Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:13, реферат
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Введение …………………………………………………………………………….
Память и ее значение ………………………………………………………….
Виды памяти ………………………………………………………………………..
Основные процессы и механизмы памяти …………………………
Индивидуальные особенности памяти ……………………………….
Значение памяти для человеческой жизнедеятельности…….
Совершенствование памяти ………………………………………………….
Основные принципы запоминания новой информации ……..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………........
Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Принято выделять три таких уровня:
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.
Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.
Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.
Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них -- время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.
Для уменьшения забывания необходимо:
Индивидуальные особенности памяти
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания,
2) прочностью сохранения,
3) точностью воспроизведения
4) так называемой готовностью памяти.
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой - в другом.
Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
1. Наилучшим является сочетание
быстрого запоминания с
2. Медленное запоминание
3. Быстрое запоминание
4. Наиболее низкой
Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
Впечатления, которые человек получает
об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а
при необходимости и
Совершенствование памяти
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода
к регулированию процессов
Химический подход, который включает
использование
Второй подход к изучению и регулированию
процессов памяти - физический. Заключается
он в изучении влияния физических
факторов на процессы запоминания и
на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением
в физическом подходе является электрическая
стимуляция мозговых структур. Существует
еще одна возможность целенаправленного
воздействия на функции памяти -
с помощью фокусированного
Основные принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг
человека, лучше запомнится, если установлена
связь между событиями. Так, в
упражнении на запоминание установите
смысловые связи между двумя
явлениями. Предварительное определение,
какой может быть смысловая связь
между этими явлениями, событиями
или действиями, способствует более
прочному запоминанию. Ассоциативные
связи, даже когда они совершенно
невероятны по смыслу, то они запоминаются
надолго. Структурные связи также
помогают запоминанию: если число 683429731
разместить следующим образом 683-429-731,
его будет легче запомнить. Для
более легкого запоминания
Метод ассоциации. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания.
За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.
Запоминание лиц. Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
3. Когда у запоминающего
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
7. Когда между отдельными
8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.
Заключение
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
Многими исследователями память характеризуется
как «сквозной» процесс, обеспечивающий
преемственность психических
Таким образом, память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
Список литературы
1. ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.
2. ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г.
3. ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.
4. ВАРТАНЯН Г.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г.
5. ИВАНОВ-МУРОМСКИЙ К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.
6. ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008г
Приложение