Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:50, реферат
Каждый из нас с самого раннего детства, еще не изучая никаких наук, безошибочно понимает различие между человеком и животным. Однако чем взрослее, ученее и мудрее мы становимся, тем это понимание становится все более путанным. Действительно, около 10-20 миллионов лет назад на нашей планете большое развитие получили млекопитающие, среди которых по своему биолого-социальному развитию выделялись слоны, киты, свиньи, осьминоги и, конечно же, приматы. Все они обладают крупным мозгом и сложнейшим, до сих пор до конца не расшифрованным, общественно-социальным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Взрывная (неэволюционная) концепция………………………………4
Глава 2. Эволюционная концепция……………………………………………...6
Глава 3. Основные положения «Феномена человека»………………………...10
Глава 4. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»…12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Филиал РГППУ в г.Березовском
Реферат
по естествознанию
тема: «Феномен человека»
Выполнил: студент группы
б-102Гс-о2
Проверил: преподаватель
г.Березовский
2012г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Взрывная (неэволюционная) концепция………………………………4
Глава 2. Эволюционная концепция……………………………………………...6
Глава 3. Основные положения
«Феномена человека»………………………..
Глава 4. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»…12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Каждый из нас с самого раннего детства, еще не изучая никаких наук, безошибочно понимает различие между человеком и животным. Однако чем взрослее, ученее и мудрее мы становимся, тем это понимание становится все более путанным. Действительно, около 10-20 миллионов лет назад на нашей планете большое развитие получили млекопитающие, среди которых по своему биолого-социальному развитию выделялись слоны, киты, свиньи, осьминоги и, конечно же, приматы. Все они обладают крупным мозгом и сложнейшим, до сих пор до конца не расшифрованным, общественно-социальным поведением. Чудо заключается в том, что из всех этих животных, лишь одна группа приматов, наименее приспособленных к условиям среды (малая масса, отсутствие когтей и мощных зубов, беспомощные дети) вдруг приобрела новое для природы Земли качество. Так давайте попробуем разобраться в том, что это за феномен – Человек?
Глава 1. Взрывная (неэволюционная) концепция
Первыми появились тотемные (языческие) представления. Народы с первобытной системой взглядов верили, что какой-либо тотемный предок (обычно какое-то животное или, реже, растение или неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы (политеизм), человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам и т.д.). Язычники Древней России также относились к этой группе, а отдельные обряды сохранились до сих пор, например, в виде жертвоприношений или украшений природных объектов.
В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на шестой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву. Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении.
В последние десятилетия
большое распространение
Глава 2. Эволюционная концепция
Параллельно с этими исследованиями
появились и первые научные представления
о происхождении человека в результате
развития животного мира Земли. Подтверждениями
длительного эволюционного
Еще Аристотель отмечал сходство
высших обезьян с человеком, считая
при этом, что обезьяна "менее
красива, чем лошадь, она более
похожа на человека". К. Линней в первом
издании "Системы природы" объединил
человека и обезьян в один отряд
и дал ему имя "приматы" (один
из первых). Ж.-Б. Ламарк в "Философии
зоологии" изложил гипотезу происхождения
человека от обезьян путем исторического
развития организмов. Ч. Дарвин преодолел
однолинейный детерминизм Ламарка
и показал, что эволюция в органическом
мире осуществляется в результате трех
основных факторов: изменчивости, наследственности
и естественного отбора. Изменчивость
является основой образования новых
признаков в строении и функциях
организмов, наследственность закрепляет
их, а в ходе естественного отбора
устраняются организмы, которые
не могут приспособиться к условиям
жизни. Благодаря этому единому
процессу организмы в результате
эволюции накапливают все новые
приспособительные признаки, что
и ведет, в конечном счете, к образованию
новых видов. Дарвин установил движущие
силы эволюции органического мира и
объяснил естественнонаучным путем
процесс становления и развития
биологических видов. Однако, разработав
теорию естественного происхождения
человека, он не включил в нее
влияние социального фактора
на его развитие. Кроме того, в
теории Дарвина отсутствует
Концепция естественной эволюции основана на палеонтологических, археологических, генетико-математических, сравнительно анатомических, физиологических, молекулярно-биологических, иммуногенетических, патологических и других исследованиях. Наибольшую поддержку получила симиальная (от лат. simia – обезьяна) гипотеза Ч.Дарвина о происхождении человека (антропогенез) от высокоразвитых обезьян третичного периода. Первые сапиенсы представляли, по-видимому, смесь разновидностей полиморфного вида, ещё не распавшегося на отдельные расы, возможно, это было самое начало их формирования, хотя существуют разногласия по вопросу о древности расовых различий, территории и числе центров сапиентации. Эволюция гоминид не была линейным процессом. Характеризуясь и конвергенцией, и дивергенцией; она сопровождалась смешениями, интенсивным потоком генов между популяциями.
