Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:50, реферат
Каждый из нас с самого раннего детства, еще не изучая никаких наук, безошибочно понимает различие между человеком и животным. Однако чем взрослее, ученее и мудрее мы становимся, тем это понимание становится все более путанным. Действительно, около 10-20 миллионов лет назад на нашей планете большое развитие получили млекопитающие, среди которых по своему биолого-социальному развитию выделялись слоны, киты, свиньи, осьминоги и, конечно же, приматы. Все они обладают крупным мозгом и сложнейшим, до сих пор до конца не расшифрованным, общественно-социальным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Взрывная (неэволюционная) концепция………………………………4
Глава 2. Эволюционная концепция……………………………………………...6
Глава 3. Основные положения «Феномена человека»………………………...10
Глава 4. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»…12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Мистическая трактовка Тейяром
де Шарденом материи, феноменов творчества,
активности человека - по-видимому, были
близки миропониманию христианства,
но были излагаемы им сквозь призму
своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного
опыта. Тейяру была близка мысль, согласно
которой товарный мир сумел возвыситься
до благороднейших уровней совершенства
вследствие того, что Христос не
был Богом, принявшим облик земного
существа, логический отбор и изобретательство,
математика, искусство, измерение времени
и пространства, любовные тревоги
и грезы - все эти виды внутренней
жизни на самом деле суть ничто
иное как бурление вновь образовавшегося
центра в тот миг, когда он распускается
сам в себе". В дальнейшем, согласно
Тейяр, из ноосферы разовьется "любовь,
высшая, универсальная и синтетическая
форма духовной энергии, в которой
все другие душевные энергии будут
трансформированы и сублимированы,
как только попадут в "область
Омеги"). Он сумел обосновать в
контексте своей концепции
Глава 4. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»
Эволюция у Тейяра неизменно
на первом плане, а её значение подчеркивается
с предельной заостренностью. Пожалуй,
более настойчиво, чем кто-либо ещё
Тейяр подчеркивает, что эволюция
не ограничена рамками живой природы,
что «начиная со своих самых отдаленных
образований, материя выступает
перед нами в процессе развития»
(3). На противоположном конце
Соотношение «внутреннего мира» с внешним у Тейяра обрисовано сходно с идеей Спинозы о том, что осознание объектов душой тем богаче, чем оно сложнее. Отличие тейяровской концепции связано с тем, что Тейяр пытается разъединить свои образы «внутреннего» и «внешнего» через понятия радиальной и тангенциальной энергии и увеличение сложности происходит в эволюционных рядах.
Безусловно, преемственность работ Тейяра с идеями Дидро, Вольтера и других энциклопедистов применительно к вопросам, затрагивающим сферу эволюционной биологии. Эволюционная экология не избежала и воздействия интуитивизма и других иррационалистических тенденций его времени.
Не случаен тот факт, что единственное место в «Феномене человека», где говорится об «элементах сознания» как о лежащих в основе «элементов материи», утверждает в то же время параллелизм развития тех и других в длительности, а не во времени.
Зло, по Тейяру, это прежде
всего человеческое страдание, но оно
есть необходимый для человеческого
рода стимул к совершенствованию, зло
- это разобщенность, постепенно преодолеваемая
процессом эволюции, вплоть до будущих
стадий человеческого развития. Это
преодолевание совершается
Внесение оценочного момента
в процесс развертывания
Чрезмерно подчеркивая роль единственной стержневой линии в эволюции, Тейяр в итоге объединяет реальное многообразие филогенеза, рано разбившегося на эукариот и прокариот, далее растений и животных и т.д. Вне поля зрения Тейяра остается вся общая эволюция растений, не говоря уже о грибах, выделяемых в отдельное царство.
Вклад Тейяра в учение о биосфере также связан с представлениями о ней как о биоте, в конечном счете монофилетическом, появившемся в результате одной «пульсации». Судьбы этого биота существенным образом отражены в обеих частях названия «био-сфера»: это жизненная оболочка Земли и это сфера, которая не отпускает свои компоненты далеко от себя.
Традиция Тейяра - это прежде всего философия природы, продолжающая традиции натурфилософии, этой исторически наиболее ранней из форм философии вообще (4).
Заключение
Существует множество
концепций о феномене появления
Человека на Земле. Надо учесть, что
человек стал осознавать себя как
уникальное явление всего лишь несколько
тысяч назад, а с научной точки
зрения всего лишь несколько сотен
лет назад. Это ничтожное время
по сравнению с теми миллионами лет,
когда появилось что-то человекообразное.
Возможно, поэтому в этих вопросах
еще нет единого взгляда, а
все существующие гипотезы имеют
элементы спорности. В целом все
системы взглядов на появление человека
на Земле можно объединить в две
группы: взрывная и эволюционная. В
некоторых случаях
Список использованной литературы