизации. Схема
возрастной периодизации развития человека,
учитывающая анатомические, физиологические,
социальные факторы, была принята на VII
конференции по проблемам возрастной
морфологии, физиологии и биохимии (1965).
В ней выделяется двенадцать возрастных
периодов (табл. 1)1.
Таблица 1
Период | Возраст |
1.
Внутриутробный
эмбриональный плодный |
0—8 нед 9 нед — 9 мес |
2. Новорожденный | 1 — 10 дней |
3. Грудной возраст | 10 дней — 1 год |
4. Раннее детство | 1—3 года |
5. Первое детство | 4—7 лет |
6. Второе детство | 8—12 лет (мальчики) 8—11 лет (девочки) |
7. Подростковый возраст | 13— 16 лет (мальчики) 12—15 лет (девочки) |
8. Юношеский возраст | 17—21 год (юноши) 16—20 лет (девушки) |
9.
Зрелый возраст 1-й период
2-й период |
22—35 (мужчины) 21—35 (женщины) 36—60 (мужчины) 36—55 (женщины) |
10. Пожилой возраст | 61—74 года (мужчины) 56—74 года (женщины) |
11. Старческий возраст | 75—90 лет (мужчины и женщины) |
12. Долгожители | 90 лет и старше |
Индивидуальное
развитие, или развитие в онтогенезе, происходит
во все периоды жизни — от зачатия до смерти.
В онтогенезе человека выделяют два периода:
до рождения (внутриутробный, пренатальный
— от греч. natos — рожденный) и после рождения
(внеутробный, постнаталъный)2.
2.
Пренатальный онтогенез
Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека необходимо познакомиться с развитием человеческого организма во внутриутробном периоде. Дело в том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность, черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает.
Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, в течение 280 суток (9 календарных месяцев) зародыш (эмбрион) располагается в теле матери (от момента оплодотворения и до рождения). В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального (зародышевого), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодным (фетальным — от греч. fetus — плод)3.
Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки), которое происходит обычно в маточной трубе. Слившиеся половые клетки образуют качественно новый одноклеточный зародыш — зиготу, обладающую всеми свойствами обеих половых клеток. С этого момента начинается развитие нового (дочернего) организма.
Оптимальные
условия для взаимодействия сперматозоида
и яйцеклетки обычно создаются в
течение 12 ч после овуляции. Объединение
ядра сперматозоида с ядром
Первая неделя развития зародыша — это период дробления (деления) зиготы на дочерние клетки (рис.1). Непосредственно после оплодотворения в течение первых 3—4 дней зигота делится и одновременно продвигается по маточной трубе в сторону полости матки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек — бластула с полостью внутри (от греч.blastula — росток). Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупными и мелкими. Из наружного слоя мелких клеток формируются стенки пузырька — трофобласт. В дальнейшем клетки трофобласта образуют внешний слой оболочек зародыша. Более крупные темные клетки (бластомеры) образуют скопление — эмбриобласт (зародышевый узелок, зачаток зародыша), который располагается кнутри от трофобласта. Из этого скопления клеток (эмбриобласта) развиваются зародыш и прилежащие к нему внезародышевые структуры (кроме трофобласта)5.
Рис.
1. Дробление зиготы и образование
зародышевых листков А - оплодотворение:
1 - сперматозоид; 2 - яйцеклетка; Б;
В - дробление зиготы, Г- морубластула:
1 - эмбриобласт; 2 - трофобласт; Д –
бластоциста: 1-эмбриобласт; 2 -
трофобласт; 3 - полость амниона; Е -
бластоциста: 1-эмбриобласт; 2-полость амниона;
3 - бластоцель; 4 - эмбриональная энтодерма;
5-амнионитический эпителий - Ж -
И: 1 - эктодерма; 2 - энтодерма; 3 – мезодерма.
Между поверхностным слоем (трофобластом) и зародышевым узелком скапливается небольшое количество жидкости. К концу 1-й недели развития (6—7-й день беременности) зародыш попадает в матку и внедряется (имплантируется) в ее слизистую оболочку; имплантация продолжается около 40 часов. Поверхностные клетки зародыша, образующие пузырек, — трофобласт (от греч. trophē — питание), выделяют фермент, разрыхляющий поверхностный слой слизистой оболочки матки, которая подготовлена к внедрению в нее зародыша. Формирующиеся ворсинки (выросты) трофобласта вступают в непосредственный контакт с кровеносными сосудами материнского организма. Многочисленные ворсинки трофобласта увеличивают поверхность его соприкосновения с тканями слизистой оболочки матки. Трофобласт превращается в питательную оболочку зародыша, которая получила название ворсинчатой оболочки (хорион). Вначале хорион имеет ворсинки со всех сторон, затем эти ворсинки сохраняются только на стороне, обращенной к стенке матки. В этом месте из хориона и прилежащей к нему слизистой оболочки матки развивается новый орган — плацента (детское место). Плацента — орган, который связывает материнский организм с зародышем и обеспечивает его питание6.
