Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:54, реферат
Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.
Введение
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму
Педагогическая наука в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление научного знания в области социальных и естественных наук, так и политические приоритеты.
Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического.
С течением времени,
однако, психологи и педагоги вынуждены
были поставить вопрос о том, что
без признания роли наследственности,
биологического, педагогике не обойтись,
иначе она превращается в «бездетную»
науку. Невозможно было игнорировать известных
фактов науки о том, что наследственность
так или иначе оказывает мощное
влияние на развитие ребенка , наряду
с окружающей средой, воспитанием
и собственной активностью
Цель представленной
работы – рассмотреть роль наследственности
в развитии личности.
1. Основные факторы, влияющие на развитие человека
Развитие человека
— это процесс становления
и формирования его личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых
и неуправляемых факторов. Развитие
представляет собой процесс физического,
умственного и нравственного
роста человека и охватывает все
количественные и качественные изменения
врожденных и приобретенных свойств.
Развитие человека как процесс физического,
умственного и нравственного
созревания, по существу, означает превращение
ребенка, биологического индивида, обладающего
задатками человека как представителя
биологического рода, в человека как
личность, члена человеческого общества.[
Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.
Развитие —
это прежде всего качественные изменения
в организме и психике
В процессе развития
человек вовлекается в
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.[3]
В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности[4]:
1. Наследственность:
а )физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);
б) социальная (соборность);
в) духовная, его «крест».
2. Среда :
а) социальная наследственность (традиции);
б) социальная среда (круг общения);
в) географическая среда.
3. Воспитание:
а) социальное;
б) активность (самовоспитание).
2.
Понятие о наследственности
и ее роль в
развитии личности
человека
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»[5].
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:
· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
· предрасположенность к целенаправленному труду,
· развитие мыслительных способностей человека,
· осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:
· физический облик,
· цвет волос,
· физические данные;
· группу крови и резус-фактор,
· задатки способностей;
· программирует также свойства нервной системы,
· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.[7]
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Природные особенности
(задатки) являются потенциальным условием
формирования способностей. Они обусловлены
индивидуальными структурно-
Показатель развитости
человека проявляется через
· умственные способности,
· тонкость и точность ручных движений,
· развитая память,
· совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:
· математические,
· музыкальные,
· лингвистические,
· литературные,
· художественно-творческие,
· технические,
· спортивные,
· организаторские,
· экономические и др.
Общие и специальные
способности могут
Значительный
теоретический интерес
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить,
что задатки характеризуют лишь
самые общие области
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые,
принципиальные теоретические споры
вызывает вопрос о наследовании или
наличии врожденных способностей к
интеллектуальной деятельности. Педагогика
признает, что может быть неблагоприятная
для развития интеллектуальных способностей
наследственность, например вялость
клеток коры полушарий мозга детей
алкоголиков, некоторые наследственные
болезни и, в частности, психические
заболевания. Имеющиеся же у нормальных
(здоровых) людей различия в типах
высшей нервной деятельности придают
известное своеобразие
Признавая возможное
биологическое неравенство