Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:55, лекция
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатей- ший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологичес- кую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуаль- ные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды
Новорожденный несет
в себе комплекс генов не
только своих родителей, но
и их отдаленных предков, то
есть имеет свой, только ему
присущий богатей- ший
Приобретенные в течение
жизни навыки и свойства не
передаются по наследству, наукой
не выявлено также особых
Молодым людям, вступающим
в брак, следует помнить, что
по наследству передаются не
только внешние признаки и
многие биохимические
организма ( обмен веществ,
группы крови и др. ), но и
некоторые болезни или
необходимо иметь общие
представления о
ловную ( состояние здоровья
родственников, их внешние
продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных фак-
торов ( в частности алкоголя и курения ) на развитие внутриутробного плода. Все
эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения нас-
ледственных заболеваний,
профилактики врожденных
Передача наследственной информации от родителей к ребенку. В осно-
ве передачи наследственных признаков всего живого ( растений, животных и че-
ловека ) лежат прежде всего законы наследования, открытые Г. Менделем в
1865 году. Они позволили
сформулировать хромосомную
сти, согласно которой
преемственность свойств в
бе всю генетическую информацию.
По современным данным
науки, хромосомы ядерного
ляют гигантские полимерные молекулы, состоящие из нитей нуклииновых кислот
и небольшого количества
белка. Каждая пара хромосом
имеет определенный набор
ния. В состав ДНК
входят сахар дезоксирибоза,
ния - адеин, гуанин, тимин и цитозин. ( рис. 1 )Молекулы ДНК имеют двухнитчатую
структуру. Обе параллельно
идущие нити свернуты спиралью,
а между этими ни- тями, как
ступеньки в винтовой лестнице,
расположены основания. При
Синтез белка на
основе генетического кода
тки. Посредниками между ядром и цитоплазмой являются рибонуклииновые кис-
лоты ( РНК ), значительно меньше по размерам , чем ДНК.Ген представляет со-
бой группу рядом лежащих нуклиотидов, которыми закодирован один белок ( фер
мент ), определяющий один признак. Число генов очень велико - считают, что у
человека их десятки тысяч. Один и тот же ген может оказывать влияние на разви
тие ряда признаков, равно как и на формирование единичного признака могут
оказывать влияние много генов. Молекулы ДНК, из которых состоят гены, можно
увидеть лишь в мощные
электронные микроскопы с
Каждому виду растений и животных свойствен свой количественный набор
хромосом. Каждая клетка
человеческого тела содержит 46 хромосом.
Но так как в наборе почти
все хромосомы представлены
23-я пара так называемых половых хромосом у женщин также состоит из одина-
ковых хромосом ( ХХ ), а у мужчин ( ХY ). ( рис. 2 )
За воспроизведение в поколениях растений, животных и человека наслед-
ственных свойств ответственны
3 эволюционно закрепленных
цесса: размножение обычных ( соматических ) клеток организма - митоз, размно
жение половых клеток - мейоз и оплодотворение. При митозе происходит прос-
тое деление, перед которым количество хромосом в клетке удваивается путем
самовоспроизведения. В таком случае перед делением в человечечской клетке
- 2 -
обнаруживвается не 46, а 92 хромосомы. Они, как по команде, выстраиваются
парами друг против
друга в две шеренги и
сам клетки. Вслед за
этим протоплазма путем
части и образуются две клетки, в ядрах которых опять содержится по 23 пары
хромосомы.
В период оплодотворения
мужская гамета - сперматозоид - сливается
с женской гаметой - яйцеклеткой,
и в образующейся таким
будет 46 хромосом - 23 от отца и 23 от матери, то есть 23 пары. Деление зиготы
и дальнейшее накопление
клеточного материала
затем плода идет
путем митоза. На определенных
этапах у формирующегося
ни и органы. Весь процесс развития зародыша и вся дальнейшая жизнедеятель-
ность плода, новорожденного
ребенка, взрослого человека
ве наследственной
информации при постоянном
ды, взаимодействии этих 2-х основных факторов.
Определение пола ребенка. В процессе зачатия половая принадлеж-
ность будущего ребенка
определяется тем, носителем
мы является сперматозоид - Х или Y. В яйцеклетки женщины среди 23 хромосом
в норме содержится одна половая Х - хромосома. У мужчин к концу мейотическо-
го деления образуется не одна половая клетка ( гамета ), как у женщины, а 4 га-
меты ( сперматозоида ). При этом половина из них содержит такие же Х-хромо-
сомы, как и яйцеклетки, а половина -Y-хромосомы. Если яйцеклетка оплодотво-
ряется сперматозоидом , несущим Х - хромосому, то из образовавшейся зиготы
будет развиваться ребенок женского пола. Если же яйцеклетка оплодотворена
сперматозоидом с Y
- хромосомой, то сформируется мальчик.
( рис.3) теоритиче- ски вероятность
зачатия девочкой или
особенно в раннем возрасте, выше. В результате к периоду половой зрелости ко-
личество юношей и девушек практичеки одинаково.
Наследование признаков
родителей. Единицы
находятся на хромосомах
в строго определенном порядке,
мы у человека парные, то у каждого индивида имеются 2 копии гена: ген на хро-
- 4 -
мосоме, полученной от матери, и ген на хромосоме, полученной от отца. Если
оба гена одинаковы, говорят, что данный индивид “ гомозиготен” , если разные -
он ”гетерозиготен”. Гены влияющие на проявление того или иного признака, рас-
полагаются в одинаковых участках ( локусах ) гомологичных хромосом и называю-
тся аллельнымми, или аллелями. При гетерозиготном состоянии один из аллель
ных генов является доминантным ( преобладающим ), другой - рецессивным. В от
ношении признака цвета
глаз доминантным является
ным - голубой. Рецессивный признак в организме находится в скрытом состоя-
нии и может проявиться только, если ген данного признака будет и на хромосо-
ме от отца и на
идентичной хромосоме от
ваний, среди которых
различают доминантно и
же сцепленные с полом.
Установить, является
ли тот или иной признак
у человека доминантным или
рецессивным, врачу,
При доминантном наследовании признака его можно обнаружить у одного
или у обоих родителей,
а также у дедушки или бабушки.
довании признак может обнаруживаться только в одном из поколений у 25% его
членов. Доминантный признак в схеме родословной наглядно выступает по вер-
тикали, тогда как рецессивный - только по горизонтали.
Есть признаки, наблюдаемые у лиц определенного пола. Это означает, что
ген, кодирующий такой
признак, располагается на
Если такой ген локализуется на Х - хромосоме, то данный признак будет наблю-
даться только у мальчиков, так как у девочек другая такая же Х - хромосома мо-
жет нести ген данного
признака с иной
тролируемый Х - рецессивным
геном, не проявляется, но
стоянии, и они передают
половине своих сыновей.
Y - хромосоме, по наследству передаются только мальчикам.
Влияние внешнесредовых
факторов на развитие
Каждый человек отличается
от другого многочисленными
- 6 -
ностями, которые формируются уже с самого его зарождения и на протяжении
всей жизни. Однако с момента появления мужской и женской гамет, а затем при
их слиянии и образовании оплодотвореной клетки - зиготы наследственное нача-
ло человека может
в определенной степени
редовых факторов. При взаимодействии генетических ( наследственных ) и внеш-
несредовых факторов
в детском возрасте
Информация о работе Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды