Нервная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….
Память и ее значение ………………………………………………………….
Виды памяти ………………………………………………………………………..
Основные процессы и механизмы памяти …………………………
Индивидуальные особенности памяти ……………………………….
Значение памяти для человеческой жизнедеятельности…….
Совершенствование памяти ………………………………………………….
Основные принципы запоминания новой информации ……..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………........

Работа содержит 1 файл

реферат нервная система.docx

— 68.98 Кб (Скачать)

 

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

 

Забывание проявляется в двух основных формах:

 

а) невозможность припомнить или  узнать;

 

б) неверное припоминание или узнавание.

 

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени  воспроизведения и узнавания. Принято  выделять три таких уровня:

 

  • воспроизводящая память;

 

  • опознающая память;

 

  • облегчающая память.

 

Забывание протекает во времени  неравномерно. Наибольшая потеря материала  происходит сразу же после его  восприятия, а в дальнейшем забывание  идет медленнее. Забывание может  быть полным или частичным, длительным или временным.

 

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

 

Частичное забывание материала  происходит тогда, когда человек  воспроизводит его не весь или  с ошибками, а также тогда, когда  только узнает, но не может воспроизвести.

 

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого  времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.

 

Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести  нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

 

Забывание может быть обусловлено  различными факторами. Первый и самый  очевидный из них -- время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

 

Для уменьшения забывания необходимо:

 

  • понимание, осмысление информации
  • повторение информации

 

                         Индивидуальные особенности памяти

 

 

Во-первых, индивидуальные особенности  памяти связаны с особенностями  личности. Даже люди с хорошей памятью  запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется  тем, что память носит избирательный  характер. То, что соответствует  интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать  память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

 

1) быстротой запоминания,

2) прочностью сохранения,

3) точностью воспроизведения

4) так называемой готовностью  памяти.

 

Но память может быть хорошей  в одном отношении и плохой - в другом.

Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

 

1. Наилучшим является сочетание  быстрого запоминания с медленным  забыванием.

 

2. Медленное запоминание сочетается  с медленным забыванием.

 

3. Быстрое запоминание сочетается  с быстрым забыванием.

4. Наиболее низкой продуктивностью  отличается память, характеризующаяся  медленным запоминанием и быстрым  забыванием.

 

 

                Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

 

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а  при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы  не смогли бы адаптироваться к текущим  быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

 

                          Совершенствование памяти

 

Исследователи установили, что в  обычных условиях человек может  запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных  не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И  перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х  цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные  предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

 

В принципе возможны 2 основных подхода  к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

 

Химический подход, который включает использование фармакологических  средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

 

Второй подход к изучению и регулированию  процессов памяти - физический. Заключается  он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и  на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая  стимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленного  воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового  эффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого  час или хотя бы 20-25 минут.

 

           Основные принципы запоминания новой информации

 

 

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена  связь между событиями. Так, в  упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя  явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь  между этими явлениями, событиями  или действиями, способствует более  прочному запоминанию. Ассоциативные  связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Структурные связи также  помогают запоминанию: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для  более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

 

Метод ассоциации. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать  их с определенными лицами или  предметами (подобно описанной здесь  тренировке запоминания логически  не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания.

 

За этим упражнением должно следовать  другое такое же, тем самым будут  возрастать мнемонические способности  мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

 

Запоминание лиц. Чтобы запомнить  лицо, необходимо внимательно его  рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у  других людей и пр.

 

 

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

 

3. Когда у запоминающего сформирована  установка на длительность, полноту  и прочность запоминания. 

 

4. Когда материал осмыслен, предельно  ясен, подвергается классификации. 

 

5. Когда при заучивании материала  до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги  обычных размеров), он внимательно  прочитан один - два раза с разбивкой  его на смысловые фрагменты  и затем воспроизводится путем  активных и с подглядыванием  повторений.

 

6. Когда число таких повторений  на 50% превышает то количество  их, которое требуется для первого  безошибочного воспроизведения. (Со  средней памятью человек может  безошибочно воспроизвести 7-9 слов  сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

 

7. Когда между отдельными повторениями  вводится пауза продолжительностью 24 часа.

 

8. Когда процесс заучивания, разделенный  на отрезки по 45-60 минут, прерывается  паузами отдыха 10-15 минут. 

 

Заключение

 

 

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

 

Многими исследователями память характеризуется  как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов  и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс -- процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

 

Таким образом, память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

 

Список литературы

 

 

1. ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка  о большой памяти. Изд. МГУ,2008г. 

 

2. ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и  обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г. 

 

3. ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.

 

4. ВАРТАНЯН Г.А. и др. Организация  и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г. 

 

5. ИВАНОВ-МУРОМСКИЙ К.А. Мозг  и память. Киев, Наука, 2007г. 

 

6. ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А.  Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008г

 

 

                           Приложение

 


Информация о работе Нервная система