Феномен человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:50, реферат

Описание работы

Каждый из нас с самого раннего детства, еще не изучая никаких наук, безошибочно понимает различие между человеком и животным. Однако чем взрослее, ученее и мудрее мы становимся, тем это понимание становится все более путанным. Действительно, около 10-20 миллионов лет назад на нашей планете большое развитие получили млекопитающие, среди которых по своему биолого-социальному развитию выделялись слоны, киты, свиньи, осьминоги и, конечно же, приматы. Все они обладают крупным мозгом и сложнейшим, до сих пор до конца не расшифрованным, общественно-социальным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Взрывная (неэволюционная) концепция………………………………4
Глава 2. Эволюционная концепция……………………………………………...6
Глава 3. Основные положения «Феномена человека»………………………...10
Глава 4. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»…12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Феномен человека.docx

— 32.85 Кб (Скачать)

Мистическая трактовка Тейяром  де Шарденом материи, феноменов творчества, активности человека - по-видимому, были близки миропониманию христианства, но были излагаемы им сквозь призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного  опыта. Тейяру была близка мысль, согласно которой товарный мир сумел возвыситься  до благороднейших уровней совершенства вследствие того, что Христос не был Богом, принявшим облик земного  существа, логический отбор и изобретательство, математика, искусство, измерение времени  и пространства, любовные тревоги  и грезы - все эти виды внутренней жизни на самом деле суть ничто  иное как бурление вновь образовавшегося  центра в тот миг, когда он распускается сам в себе". В дальнейшем, согласно Тейяр, из ноосферы разовьется "любовь, высшая, универсальная и синтетическая  форма духовной энергии, в которой  все другие душевные энергии будут  трансформированы и сублимированы, как только попадут в "область  Омеги"). Он сумел обосновать в  контексте своей концепции совершенно уникальную трактовку гуманизма (в  измерении не столько степени  постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): "Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие? Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии... В настоящий момент есть люди, много людей, которые, объединив идеи Воплощения и эволюции, сделали это объединение действительным моментом своей жизни и успешно осуществляют синтез личного и всеобщего. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее; таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и "от всей Вселенной". Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Тейяра, органично включающая в себя идеи "сверхжизни", "сверхчеловечества", "планетизации" человечества, позволила ему дополнить чисто религиозные характеристики ноосферы ее подлинно информативным описанием: "Гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»

 
Эволюция у Тейяра неизменно  на первом плане, а её значение подчеркивается с предельной заостренностью. Пожалуй, более настойчиво, чем кто-либо ещё  Тейяр подчеркивает, что эволюция не ограничена рамками живой природы, что «начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает  перед нами в процессе развития» (3). На противоположном конце эволюционной лестницы, в социальных структурах, Тейяр также не видит реальной закономерности движения. Наиболее конструктивная часть тейяровского учения о развитии - это та, которая связана с  биологическим уровнем и его  трансформацией в «феномен человека».

Соотношение «внутреннего мира»  с внешним у Тейяра обрисовано сходно с идеей Спинозы о том, что осознание объектов душой  тем богаче, чем оно сложнее. Отличие  тейяровской концепции связано  с тем, что Тейяр пытается разъединить  свои образы «внутреннего» и «внешнего» через понятия радиальной и тангенциальной энергии и увеличение сложности  происходит в эволюционных рядах.

Безусловно, преемственность  работ Тейяра с идеями Дидро, Вольтера и других энциклопедистов применительно  к вопросам, затрагивающим сферу  эволюционной биологии. Эволюционная экология не избежала и воздействия  интуитивизма и других иррационалистических тенденций его времени.

Не случаен тот факт, что единственное место в «Феномене  человека», где говорится об «элементах сознания» как о лежащих в  основе «элементов материи», утверждает в то же время параллелизм развития тех и других в длительности, а  не во времени.

Зло, по Тейяру, это прежде всего человеческое страдание, но оно  есть необходимый для человеческого  рода стимул к совершенствованию, зло - это разобщенность, постепенно преодолеваемая процессом эволюции, вплоть до будущих  стадий человеческого развития. Это  преодолевание совершается через  страдание.

Внесение оценочного момента  в процесс развертывания эволюционных потенций, начиная от ранних стадий и до высших (человеческой, социальной, ноосферной) фаз, представляет собой в тейяровской схеме спорное и в то же время важное место.

Чрезмерно подчеркивая роль единственной стержневой линии в  эволюции, Тейяр в итоге объединяет реальное многообразие филогенеза, рано разбившегося на эукариот и прокариот, далее растений и животных и т.д. Вне поля зрения Тейяра остается вся  общая эволюция растений, не говоря уже о грибах, выделяемых в отдельное  царство.

Вклад Тейяра в учение о  биосфере также связан с представлениями  о ней как о биоте, в конечном счете монофилетическом, появившемся  в результате одной «пульсации». Судьбы этого биота существенным образом отражены в обеих частях названия «био-сфера»: это жизненная  оболочка Земли и это сфера, которая  не отпускает свои компоненты далеко от себя.

Традиция Тейяра - это  прежде всего философия природы, продолжающая традиции натурфилософии, этой исторически наиболее ранней из форм философии вообще (4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Существует множество  концепций о феномене появления  Человека на Земле. Надо учесть, что  человек стал осознавать себя как  уникальное явление всего лишь несколько  тысяч назад, а с научной точки  зрения всего лишь несколько сотен  лет назад. Это ничтожное время  по сравнению с теми миллионами лет, когда появилось что-то человекообразное. Возможно, поэтому в этих вопросах еще нет единого взгляда, а  все существующие гипотезы имеют  элементы спорности. В целом все  системы взглядов на появление человека на Земле можно объединить в две  группы: взрывная и эволюционная. В  некоторых случаях рассматриваются  и их сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. А.А. Грицанов Философский словарь
  2. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека»
  3. Казначеев В.П. «Феномен человека»

 

 

 


Информация о работе Феномен человека