Вторая неделя жизни зародыша — это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются на два слоя (две пластинки), из которых образуется два пузырька (рис. 2). Из наружного слоя клеток, прилежащих к трофобласту, образуется эктобластический (амниотический) пузырек. Из внутреннего слоя клеток (зачатка зародыша, эмбриобласта) формируется эндобластический (желточный) пузырек. Закладка ("тело") зародыша находится там, где амниотический пузырек соприкасается с желточным. В этот период зародыш представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух листков: наружного зародышевого (эктодерма), и внутреннего зародышевого (энтодерма)7.
Эктодерма
обращена в сторону амниотического пузырька,
а энтодерма прилежит к желточному пузырьку.
На этой стадии можно определить поверхности
зародыша. Дорсальная поверхность прилежит
к амниотическому пузырьку, а вентральная
— к желточному. Полость трофобласта вокруг
амниотического и желточного пузырьков
рыхло заполнена тяжами клеток внезародышевой
мезенхимы. К концу 2-й недели длина зародыша
составляет всего 1,5 мм. В этот период зародышевый
щиток в своей задней (каудальной) части
утолщается. Здесь в дальнейшем начинают
развиваться осевые органы (хорда, нервная
трубка).
Рис. 2.
Положение эмбриона и зародышевых
оболочек на разных стадиях развития человека:
А - 2—3 нед; Б — 4 нед: 1 — полость амниона;
2 — тело эмбриона; 3 - желточный мешок;
4 — трофоласт; В — 6 нед; Г — плод 4—5 мес: 1
— тело эмбриона (плода); 2 — амнион; 3 —
желточный мешок; 4 — хорион; 5 — пупочный
канатик
Третья неделя жизни зародыша является периодом образования трехслойного щитка (зародыша). Клетки наружной, эктодермальной пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате образуется клеточный валик (первичная полоска), вытянутый в направлении продольной оси зародыша. В головной (передней) части первичной полоски клетки растут и размножаются быстрее, в результате чего образуется небольшое возвышение — первичный узелок (узелок Гензена)8. Место первичного узелка указывает на краниальный (головной конец) тела зародыша.
Быстро размножаясь, клетки первичной полоски и первичного узелка прорастают в стороны между эктодермой и энтодермой, так образуется срединный зародышевый листок — мезодерма. Клетки мезодермы, расположенные между листками щитка, называются внутризародышевой мезодермой, а выселившиеся за его пределы — внезародышевой мезодермой9.
Часть клеток мезодермы в пределах первичного узелка особенно активно растет вперед от головного и хвостового конца зародыша, проникает между наружным и внутренним листками и образует клеточный тяж — спинную струну (хорду). В конце 3-й недели развития в передней части наружного зародышевого листка происходит активный рост клеток — образуется нервная пластинка. Эта пластинка вскоре прогибается, образуя продольную борозду — нервную бороздку. Края бороздки утолщаются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бороздку в нервную трубку. В дальнейшем из нервной трубки развивается вся нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.
В этот же период из задней части энтодермальной пластинки зародышевого щитка во внезародышевую мезенхиму (в так называемую амниотическую ножку) проникает пальцевидный вырост — алантоис, который у человека определенных функций не выполняет. По ходу алантоиса от зародыша к ворсинкам хориона прорастают кровеносные пупочные (плацентарные) сосуды. Содержащий кровеносные сосуды тяж, соединяющий зародыш с внезародышевыми оболочками (плацентой), образует брюшной стебелек.
Таким образом, к концу 3-й недели развития зародыш человека имеет вид трехслойной пластинки, или трехслойного щитка. В области наружного зародышевого листка видна нервная трубка, а глубже — спинная струна, т.е. появляются осевые органы зародыша человека. К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2—3 мм.
Четвертая неделя жизни — зародыш, имеющий вид трехслойного щитка, начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях. Зародышевый щиток становится выпуклым, а его края отграничиваются от окружающего зародыш амниона глубокой бороздой — туловищной складкой10. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемный, эктодерма покрывает тело зародыша со всех сторон.
Из эктодермы в дальнейшем образуются нервная система, эпидермис кожи и ее производные, эпителиальная выстилка ротовой полости, анального отдела прямой кишки, влагалища. Мезодерма дает начало внутренним органам (кроме производных энтодермы), сердечно-сосудистой системе, органам опорно-двигательного аппарата (костям, суставам, мышцам), собственно коже.
Энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша человека, свертывается в трубку и образует эмбриональный зачаток будущей кишки. Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо. Из энтодермы формируются эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей.
Информация о работе Основные этапы индивидуального развития человека