Идея всеобщей связи и развития в антропологии трансформировалась в представление о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который разработал положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам, но с разной скоростью. При этом путь, который предстоит пройти разным народам, один. Так в науке была сформулирована принципиальная возможность изучения древней истории современных народов через исследование сохранившихся отсталых народов.
В последарвиновский период
развития биологии его взгляды были
подтверждены многочисленными открытиями,
прежде всего, в области палеонтологии.
Так, сам Дарвин делал выводы о
родстве человека и высших обезьян
только на основании косвенных выводов,
исходя из сходства строения современных
человека и антропоидов. Палеонтологам
удалось найти некоторые
Надо заметить, что до сих пор гипотеза Дарвина не принимается многими учеными (в основном зарубежными), так как слишком скудны материалы сравнительных исследований останков гоминид (чаще это всего лишь челюсть, зубы, другие фрагменты черепа). Например, Ф. Хойл в своей книге "Ice" подвел итог: "Нет никакого доказательства, что неандерталец в каком-нибудь отношении стоял ниже нас". Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже XX века. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление, по его мнению, никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.
Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 1920-х годов, когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня, в последние десятилетия подвергается критике сама синтетическая теория эволюции. Прежде всего это связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. Представители сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. Полагают, что основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.
Интересна эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе "Феномен человека". С его точки зрения, переход к "феномену человека" определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к "человеку разумному": увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями. По мнению Тейяра де Шардена, появление homo sapiens – это скачок в антропогенезе. "Человек, – пишет он, – вошел бесшумно... Он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет – от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь". Автор делает вывод о том, что возникновение человека – это процесс коллективный, и "первым человеком" является и может быть только множество людей..."
Необходимо отметить, что
антропогенез не следует представлять
в виде линейного процесса. В органической
жизни (как, впрочем, и в социальной),
вообще маловероятен строго линейный
процесс развития и монофакторной
детерминации эволюции. Очевидно, следует
прислушаться к мнению Р. Левонтина,
концепция которого к тому же хорошо
согласуется с теорией
В наше время очень часто встречаются утверждения, что эволюция человека давно завершена, что она была присуща только периоду антропогенеза. Эта точка зрения, в основном эволюционистов, не только не подтверждается фактически, но и противоречит самой идее. Наоборот, можно утверждать, что эволюционный процесс на нашей планете существенно ускоряется, именно в результате деятельности человека. Это, конечно же, сказывается и на человеке.
Биологическая эволюция, как считает большинство ученых, завершилась 30-40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека. С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с появлением человека разумного генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение, она замещается социальной информацией. Хотя сохраняет свое значение мутационный процесс как источник генотипической изменчивости, а также в известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы.
Глава 3. Основные положения «Феномена человека»
Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Тейяр Автор концепции "христианского эволюционизма". Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. В этом контексте Тейяр трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что "универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству", с его точки зрения: "...мы, несомненно, осознаем, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чем мы живем и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и все наше существо, казалось бы, исчезает". Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Тейяру, необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. (Попытки определения подходов к получению подлинно цельного знания не новы для истории философии - известны теоретические изыски Аристотеля на эту тему, идея "свободной теософии - цельного знания" у В. Соловьева и мн.др.) Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Тейяр обозначал ее этапы как "преджизнь" (или "сфера материи" - литосфера/геосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" ("ноосфера").