Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:54, реферат
Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека
с физиологической точки зрения
— очень сложный процесс. Различные
его органы и системы на разных
этапах возрастного созревания развиваются
по-разному, наблюдается известная
неравномерность и
Современная педагогика
и психология утверждают, что все
психические качества личности приобретаются
в процессе жизнедеятельности человека
в труде и его общении с
окружающей средой. В человеке от рождения
не заложено никаких ни социальных,
ни асоциальных программ поведения,
т. е. его поведение в обществе
биологически не запрограммировано. Люди
рождаются свободными от моральных
ценностей и представлений о
формах поведения и отношения
к другим людям, и процесс формирования
этих личностных качеств для каждого
человека начинается фактически с нуля.
Поскольку же для каждого он протекает
в индивидуально-неповторимых условиях,
даже при одинаковых внешних условиях
(ибо у каждого человека не одинаковы
на них реакции), каждый из них развивается
по-своему и формирует свое индивидуальное
отношение к миру, что не отрицает
общих закономерностей
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.
Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека[13].
Говоря о роли
наследственности в формировании и
развитии ребенка, нельзя игнорировать
тот факт, что существует ряд болезней
и патологий, которые могут носить
наследственный характер, например, болезни
крови, шизофрения, эндокринные расстройства.
Наследственные заболевания изучает
медицинская генетика, однако их необходимо
учитывать и в процессе социализации
ребенка.
Заключение
Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В процессе развития
ребенок вовлекается в
Взаимодействие
наследственности и среды в развитии
человека играет важную роль на протяжении
всей его жизни. Но особую важность
оно приобретает в периоды
формирования организма: эмбрионального,
грудного, детского, подросткового
и юношеского. Именно в это время
наблюдается интенсивный
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
С такой позицией
сегодня согласно большинство ученых.
Разногласие возникает тогда, когда
речь заходит о роли наследственности
и среды в исследовании умственных
способностей человека. Одни считают,
что умственные способности наследуются
генетически, другие говорят о том,
что развитие умственных способностей
определяется влиянием социальной среды.
Литература
1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
4. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
5. Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
6. Лихачев Б. Т. Педагогика - М., 1999.
7. Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.
8. Платонов К. К.
Личность как социально-психологический
феномен // Социальная психология. М., 1975.
[1] Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
[2] Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
[3] Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
[4] Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
[5] Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
[6] Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976
[7] Там же
[8] Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
[9] Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
[10] Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
[11] Лихачев Б. Т. Педагогика - М., 1999
[12] Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.
[13] Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.