Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 00:03, реферат
Формирование человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм.
В данной работе предстоит исследовать особенности роста и развития организма в онтогенезе, а так же рассмотреть проблему периодизации постнатального онтогенеза человека.
Введение........................................................................................................................................3
2. Основная часть.......................................................................................................................3
2.1. Основные закономерности онтогенеза человека................................................................3
2.2. Онтогенез и возрастная антропология.................................................................................3
2.3. Фундаментальные характеристики ростового процесса....................................................4
2.4. Кривая роста человека (изменение длины и веса тела)......................................................5
3. Периодизация роста и развитие человека............................................................................7
3.1. Схемы периодизации онтогенеза..........................................................................................7
3.2. Пубертатный период и становление репродуктивной системы.........................................8
4. Заключение............................................................................................................................10
5. Список используемой литературы......................................................................................11
3.2 Пубертатный
период и становление репродуктивной
системы.
Период
полового созревания, или пубертатный
период (от лат. pubertas - возмужание) с точки
зрения масштабности биологических перестроек,
является одним из наиболее значимых этапов
онтогенеза. Он включает в себя две стадии:
раннюю (пубертатную) и зрелую (собственно
пубертатную).
пубертатный период начинается в 6-7 лет
у девочек, 7-8 лет у мальчиков и длится
3-4 года. Этот этап видоспецифичен для
человека и, возможно, встречается только
у шимпанзе.
Важнейшим
событием этапа является созревание андрогенной
зоны надпочечников, продуцирующей мужские
половые гормоны (андрогены). Стимулятором
этого процесса считают пролактин, рост
уровня которого отмечен в ночные часы
у здоровых девочек 6-8 лет. Однако у мальчиков
такой закономерности выявить не удалось.
Происходит возрастание уровня секреции
надпочечниковых андрогенов (ДЭА, ДЭА-сульфата
и других). На практике это изменение фиксируется
ростом 17-кортикостероидов (17-КС) - продукта
обмена мужских половых гормонов и показателя
их содержания в организме. Андрогены
прямо воздействуют на гипоталамус, а
также превращаются в эстрогены, и стимулируют
гонадостат.
Ответом
на эти эндокринные сдвиги становится
интенсификация роста тела и органов,
стимуляция скелетного и полового созревания,
то есть, знакомый нам, первый ростовой
скачек. Происходит удлинение конечностей,
изменение морфологии черепа, формирование
отчетливого рельефа мышц, уплощение поперечного
сечения туловища и уменьшение жировой
прослойки. В целом это можно описать как
изменение пропорций тела от варианта
округлого сложения, характерного для
маленьких детей, на вытянутый, характерный
для детей школьного возраста.
Темпы этих
морфологических изменений у девочек
выше. С 9-10 лет у них начинается формирование
вторичных половых признаков. Весь цикл
дальнейших изменений в репродуктивной
системе связан с функционированием системы
гипоталамус-гипофиз-гонады, под контролем
которой находятся многие функции организма
и, прежде всего, биологические ритмы.
Контроль
осуществляется на основе саморегулирующегося
процесса, по принципу отрицательной и
положительной обратной связи. Характер
процесса меняется на протяжении всего
развития ребенка, начиная с внутриутробного
периода, и, конечно, зависит от его пола.
Само это развитие и состояние гипоталамических
центров, а также регулируемый ими уровень
гипофизарных и половых гормонов называют
гонадостатом.
Созревание этой системы является ключевым
событием пубертатного периода. Обычно,
он начинается в 9-11 лет у девочек и 10-12
лет у мальчиков и завершается примерно
в 17-18 лет.
По-видимому,
весь комплекс предстоящих изменений
подготавливается благодаря действию
т.н. "гипоталамических часов" - наследственно
обусловленному изменению чувствительности
гонад и аркуатного центра гипоталамуса.
Но вопрос о первоначальном механизме,
запускающим пубертас и меняющим порог
чувствительности "элементов" в системе
гипоталамус-гипофиз-гонады до сих пор
остается невыясненным. Возможно, определяющую
роль здесь играет тот же пролактин, возможно
- пинеальное тело.
К
началу пубертатного периода увеличивается
секреция релизинг-факторов (РФ), которые
поступают в переднюю долю гипофиза и
стимулируют выделение гонадотропинов
(ФСГ, ЛГ и ГСИК). Это увеличение имеет и
обратное действие - гонадотропные гормоны
стимулируют секрецию основных половых
гормонов гонад: тестостерона (андроген)
и эстрадиола (эстроген).
У мужчин
тестостерон вместе с ингибином тормозят
синтез гонадотропных гормонов. В результате
устанавливается балансное состояние,
но уже на новом уровне. Это так называемый
тонический тип регуляции. Процесс может
повторяться неоднократно и продолжается
в течение жизни. Например, у половины
мужчин в возрасте старше 50 лет отмечается
андропауза - уменьшение тестостерона
и компенсаторный рост секреции ЛГ.
В период
от 9 до 14 лет и у мальчиков, и у девочек
выражен скачок секреции соматотропина
(СТГ). У мальчиков 12-15 лет - тестостерона.
В конце пубертаса секреция этих факторов
роста стабилизируется и снижается. Небольшое
повышение секреции эстрогенов наблюдается
у девочек уже в 9-10 лет, а в 12-14 лет этот
подъем особенно выражен. Увеличение продолжается
в течение всего репродуктивного периода.
С этими эндокринными переменами прямо
связывается пубертатный ростовой скачок,
характеризующийся быстрым увеличением
размеров тела и изменением его пропорций.
А сами показатели секреции являются надежными
оценками хода развития.
У мужчин и женщин половые гормоны наряду
с другими факторами (СТГ, ИФР и др.) регулируют
развитие первичных и вторичных половых
признаков, влияют на обменные процессы,
морфогенез, половое поведение. Например,
андрогены стимулируют синтез белка и
костной ткани, актимиозиновый комплекс
(развитие мышечной системы), обуславливают
возрастное уменьшение щитовидной железы,
прямо влияют на мышечную активность.
Эстрогены усиливают выраженность "женских"
черт в пропорциях тела и перераспределении
жира, участвуют в регуляции функции мозга.
Эстрогены - основные регуляторы, обеспечивающие
формирование женского организма. 17B-эстрадиол
стимулирует развитие женских половых
органов, вторичных половых признаков.
Под его влиянием улучшается кровоснабжение
и стимулируется рост молочных желез,
происходит формирование фолликулов.
Под влиянием андрогенов у мальчиков стимулируется
развитие половых органов, формируются
вторичные половые признаки. Тестостерон
непосредственно стимулирует сперматогенез
и т.п.
В конце
пубертатного периода СТГ, тестостерон
и эстрогены начинают оказывать ингибирующее
воздействие на линейный рост тела и его
интенсивность падает. Окончательное
созревание репродуктивной функции завершается
к 18-20 годам.
Важно запомнить то, что в пубертатном
периоде происходит интенсивное созревание
основных регуляторов жизненных функций
организма и, прежде всего, нейроэндокринной
системы. Сам ход процесса развития обусловлен
действием отлаженной саморегулирующейся
системы, благодаря которой реализуется
индивидуальный генетический материал.
Наиболее
существенные морфофункциональные сдвиги
растущего организма происходят под воздействием
и контролем со стороны половых гормонов,
соматотропина (СТГ), инсулина и инсулиноподобных
факторов роста (ИФР1), кортизола, тиреоидных
гормонов и других регуляторов, определяющих
рост, обмен веществ, развитие половых
признаков, пропорции, функциональные
параметры, а также развитие мозга и многие
характеристики поведения.
4. Заключение.
Подведем
промежуточный итог: наиболее общее понятие
биологии развития - онтогенез - представляет
собой жизненный цикл от момента оплодотворения
до наступления смерти. Это непрерывный
процесс возрастного изменения организма
- роста и развития.
Онтогенез можно рассматривать как
процесс возникновения и преобразования
различных особенностей организма (признаков
и систем признаков). Под воздействием
и контролем разнообразных и всегда уникальных
факторов среды (модификаторов развития)
в ходе роста и развития происходит реализация
неповторимого генетического материала
(генотипа) в его "внешнее" проявление
(фенотип). На всех этапах онтогенеза организм
человека остается целостной и открытой
биологической системой. Действие регуляторов
и факторов развития начинается еще до
момента зачатия. Затем уже другие механизмы
продолжают контролировать процесс развития
в течение всего пренатального периода
и постнатального онтогенеза, определяя
экспрессию, действуя непосредственно
на клеточном и тканевом уровне.
В результате
онтогенез представляет собой целостную
и динамичную картину смены этапов, характеризующихся
различными темпами роста. Каждый такой
этап имеет свою возрастную норму реакции,
обычно приближающуюся к среднегрупповой
(популяционной) характеристике.
5. Список используемой
литературы:
1. Властовский В.Г. Акселерация роста и
развития детей (эпохальная и внутригрупповая).
М., 1976.
2. Морфология человека / Под ред. Б.А. и
В.П. Чтецова. М., 1990.
3. Павловский О.М. Биологический возраст
человека. М., 1987.
4. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот
Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
5. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология:
Учебник. 2-е изд. М., 1999.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ
РГСУ в г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
Кафедра
социальной работы, педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
Антропология
На тему
«Периодизация
постанотального антогинеза человека»
Выполнила:
студентка группы ПСИ-З-1
Фефилатьева
А.П.
Проверил:
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, к.м.н., с.н.с. |
Малинкин Ю.Н. |
г. Электросталь
2010