Автор: Роман Калдин, 08 Июня 2010 в 20:43, реферат
Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения другому. Отбирая определенные организмы из природных популяций и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладавшие нужными ему свойствами.
Однако лишь в начале XX в. ученые стали осознавать в полной мере важность законов наследственности и ее механизмов. Хотя успехи микроскопии позволили установить, что наследственные признаки передаются из поколения в поколение через сперматозоиды и яйцеклетки, оставалось неясным, каким образом мельчайшие частицы протоплазмы могут нести в себе «задатки» того огромного множества признаков, из которых слагается каждый отдельный организм.
Введение
1. Природа генов
2. Исследования Менделя
2.1. Наследование при моногибридном скрещивании и закон расщепления
2.2. Возвратное, или анализирующее, скрещивание
2.3. Дигибридное скрещивание и закон независимого распределения
2.4. Краткое изложение сути гипотез Менделя
3. Хромосомная теория наследственности
4. Сцепление
5. Группы сцепления и хромосомы
6. Определение пола
6.1. Наследование связанное с полом
7. Взаимодействие между генами
7.1. Неполное доминирование
7.2. Летальные гены
7.3. Эпистаз
7.4. Полигенное наследование
8. Изменчивость
8.1. Дискретная изменчивость
8.2. Непрерывная изменчивость
8.3. Влияние среды
8.4. Источники изменчивости
9. Мутации
9.1 Генные мутации
9.2 Значение мутаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Природа генов
2. Исследования Менделя
2.1. Наследование при моногибридном скрещивании и закон расщепления
2.2. Возвратное, или анализирующее, скрещивание
2.3. Дигибридное
скрещивание и закон
2.4. Краткое изложение сути гипотез Менделя
3. Хромосомная теория наследственности
4. Сцепление
5. Группы сцепления и хромосомы
6. Определение пола
6.1. Наследование связанное с полом
7. Взаимодействие между генами
7.1. Неполное доминирование
7.2. Летальные гены
7.3. Эпистаз
7.4. Полигенное наследование
8. Изменчивость
8.1. Дискретная изменчивость
8.2. Непрерывная изменчивость
8.3. Влияние среды
8.4. Источники изменчивости
9. Мутации
9.1 Генные мутации
9.2 Значение мутаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения другому. Отбирая определенные организмы из природных популяций и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладавшие нужными ему свойствами.
Однако лишь в начале XX в. ученые стали осознавать в полной мере важность законов наследственности и ее механизмов. Хотя успехи микроскопии позволили установить, что наследственные признаки передаются из поколения в поколение через сперматозоиды и яйцеклетки, оставалось неясным, каким образом мельчайшие частицы протоплазмы могут нести в себе «задатки» того огромного множества признаков, из которых слагается каждый отдельный организм.
Первый
действительно научный шаг
1.
Природа генов
Изучение наследственности уже давно было связано с преставлением о ее корпускулярной природе. В 1866 г. Мендель высказал предположение, что признаки организмов определяются наследуемыми единицами, которые он назвал “элементами”. Позднее их стали называть “факторами” и, наконец, генами; было показано, что гены находятся в хромосомах, с которыми они и передаются от одного поколения к другому.
Несмотря на то, что уже многое известно о хромосомах и структуре ДНК, дать определение гена очень трудно, пока удалось сформулировать только три возможных определения гена:
а) ген как единица рекомбинации.
На основании своих работ по построению хромосомных карт дрозофилы Морган постулировал, что ген - это наименьший участок хромосомы, который может быть отделен от примыкающих к нему участков в результате кроссинговера. Согласно этому определению, ген представляет собой крупную единицу, специфическую область хромосомы, определяющую тот или иной признак организма;
б) ген как единица мутирования.
В результате изучения природы
мутаций было установлено, что
изменения признаков возникают
вследствие случайных
в) ген как единица функции.
Поскольку было известно, что
от генов зависят структурные,
физиологические и
2.
Исследования Менделя
Грегор Мендель родился в Моравии в 1822 г. В 1843 г. он поступил в монастырь августинцев в Брюние (ныне Брно, Чехословакия), где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провел два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.
Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов-гороха огородного (Рisum sativum). Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:
1) имеется много сортов, четко различающихся по ряду признаков;
2) растения легко выращивать;
3)
репродуктивные органы
4)
возможно искусственное
И до Менделя многие ученые проводили подобные эксперименты на растениях, но ни один из них не получил таких точных и подробных данных; кроме того, они не смогли объяснить свои результаты с точки зрения механизма наследственности. Моменты, обеспечившие Менделю успех, следует признать необходимыми условиями проведения всякого научного исследования и принять их в качестве образца. Условия эти можно сформулировать следующим образом:
1)
проведение предварительных
2)
тщательное планирование всех
экспериментов, с тем чтобы
всякий раз внимание было
3)
строжайшее соблюдение всех
4)
точная регистрация всех
5)
получение достаточного
Как писал Мендель, «достоверность и полезность всякого эксперимента определяются пригодностью данного материала для тех целей, в которых он используется».
Следует, однако, отметить, что в выборе экспериментального объекта Менделю кое в чем и просто повезло: в наследовании отобранных им признаков не было ряда более сложных особенностей, открытых позднее, таких как неполное доминирование, зависимость более чем от одной пары генов, сцепление генов.
Для своих первых экспериментов Мендель выбирал растения двух сортов, четко различавшихся по какому-либо признаку, например по расположению цветков: цветки могут быть распределены по всему стеблю (пазушные) или находиться на конце стебля (верхушечные). Растения, различающиеся по одной паре альтернативных признаков, Мендель выращивал на протяжении ряда поколений. Семена от пазушных цветков всегда давали растения с пазушными цветками, а семена от верхушечных цветков- растения с верхушечными цветками. Таким образом, Мендель убедился, что выбранные им растения размножаются в чистоте (т.е. без расщепления потомства) и пригодны для проведения опытов по гибридизации (экспериментальных скрещиваний).
Его метод состоял в следующем: он удалял у ряда растений одного сорта пыльники до того, как могло произойти самоопыление (эти растения Мендель называл «женскими»); пользуясь кисточкой, он наносил на рыльца этих «женских» цветков пыльцу из пыльников растения другого сорта; затем он надевал на искусственно опыленные цветки маленькие колпачки, чтобы на их рыльца не могла попасть пыльца с других растений. Мендель проводил реципрокные скрещивания - переносил пыльцевые зерна как с пазушных цветков на верхушечные, так и с верхушечных на пазушные. Во всех случаях из семян, собранных от полученных гибридов, вырастали растения с пазушными цветками. Этот признак-«пазушные цветки»,-наблюдаемый у растений первого гибридного поколения, Мендель назвал доминантным; позднее, в 1902 г., Бэтсон и Сондерс стали обозначать первое поколение гибридного потомства символом F1. Ни у одного из растений F1 не было верхушечных цветков.
На
цветки растений F1 Мендель
надел колпачки (чтобы не допустить перекрестного
опыления) и дал им возможность
самоопылиться. Семена, собранные c растений
F1, были пересчитаны и высажены следующей
весной для получения второго гибридного
поколения, F2 (поколение
F2 - это всегда результат инбридинга
в поколении F1, в данном
случае самоопыления). Во втором гибридном
поколении у одних растений образовались
пазушные цветки, а у других - верхушечные.
Иными словами, признак «верхушечные цветки»,
отсутствовавший в поколении
F1, вновь появился в поколении
F2. Мендель рассудил, что этот признак
присутствовал в поколении F1
в скрытом виде, но не смог проявиться;
поэтому он назвал его рецессивным. Из
858 растений, полученных Менделем в
F2, у 651 были пазушные цветки, а у
207-верхушечные. Мендель провел ряд аналогичных
опытов, используя всякий раз одну пару
альтернативных признаков. Результаты
экспериментальных скрещиваний по семи
парам таких признаков приведены в табл.
1.
Признак | Родительские растения | Поколение F2 | Отношение | ||||||||||
доминантный признак | рецессивный признак | доминантные | рецессивные | ||||||||||
Высота стебля | Высокий | Низкий | 787 | 277 | 2,84 : 1 | ||||||||
Семена | Гладкие | Морщинистые | 5474 | 1850 | 2,96 : 1 | ||||||||
Окраска семян | Желтые | Зеленые | 6022 | 2001 | 3,01 : 1 | ||||||||
Форма плодов | Плоские | Выпуклые | 882 | 299 | 2,95 : 1 | ||||||||
Окраска плодов | Зеленые | Желтые | 428 | 152 | 2,82 : 1 | ||||||||
Положение цветков | Пазушные | Верхушечные | 651 | 207 | 3,14 : 1 | ||||||||
Окраска цветков | Красные | Белые | 705 | 224 | 3,15 : 1 | ||||||||
Итого | 14949 | 5010 | 2,98 : 1 |