Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 04:05, реферат
В контексте Новейшей эпистемы для ученого диссонансом звучит сочетание слов "естественная теология", и любые исследования, проведенные в соответствии с ней, могут показаться "антинаучными", не соотносимыми с современным естествознанием. Однако если оставить за рамками вопрос о необходимости поиска Бога и его отражения в естественном мире, то следует признать, что данная концепция не только не тормозит научное познание, но и в какой-то мере показывает выход из того концептуального тупика, в котором находится "эволюционистская" биология. Одним из ярких последователей этого метода биологического познания был Джон Рей (John Ray, 1628 - 1705), достигший больших успехов, применяя его к изучению окружающей природы.
Неустанно изучая природу, Рей постоянно отмечает, что ресурсы ее познания практически неистощимы. Он утверждает, что следует делать открытия согласно собственным способностям, что не противоречит вере в Бога, так как Создатель дал людям мудрость именно для познания и прославления его творений, наделив их умственными способностями, поэтому всякая естественная наука будет в конечном итоге признанием и прославлением Бога.
В последние годы жизни
Рей занимался изучением
В "The Wisdom of God ", Джон Рей делает попытку научного объяснения существования Божьего промысла в природе. Характерно его замечание о том, что познание листьев, цветов и семян у растений хоть и не способствуют богатству, однако, это для всякого человека занятие более чем достойное, так как с его помощью можно рассмотреть работу Создателя и понять бесконечную мудрость и совершенство Бога. Окружающий мир видится ему с дуалистических позиций. Перед нами труд глубоко верующего человека, и в то же время, это труд серьезного ученого, обладающего энциклопедическими знаниями для своей эпохи. Он искренне верит, что занятия наукой - есть прославление деятельности Великого Творца - Бога. Такой подход, не в коем случае, не ведет к концептуальному тупику. Исследования Джона Рея базируются на реальных наблюдениях и на поистине глобальных теоретических естественнонаучных выводах. Его логический аппарат поистине безупречен, а как систематик, он, пожалуй, более "научен" с современной точки зрения, нежели Карл Линней. Нельзя не упомянуть и о личной характеристике этого ученого, отмеченной одним из его ранних биографов (Derham) :"В общении, никто не сравнится в его строгой честности; в беседах - нет более скромного, вежливого, услужливого, приветливого человека; в отношении к Богу - нет более верующего; а по отношению к бедным и обездоленным - нет человека более сострадательного и милость, по своим возможностям, дающего."(цитата по Gilmour J., 1944).
Работа "The Wisdom of God " имела большое влияние на научную мысль XVII века. Об этом свидетельствует тот факт, что она была переиздана при жизни автора три раза, после первой публикации, а в дальнейшем до 1735 года издавалась еще семь раз, в 1827 году вышло издание в собрании Английской классики (Doves English Classics). Эту работу Райвен называет предтечей "происхождения видов" Ч. Дарвина (Raven C., 1942). Рей ставит основной задачей изучения живой природы не классификацию ее представителей, а выяснение проблем формы и функции, адаптацию к окружающей среде, а также этологические проблемы. Сравнительная анатомия, физиология и поведение живых существ, всегда были объектом пристального внимания этого ученого. И если он достиг больших успехов в классификации, то это ни сколько не умоляет его общетеоретических выводов, которые оставались, не востребованы современниками только лишь из-за общего направления классификационной парадигмы классической эпистемы. "Мудрость Бога" не только биологическая работа. Скорее это общетеоретический труд, обобщающий существующие концепции современного Рею естествознания. Здесь рассмотрен разнообразный круг вопросов: от природы атомов и влияния Луны на приливы, до формы пчелиных ячеек, движения птиц и рыб, структуры глаза и роста зародыша в организме матери. Таким образом, Рей делает попытку выведения универсальных законов, движущих Вселенной в рамках ее плана и цели. Вопросы астрономии, геологии, географии, Естественной Истории в целом, и ботаники и зоологии в частности, рассматриваются им в едином плане. Такой подход не был характерен для его предшественников. Рей был истинно верующим человеком полностью принимавший Библию. Однако его вера не была простым следованием, существующим догматам. Своей главной целью он видел понимание образа мышления Господа, познание смысла и целей Творения. Причем в своих исследованиях он опирался не только на теоретизирование с помощью собственных умозаключений и сведений, полученных из работ предшественников, но и на эксперимент и наблюдение живой природы. Рей безоговорочно принимает акт творения, но он не приписывает ему причину всех природных явлений. Он признает организующую жизненную силу природы (vital principe) в соответствии, с которой организмы развивались и возникли в современном для нас виде. Этот взгляд берет свое начало со времен Платона, развиваясь в работах Стоиков и Клемента Августинского. С достаточно большой натяжкой это понятие можно считать аналогичным Бергсоновской Elan Vital. Замечая в своей работе " сегменты и черенки некоторых растений, нет, даже кусочки и мельчайшие фрагменты их стволов, веток или корней, будут расти, и сами станут отличными растениями" (цитата по Raven C., 1942, с. ), Рей как бы намечает рамки дискуссии о преформизме и эпигенезе, развитой после появления работ Г. Дриша, спустя почти два века. Им был дан сильный импульс научному прогрессу, привлечен взгляд ученых к таким проблемам как цельность природы, соотношение формы и функции, к необъяснимым феноменам.
Все земные тела Рей подразделяет на одушевленные и неодушевленные, к первым он относит элементы, метеоры и окаменелости, вторые подразделяются на четыре порядка: звери, птицы, рыбы и насекомые. Говоря о живых существах, Рей опирается на учение об экономике природы: птицы, будучи более совершенными, нежели рыбы, менее многочисленны, растений, по этой же причине, больше чем животных. Понятие "вид", употребляется Реем в строго научном смысле. Приводя пример видового разнообразия собак. Он относит их к одному виду, так как свободно скрещиваются во многих поколениях и их широкое разнообразие представляет собой не разные виды, а многочисленные породы. Отклонение от правила "экономики природы", наблюдается по Рею у насекомых, которые по его словам, по количеству видов могут соперничать с растениями, (Рей указывает на 10000 видов). Видовое разнообразие живого наводит Рея на мысль о том, что "если количество существ так крайне велико, то какой великой, нет - неизмеримой, должна быть сила и мудрость того, кто создал их всех!" (Ray J, 1717, p.25). Поражает стройность аргументов Рея в пользу взглядов о бесконечной мудрости Создателя. С помощью перьев птицы могут летать, однако, этим всемогущий творец не ограничивается, демонстрируя взору ту же способность живых существ без перьевого покрова, у двух видов рыб, одного вида ящерицы и летучих мышей, а также многих отрядах насекомых. Биологические знания Рея не могут не удивлять, например, он совершенно верно говорит о китообразных, как о "морских зверях", отличающихся от сухопутных, только отсутствием ног.
Рей
критикует механистические
Следующая цитата характеризует оценку Реем человеческих способностей познания природы: " наши глаза и чувства, как бы ни были вооружены и подкреплены, слишком грубы для того, чтобы различить сложность работы природы или мельчайших ее механизмов, с помощью которых она действует и из чьих тел она состоит" (Ray J, 1717, р. 57). Эта мысль не мешает ему делать точные наблюдения и точно аргументировать свои выводы, составленные на их основании. Логический ум Рея опирается на стройную систему доказательств, когда он отвергает бытующие небылицы о созданиях природы. Описывая водные растений о говорит об их плоской форме ( на манер веера),отсюда и отсутствие у них ветвей, торчащих во все стороны. Природа предусмотрела с помощью такой формы листьев способность этих растений препятствовать действию тока воды. Если бы ветви были расположены вокруг растений, то их бы швыряло взад и вперед при каждом приливе и отливе. Поэтому мнение о растениях растущих и плодоносящих на морском дне вызывает у него большие сомнения. Далее Рей развивает свою мысль, говоря о том, что на больших глубинах растений не может быть вследствие холодного дна и отсутствия воздуха, не способного проникать сквозь толщу воды.
Не имея возможности подробно разбирать все содержание этой монументальной работы Джона Рея, остановимся на основных моментах, касающихся растительного царства. Говоря о представительствах этого царства, Рей останавливается на следующих вопросах: отношение растений к различным средам обитания, их строении, движении соков и т. д. Он отмечает, что виды, будучи перенесенными, в почву, где они никогда не произрастали, имеют ту же форму и цвет плодов и семян, что и их дикие сородичи. Удивительны замечания Рея о том, что гораздо позднее было названо "нормой реакции". "Никаким культивированием или искусством вы не сможете вытянуть укроп до статуса и высоты дуба"(Ray J, 1717, p.102). Мы видим протест Рея против механистического объяснения живой природы: " Как можем мы представить себе. Что законы движения определяют расположение листьев, которые растут попарно или чередуясь, или окружая стебель, а цветы растут поодиночке или пучками, появляются на листьях и ветках или на концах ветвей и стеблей" (Ray J, 1717, p.102). Он объясняет это разумной "plastick Nature", которая регулирует все отправления растений. Рей был хорошо знаком с анатомическим строением растений, он различает сокопроводящие и воздухоносные сосуды растений. Мысль об аналогии проводящих сосудов растений с сосудами животных вызывает у него обоснованное сомнение. Рей также затрагивает морфологические вопросы, говоря о замечательных геометрических формах к которым стремится природа, приводя примеры форм плодов, цветков, листьев и семян. Обсуждение биологических вопросов чередуется в тексте с цитатами из Библии, но они так органично вписываются в общий ход научного изложения, что кажутся в нем более чем уместными. Говоря про блеск и красоту цветов, описывая их значение для защиты нежных зачатков плода, Рей упоминает слова Спасителя о цветках полевых лилий (по его мнению, это тюльпаны) в коих "вся слава Соломона не могла встать в ряд с одним из них" (цитата по Ray J, 1717, p.107). В каждом уникальном свойстве природы ему видится замысел Творца, будь это хохлатка семени, способствующая его распространению ветром, или наличие в семени зародыша. Казалось бы, Рей должен бы был принимать учение о сигнатурах, как "печати Бога" на растениях, отражающих их предназначение. Но отнюдь нет, здравый смысл не позволяет ему согласиться с положениями этого учения, и поэтому мы читаем: "Природа не ставила специальных меток, обозначающих какие-либо добродетели или качества, как хотят представить некоторые. Я имею серьезные основания отрицать это и не нахожу причин менять мое мнение" (Ray J, 1717, p.114).
Не оставлены без внимания в трактате Рея многие экологические вопросы. В частности, он говорит о специфичности питания гусениц, которые предпочитают только определенные виды растений, и погибли бы, если бы яйца, откладываемые бабочками, были прикреплены к стеблям растений непригодных для питания. Фактически он предвосхищает, введенное много позднее, понятие об экологических нишах. Он также рассматривает вопросы действия среды на развития цветков растений: "Рей в общем приписывает различиям климата почвы и питания или же случаю и другим неизвестным причинам, тот факт, что из семян простых цветков, между многочисленными простыми же, иной раз получаются и махровые; садовники добиваются того же искусственным путем и рекомендуют для этой цели особый способ посева, частую пересадку, прививку и т. д." (Камерариус Р.Я.. 1940, с. 223)
Научная корректность Рея не раз проявляется в его трактате, он постоянно снабжает мысли, взятые из работ других авторов, подробными ссылками. Причем наряду с известными авторитетами: Плинием, Цицероном, Декартом, мы можем прочесть о малозначительных исследователях и просто его друзьях. Например, говоря о развитии задних ног зайца, спасающих его от преследования хищниками, Рей с благодарностью отзывается о своем друге Джоне Орби (John Abrbey), который одолжил ему бумаги, содержащие старинный диалог Джулиан Барнс (Julan Barns) по этому вопросу.
Продуктивность "естественной теологии" иллюстрируется также и палеонтологическими выводами Рея. В отличие от большинства своих современников, которые считали ископаемые останки живых существ "игрой природы" или порождением "нечистых сил", для искушения человека, он правильно сделал вывод, что все эти живые существа когда-то населяли землю. Однако Рей не хотел принимать, что Бог допустил вымирание, когда-то им созданных живых существ. По его мнению, эти существа еще населяют Землю в тех уголках, которые недоступны изучению человеком. Была также предложена оригинальная теория, согласно которой Земля первоначально покрыта лишь океаном, населенным живыми организмами, затем вышедшими на сушу, так как дно океана было поднято в результате землетрясений. Некоторые ископаемые, по его мнению, были сформированы во время Библейского потопа, когда некоторые морские организмы были смыты водой в глубокие трещины земли. Рей отвергал теорию происхождения ископаемых растений из камней. Уэльсский натуралист Edmund Lhwyd (1660-1709) прислал ему несколько образцов окаменевших растений, высказав подобную точку зрения. Однако Рей не был согласен с ним, справедливо считая, что эти растения когда-то были живыми и существовали на Земле. Концепция Рея об ископаемых остатках стала значительным продвижением вперед среди других теорий его времени. Он также высказывал пророческую мысль, что по ископаемым остаткам можно определить возраст земли. Неутомимый экспериментатор Рей изобрел метод исследования окаменелостей посредством отделения их от породы с помощью огня и помещения в холодную воду, за счет чего обеспечивалась лучшая сохранность исследуемых ископаемых животных и растений.
Палеонтологические взгляды Джона Рея были развиты Кювье в работе "Rе.cherches sur les ossemens fossils", с издания которой были положены основы новой науку, которую мы знаем как палеонтологию. В отличие от Ламарка и Дарвина, Кювье не признавал идею эволюции, полагая, что все виды были сотворены один раз, но некоторые из них в дальнейшем подверглись вымиранию.
"Естественная
теология" побуждала Рея использовать
классификацию растений для
Информация о работе Концепция естественной теологии в биологических работах Джона Рея