Автор: Людмила Безрукова, 05 Октября 2010 в 11:04, отчет по практике
Тема урока: Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.
Цели урока: Продолжить формировать знания о цитоплазматической наследственности и хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
Задачи урока:
1. Образовательные. Продолжить формировать знания о цитоплазматической наследственности. Продолжить формирование понятийного аппарата в области генетики и умения им пользоваться. Продолжить формирование знаний о хромосомном механизме определения пола организма, об аутосомах, о соотношении полов у животных и человека, причинах этого соотношения. Продолжить формирование навыков решения генетических задач, работы с книгой. Дать представление об использовании знаний по определению пола в различных областях жизни.
2. Развивающие. Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Развитие внимания при решении генетических задач. Развитие памяти и умения применять полученные знания (входе решения задач). Развитие умения обращаться к ранее изученному материалу. Развитие умения анализировать материал темы. Продолжить формировать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами и символами генетики.
3. Воспитательные. Воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе. Воспитание критической оценки результатов одноклассников. Воспитание критического отношения к своим способностям и знаниям в ситуации выбора. Формировать научно – материалистическое мировоззрение собственных убеждений. Формировать трепетное отношение к своему организму как носителю уникального генотипа. Развивать представление о влиянии среды на формирование фенотипа.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: раскрывающий содержание темы.
Оборудование: таблица «Определение пола у мушки дрозофилы», рисунки «Кариотип человека», «Родословная потомков английской королевы», сборники задач.
Признаки, сцепленные с X – хромосомой, могут быть рецессивными и доминантными.
Рецессивные: атрофия зрительного нерва, гемофилия, дальтонизм…
Доминантные: врожденный рахит, темная эмаль зубов…
Помимо X – сцепленных, у мужчин имеется Y – сцепленные признаки – голандрические. Они локализованы в тех районах Y – хромосом, которые не имеют аналогов в X – хромосоме.
Так
как голандрические признаки определяются
геном, который находится только
в Y – хромосоме, то выявляются они только
у мужчин и передаются от отца ко всем
сыновьям (это волосатость ушей, ихтиоз
– наличие перепонок между пальцами ног…).
Рассмотрим наследование генов, расположенных в Х – хромосоме. Так Х- хромосома человека содержит ген, определяющий свертывание крови (Н). Его рецессивная аллель (h) вызывает тяжелое заболевание, характеризующиеся пониженной свертываемостью крови, - гемофилию. Женщина может являться носителем этого признака (ген этого признака находится в участке X-хромосомы), но проявляется он только у мужчины.
Один
из наиболее известных примеров наследования
гемофилии мы находим в родословной
потомков английской королевы Виктории.
Предполагают, что этот ген возник
в результате мутации у самой
королевы Виктории или у одного из
ее родителей.
Давайте с вами решим следующие задачи.
Задача
1. Женщина- носительница гемофилии
выходит замуж за здорового
мужчину. Какие дети будут в первом
поколении?
H – норм. крови
h – гемофилия
P ♀ × ♂
G
F1
Задача
2. Мужчина, больной гемофилией вступает
в брак с нормальной женщиной, отец
которой страдал гемофилией. Определите
вероятность рождения здоровых детей?
(50:50)
P ♀ × ♂
G
F1
Фронтальная беседа по терминам урока.
- Что такое цитоплазматическая наследственность?
- Что
такое аутосомы и
- Какой пол называют гомогаметным, какой гетерогаметным?
- Что
такое наследование сцепленное
с полом?
Домашнее задание (2 мин)
§ 44,45 вопросы
после параграфа, термины.
Оценка
Информация о работе Цитологическая наследственность. Генетическое определени пола