Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:20, реферат
Эмбриональный гемопоэз происходит с 3-й недели развития зародыша в мезенхиме желточного мешка (мезобластический этап), с 5-й недели – в печени (печеночный этап), с 8-й недели – в тимусе, с 4-5-го месяца – в селезенке и красном костном мозге (медуллярный этап).
1. Мезобластический этап. В стенке желточного мешка скопления мезенхимных клеток образуют кровяные островки. Периферические клетки островков соединяются между собой и дифференцируются в эндотелий будущих сосудов. Центральные клетки островков округляются и вступают в эритропоэз. Процесс образования эритроцитов происходит внутри сосуда и называется интраваскулярным. Поскольку образующиеся в результате эритроциты по размеру больше обычных эритроцитов, часто содержат ядра, его еще именуют мегалобластическим.
Введение 2
Эмбриональный гемопоэз 2
Постэмбриональный гемопоэз 3
Общая схема дифференциации клеток крови 3
Эритропоэз 5
Эритропоэтин 6
Эритропоэтин как допинг 7
Роль гормонов в эритропоэзе 7
Лейкопоэз 9
Регуляция лейкопоэза 10
Роль гормонов в лейкопоэзе 11
Список литературы 13
Наряду со специфическими регуляторами миелопоэза имеет место и влияние гормонов на кинетику лейкоцитов. Усиление продукции гормонов адаптации — АКТГ, глюкокортикоидов, катехоламинов сочетается с развитием лейкоцитоза. Действие указанных гормонов на содержание лейкоцитов в периферической крови обусловлено комплексом механизмов. С одной стороны, катехоламины вызывают развитие перераспределительного лейкоцитоза, обусловленного усилением выхода лейкоцитов в системный кровоток из различных мест физиологического депонирования крови. С другой стороны, нельзя исключить возможность стимулирующего воздействия катехоламинов и глюкокортикоидов на процессы синтеза КСФ моноцитарно-макрофагальными элементами. Наконец, глюкокортикоиды обладают способностью тормозить непосредственно митотическую активность гранулоцитов в костном мозге и ускорять процессы старения, созревания гранулоцитов. Данные относительно действия СТГ на систему кроветворения противоречивы. В условиях эксперимента отмечено, что введение СТГ животным сопровождается значительной значительной гиперплазией костного мозга и нейтрофильным лейкоцитозом. Клинические же наблюдения свидетельствуют о том, что у больных людей с аденомой гипофиза и гиперпродукцией СТГ возникает выраженная лейкопения, в частности нейтропения, обусловленная торможением созревания нейтрофилов в костном мозге при отсутствии изменений митотической активности. Важнейшими стимуляторами лейкопоэза являются андрогены. Основной точкой приложения действия андрогенов являются стволовые клетки. Кроме этого, они влияют и на пролиферативную активность всех клеточных элементов митотического пула костного мозга.
Регуляция образования лимфоцитов (лимфопоэза) обеспечивается несколькими механизмами, в частности за счет лимфокинов, интенсивно продуцируемых на фоне антигенной стимуляции организма, а также в процессе кооперации лимфоидных и макрофагальных элементов. Важнейшими регуляторами лимфопоэза являются антитела, способные усиливать или подавлять образование лимфоцитов. Следует отметить роль тканеспецифических ингибиторов клеточного деления — лимфоцитарных кейлонов. Лимфоцитарные кейлоны представляют собой гликопротеиды с молекулярной массой порядка 45 000 Д, источником их продукции являются селезенка, тимус, лимфобласты. Иммунодепрессивное действие кейлонов связано с подавлением синтеза ДНК и пролиферации лимфоцитарных клеток. Важная роль в регуляции лимфопоэза отводится гуморальным факторам – лимфопоэтинам и гормонам. Лимфопоэтины регулируют процессы дифференцировки лимфоцитов, начиная от стволовых клеток до зрелых Т- и В-лимфоцитов.
Касаясь гормональной регуляции лимфопоэза, необходимо отметить тот факт, что в мембранах лимфоцитов обнаружена аденилатциклазная система, обеспечивающая реализацию эффектов катехоламинов, глюкокортикоидов, гистамина, простагландинов на пролиферативный потенциал клеток лимфоцитарного ростка. Выявлена определенная избирательность гормональных влияний на отдельные субпопуляции лимфоцитов. Так, простагландин Е, усиливает пролиферацию и дифференцировку Т-лимфоцитов в стимулированных антигеном культурах клеток тимуса и селезенки, ингибируя при этом активность В-лимфоцитов. Простагландин Е2 подавляет митогенный ответ Т-клеток, но не В-лимфоцитов.
Под влиянием избыточных концентраций глюкокортикоидов органы лимфоидной ткани: тимус, селезенка, лимфатические узлы — атрофируются. Степень инволюции лимфоидной ткани под влиянием глюкокортикоидов пропорциональна дозе введенного кортизона. Атрофия тимуса и лимфатических узлов под влиянием глюкокортикоидов обусловлена прямым действием, в основе которого лежит активация эндонуклеаз ядра клетки, вызывающих фрагментацию ДНК и гибель клетки. Этот эффект может вызываться и физиологическими концентрациями глюкокортикоидов. При этом обычно разрушаются менее зрелые лимфоциты.
Механизмы лимфопенического действия глюкокортикоидов включают уменьшение поступления лимфоцитов в кровь из депо, уменьшение количества незрелых предшественников лимфоцитов. Глюкокортикоиды задерживают деление средних и малых лимфоцитов, ускоряют созревание больших лимфоцитов. Однако следует отметить, что по реакции на глюкокортикоиды все лимфоциты можно разделить на две фракции: глкжокортикоидчувствительные и глюкокортикоидрезистентные лимфоциты. В сыворотке крови обнаружен и ряд гуморальных факторов, оказывающих преимущественно лимфопеническое и иммунодепрессорное действие. К ним относят а2-глобулин (а2-гликопротеид), липопротеиды с низкой плотностью (а-липопротеид, р2-фетопротеид), ненасыщенные жирные кислоты, С-реактивный белок.
Информация о работе Механизмы регуляции эритро- и лейкопоэза