Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:55, лекция

Описание работы

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатей- ший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологичес- кую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуаль- ные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Работа содержит 1 файл

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды.docx

— 27.30 Кб (Скачать)

 

 альных признаков человека.

 

 Внешней средой для  ребенка являются прежде всего  те условия, которые 

 

 создадут его родители  и окружающие его люди, различные  климатические, геофи 

 

 зические и другие  факторы. Воздействие среды может  существенно изменить ха-

 

 рактер наследственной  информации. Она может реализоваться  полностью или 

 

 частично, от чего будет  зависеть выраженность признака. Например, генетичес- 

 

 ки обусловлено, что  средняя масса ребенка при  рождении составляет 3300-3700

 

 грамм, а рост - 49-52 см. Но если во время беременности  мать плохо питается или же  из крови матери в кровь  ребенка поступает недостаточно  питательных веществ либо что-то  мешает их усвоению, то ребенок  может родиться с массой 

 

2000- 2500 г и ростом 43- 45 см. Такой новорожденный будет незрелым  и по не-

 

 которым другим признакам.  Чтобы способствовать наиболее  полной реализации 

 

 его наследственной  информации, родителям и врачам  приходится принимать ряд мер,  усиливающий рост ребенка. 

 

 Весь комплекс признаков,  сформировавшийся во время взаимодействия 

 

 наследственных свойств  организма - генотипа и внешнесредовых  факторов, назы 

 

 вается фенотипом. Сумма  фенотипических признаков составляет  основу консти-

 

 туциональных особенностей  ребенка. То, что на характер  наследственных приз-

 

 наков можно влиять  факторами внешнесредового воздействия,  имеет очень важ 

 

 ное значение. Это позволяет  родителям, медицинским работникам, педагогам и 

 

 другим специалистам  целенаправленно влиять на развивающийся  организм ре-

 

 бенка, формировать  у него положительные личностные  качества, воспитывать физически  идуховно гармонично развитого  человека.

 

 Биологическое и социальное  в формировании растущегоорганизма. На любом этапе своего развития  человек является природным существом,  а по-

 

 тому подчиняется биологическим  закономерностям. Но если, биологическое,  природное есть и в человеке, и в животном, то в обоих  случаях оно существенно 

 

 разное, поскольку биология  человека неразрывно связана  с социальными усло-

 

 виями, сложившимися  в процессе развития человечества  как результат общения между  людьми. Среда человека имеет  всегда социальный характер и  оказыва- 

 

 ет наиболее влияние  на растущий и развивающийся  организм ребенка. 

 

 В настоящее время  всем хорошо известен феномен  акселерации, то есть 

 

- 8 -

 

 рождение детей с  большей массой тела, ростом и  последующим ускоренным развитием  их в течение всего периода  детства. Это явление отмечалось  в СССР до “ перестройки”  и во многих других развитых  странах. Ученые считают, что  в ос-

 

 нове этого феномена  лежало прежде всего улучшение  социальных условий суще-

 

 ствования человека, возросшая  забота о матери и о ее  ребенке, употребление в пищу  полноценных белков, витаминов и  других биологических стимуляторов. Ге-

 

 нетический материал, характерный для человека как  биологического вида, оста-

 

 лся прежним, но меняющиеся  социальные условия вынуждают  процессы роста и 

 

 развития работать  в ином ритме. Особенно активно  можно воздействовать на 

 

 растущий организм  ребенка с помощью таких социально  управляемых факторов,

 

 как воспитание в  семье и детском коллективе, соблюдение  режима, рациональ- 

 

 ное питание, адекватные  физические нагрузки, физкультура,  закаливающие про- 

 

 цедуры и так далее.  Правильное использование перечисленных  факторов может 

 

 обеспечить физическое  и духовное развитие ребенка  и способствовать коррек-

 

 ции многих дефектов  генетического характера. 

 

 В ходе эволюции  человека, в процессе трудовой  деятельности совершенст-

 

 вовалось не только  его тело, но и прежде всего  кора головного мозга и централь-

 

 ная нервная система  в целом. Человеческие особенности  головного мозга закре 

 

 плялись в генетическом  материале и передовались по  наследству. Однако психи 

 

 ческое развитие человека  как личности и сейчас возможно  лишь в процессе вос- 

 

 питания, путем повседневного  привития ребенку чисто человеческих  навыков. Ес-

 

 ли человеческое дитя  даже с самыми “ лучшими”  структурными особенностями мозга  попадает в условия изоляции  от человеческого общества, то  развитие его 

 

 как личности прекращается. Это многократно подтверждено  в случаях, когда де-

 

 ти раннего возраста  попадали в стаи диких животных  или подвергались искусстве 

 

 нной изоляции. Психическое  развитие ребенка как человеческой  личности возможно лишьв окружении  других людей при активном  и пассивном обучении поведенческим  навыкам. 

 

 Развитие социального  поведения ребенка происходит  в процессе воспита- 

 

 ния. В первые полгода  жизни все новое он усваивает  в полном смысле слова с 

 

 молоком матери. Ибо  пищевой безусловный рефлекс  способствует закреплению 

 

 первых условных рефлексов.  Дети, вскармливаемые материнским  молоком и имеющие непосредственный  повседневный контакт с матерью  в течение первого 

 

 года жизни, растут  более спокойными, уравновешенными,  лучше усваивают все новое,  в их характере преобладает  доброта, cочувствие к другим людям.  Во вто- 

 

 ром полугодии жизни  ребенок все больше интересуется  другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность  к матери.

 

 Развитие социального  поведения ребенка раннего возраста  осуществляет-

 

- 9 -

 

 ся не только с  помощью целенаправленных мер  воспитания. Чаще оно происхо- 

 

 дит на основе наблюдения  ребенка за поведением взрослых  людей и более ста- 

 

 рших детей. В связи  с этим важная роль пренадлежит  окружающим условиям.

 

 Ближайшим социальным  окружением, в которое попадает  ребенок, стано- 

 

 вится как правило,  семейная микросреда - родители, бабушка,  дедушка, братья,

 

 сестры. Не следует  думать, что влияние микросреды  вступает в силу, лишь когда 

 

 ребенок заговорит.  Уже в самые первые месяцы  характер заботы взрослых о  де-

 

 тях в значительной  степени определяет их психическое  развитие. Упущенное в 

 

 этот период трудно  восполнимо в дальнейшем. Изоляция  детей от родителей мо 

 

 жет привести при  ограниченности, дефиците общения  с окружающими к неблаго- 

 

 приятным изменениям  в их развитии, к возникновению  даже некоторых психопа- 

 

 тических черт. Для  формирования личностных качеств  ребенка значима та семе-

 

 йная атмосфера, в  которой живет ребенок: занимают  ли родители по отношению 

 

 к нему единую позицию  или разную, проявляют ли они  к нему преймущественно строгость  и требовательность или же  нежность и предупредительность  носят ли 

 

 в семье теплый, дружественный  характер или в них преобладают  официаль-

 

 ность холодность и  т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного  тепла к ребенку, часто подменяют  его навязчивым контролирова-

 

 нием, назидательностью  и марализаторством, допускают оскарбления  и униже- 

 

 ния, высмеивание и  физические наказания за промахи  и неудачи, дети выраста- 

 

 ют неуверенными в  себе, мало инициативными, с заниженной  самооценкой и притязаниями. Эти  качества мешают полноценному  развитию ребенка не только 

 

 в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни. 

 

 Дети, воспитанные в  атмосфере доброжелательности и  поддержки, имеют немало преймуществ  - у них больше возможности  для развития своей активнос-

 

 ти, они чаще проявляют  творческий подход , оригинальность, дружеские чувства, 

 

 обнаруживают больше  эммоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их 

 

 сверстники, живущие в  условиях излишней строгости,  дефицита теплоты, ласки. 

 

 Именно такая семейная  микросреда в наибольшей степени  способна вызвать у ребенка  “ чувство полной защищенности”  ( А. С. Макаренко ), что так  важно для его психического  здоровья.

 

 На здоровье ребенка  и развитие у него личностных  особенностей большое 

 

 влияние оказывает  структура семьи и характер  внутрисемейных отношений. Гар- 

 

 моничному развитию  личности часто мешают длительные  конфликтные ситуации 

 

 в семье, разводы  родителей, воспитание “ единственного”  ребенка и др. В таких 

 

 семьях дети часто  страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом раз- 

 

 витии, часто болеют  различными соматическими заболеваниями. 

 

 Если такой ребенок  заболевает, происходит дальнейшая  астенизация ор-

 

- 10 -

 

 ганизма, ведущая к  снижению физической и психической  активности, к ослабле- 

 

 нию его реактивности  в отношении других неблагоприятных  внешнесредовых фа-

 

 кторов и предрасполагающая  к новым заболеваниям.

 

 В сложном процессе  формирования личности участвуют  многие физичес- 

 

 кие, биологические  и социальные факторы. Длительное  отрицательное влияние 

 

 этих факторов на  растущий и развивающийся организм  ребенка может привести к аномальному  развитию личности и способствовать  возникновению нервно-пси- 

 

 хических растройств. Для воспитания гармоничной личности  и предупреждения нервно-психических  расстройств у детей огромное  значение имеет социально -

 

 экономическая структура  общества, система государственных  и медецинских профилактических  мероприятий. Примером тому служил  тот факт, что в бывшем СССР  распространенность нервно-психических  болезней примерно в 3 раза  бы-

 

 ла ниже, чем в развитых  капиталлистических странах. 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 Г. И. Герасимович,  М. И. Делец, М. П. Дерюгина, Н. А. Дисько 

 

 С. П. Самуэль, Е.  В. Малашевич, А. Л. Петрашкевич,  Н.Е. Савченко 

 

 И. Н. Усов, А. К.  Устинович, И. П. Ховратович, И.  А. Чаховский, 

 

 В. Ф. Чигирь, И. П.  Шамякин 

 

 “ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОЛОДОЙ  СЕМЬИ” Минск 1987.

 


Информация о работе Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды