Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:55, лекция
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатей- ший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологичес- кую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуаль- ные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
альных признаков человека.
Внешней средой для ребенка являются прежде всего те условия, которые
создадут его родители и окружающие его люди, различные климатические, геофи
зические и другие
факторы. Воздействие среды
рактер наследственной информации. Она может реализоваться полностью или
частично, от чего будет
зависеть выраженность
ки обусловлено, что средняя масса ребенка при рождении составляет 3300-3700
грамм, а рост - 49-52 см.
Но если во время беременности
мать плохо питается или же
из крови матери в кровь
ребенка поступает
2000- 2500 г и ростом 43- 45 см.
Такой новорожденный будет
которым другим признакам. Чтобы способствовать наиболее полной реализации
его наследственной информации, родителям и врачам приходится принимать ряд мер, усиливающий рост ребенка.
Весь комплекс признаков,
сформировавшийся во время
наследственных свойств организма - генотипа и внешнесредовых факторов, назы
вается фенотипом. Сумма
фенотипических признаков
туциональных особенностей ребенка. То, что на характер наследственных приз-
наков можно влиять
факторами внешнесредового
ное значение. Это позволяет
родителям, медицинским
другим специалистам
целенаправленно влиять на
бенка, формировать
у него положительные
Биологическое и социальное
в формировании
тому подчиняется
разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными усло-
виями, сложившимися
в процессе развития
ет наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка.
В настоящее время всем хорошо известен феномен акселерации, то есть
- 8 -
рождение детей с
большей массой тела, ростом и
последующим ускоренным
нове этого феномена лежало прежде всего улучшение социальных условий суще-
ствования человека, возросшая
забота о матери и о ее
ребенке, употребление в пищу
полноценных белков, витаминов и
других биологических
нетический материал, характерный для человека как биологического вида, оста-
лся прежним, но меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста и
развития работать
в ином ритме. Особенно
растущий организм
ребенка с помощью таких
как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональ-
ное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие про-
цедуры и так далее.
Правильное использование
обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррек-
ции многих дефектов генетического характера.
В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенст-
вовалось не только
его тело, но и прежде всего
кора головного мозга и
ная нервная система
в целом. Человеческие
плялись в генетическом материале и передовались по наследству. Однако психи
ческое развитие человека
как личности и сейчас
питания, путем повседневного
привития ребенку чисто
ли человеческое дитя
даже с самыми “ лучшими”
структурными особенностями
как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда де-
ти раннего возраста
попадали в стаи диких
нной изоляции. Психическое
развитие ребенка как
Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспита-
ния. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с
молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению
первых условных рефлексов.
Дети, вскармливаемые материнским
молоком и имеющие
года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, cочувствие к другим людям. Во вто-
ром полугодии жизни
ребенок все больше
Развитие социального
поведения ребенка раннего
- 9 -
ся не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происхо-
дит на основе наблюдения
ребенка за поведением
рших детей. В связи
с этим важная роль
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, стано-
вится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья,
сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь когда
ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о де-
тях в значительной
степени определяет их
этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей мо
жет привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблаго-
приятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопа-
тических черт. Для
формирования личностных
йная атмосфера, в
которой живет ребенок:
к нему единую позицию
или разную, проявляют ли они
к нему преймущественно
в семье теплый, дружественный
характер или в них
ность холодность и
т.п. Замечено, что в тех семьях,
где родители, не проявляя достаточного
тепла к ребенку, часто
нием, назидательностью и марализаторством, допускают оскарбления и униже-
ния, высмеивание и
физические наказания за
ют неуверенными в
себе, мало инициативными, с
в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные в
атмосфере доброжелательности
ти, они чаще проявляют творческий подход , оригинальность, дружеские чувства,
обнаруживают больше
эммоциональности в своих
сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.
Именно такая семейная
микросреда в наибольшей
На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое
влияние оказывает
структура семьи и характер
внутрисемейных отношений. Гар-
моничному развитию
личности часто мешают
в семье, разводы
родителей, воспитание “
семьях дети часто
страдают неврозами, хуже
витии, часто болеют
различными соматическими
Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация ор-
- 10 -
ганизма, ведущая к
снижению физической и
нию его реактивности
в отношении других
кторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.
В сложном процессе
формирования личности
кие, биологические
и социальные факторы.
этих факторов на
растущий и развивающийся
хических растройств.
Для воспитания гармоничной
экономическая структура
общества, система государственных
и медецинских
ла ниже, чем в развитых капиталлистических странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Г. И. Герасимович, М. И. Делец, М. П. Дерюгина, Н. А. Дисько
С. П. Самуэль, Е.
В. Малашевич, А. Л.
И. Н. Усов, А. К. Устинович, И. П. Ховратович, И. А. Чаховский,
В. Ф. Чигирь, И. П. Шамякин
“ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ” Минск 1987.
Информация о работе Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды