Западные политические концепции. (Вебер, Моска, Парето)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:41, реферат

Описание работы

Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и

Содержание

Содержание 1
Введение 2
Политические учения Макса Вебера 3-8
Политические концепции Гаэтано Моска 8-10

5) Политические взгляды Вильфредо Парето 10-13

6) Заключение 14

7) Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

политология итог.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

им типологии политических режимов,  предложил в качестве средства модернизации парламентской демократии концепцию плебисцитарной демократии.  Политическая социология Вебера оказала существенное влияние на западную социологическую и политическую мысль XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политические концепции  Гаэтано Моска

Итальянский политолог  Гаэтано Моска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо. Окончил юридический факультет местного университета, где и преподавал. Занимал также профессорскую должность в Турин-

ском и Римском университетах. В 1887-1899, 1908-1919 гг. избирался

депутатом итальянского парламента, с 1919 г. – сенатор. В 1925 г. вы-

ступил в Сенате с речью  против фашизации политического  строя Ита-

лии. Гаэтано Моска скончался в Риме 8 ноября 1941 г.

Концепция «политического класса»

Моска расценивал идею народовластия как утопию,  не совместимую с законами общества и противную алчной и эгоистичной природе человека.  Он считал,  что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа.  Он с предубеждением относился к требованию всеобщего избирательного права. Народные выборы, утверждал он, обычно не являются выражением воли большинства.  По отношению к власти, утверждал Моска, любое общество делится на два класса: управляющий, «политический», и управляемый. «Политический класс»  берет на себя государственные функции и пользуется определенными привилегиями.  Однако привилегии правящей элиты в буржуазном обществе не носят сословного характера. «Политический класс»  властвует благодаря обладанию рядом качеств,  которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство, личные достоинства, владение искусством управления), а также вследствие его организованности. Фактическое господство  «политического класса» осуществляется посредством достаточно сложной системы, соединяющей в себе  «профессиональные бюрократические элементы»  с институтами конституционализма и политического представительства. С ее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления  «политического класса»,  поддерживается его компетентность, способность вести за собой управляемое большинство,  вовремя проводя необходимые реформы,  гарантировать законность и порядок. «Политический класс»  оправдывает свое господство,  используя  «политическую формулу», под которой Моска имеет в виду идеологические мифы о народном представительстве,  суверенитете,  эгалитаризме и т. п. Все это инструменты,  с помощью которых  «политический класс»  стремится  «придать своей власти моральную,  а также юридическую санкцию, представив ее как неизбежное следствие из учений и верований, общепри-знанных и общепринятых в руководимом им обществе». Понятие «политический класс», как отмечали критики Моски,  весьма неопределенное:  не ясны критерии его выделения, генезис, состав. Со временем, пытаясь дополнить свою концепцию,  итальянский политолог стал говорить о более многочисленном  «правящем классе». В него входит и верхушка общества, складывающаяся в экономической, военной, интеллектуальной сферах, в церковной иерархии и т. д. Моска доказывал,  что без обновления элиты невозможна социальная стабильность в обществе.  Всякая элита имеет тенденцию  (если не де-юре, то де-факто) к превращению в замкнутую группу, что ведет к ее вырождению. Предотвратить это мо-

жет свобода критики, которая вынуждает «политический класс» в необходимой степени обновляться. В обществе имеются силы, готовые заменить старое правящее меньшинство более способными членами из состава  «управляемого большинства». Способы закрепления и обновления  «политического класса» – наследование,  выборы, кооптация. Моска допускал три варианта динамики  «политического класса»:

а)«увековечение» (крайне медленное обновление элиты), б)«увековечение»  с обновлением  (оптимальный, по мнению Моски, вариант «смешанного режима»)

в) «чистое» обновление  (радикальная смена политической элиты во время революций).

Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного правления –  автократической  (власть передается сверху –  вниз)  и либеральной  (власть передается снизу – вверх) – дает четыре возможных типа политических режимов:  аристократическо-автократический,  аристократическо-либеральный,  демократическо-автократический и демократиче-ско-либеральный.

Обращаясь к расовым теориям, Моска замечал, что в его социальные науки. По его мнению, учения, в которых время произошла настоящая экспансия этих теорий в общественный прогресс и политическая организация народов зависят от расовых признаков, обязаны своим рождением учению Дарвина и таким наукам, как сравнительная лингвистика и антропология. Моска отверг точку зрения о врожденном превосходстве представителей какой-либо расы. Чтобы показать ненаучность идей социал-дарвинистов об изначальной этнобиологической неоднородности общества как важнейшей причине социальной дифференциации, Моска обратился к примерам смены поколений дворянской аристократии. Если бы закономерности биологической эволюции действовали и в обществе, то они приводили бы к накоплению положительных качеств и к улучшению «породы властителей», чего не наблюдается. Так, французское дворянство постепенно утратило свои высокие личностные качества и в XVIII в. уступило свою власть буржуазии. Борьба за существование и естественный отбор, характерные для животного мира и первобытных гоминидов, не заметны в человеческом обществе даже на ранней стадии культуры. Применительно к обществу скорее следует говорить о борьбе за господство и первенство.

 

Оценивая вклад Гаэтано  Моска в развитие итальянской и мировой социологии, отметим, что с его именем, связано изменение парадигмы в политико-социальных исследованиях, т. е. переход от либеральных классических концепций к концепциям элит. Он показал иллюзорность надежд либералов и социал-демократии на проведение в жизнь либеральных и демократических принципов и идеалов, продемонстрировал реальную работу парламентарной системы и увидел опасность перерождения парламентарной демократии в олигархию.

Идеи Моски,  изложенные в его главном сочинении «Элементы политической науки» (1896, перераб. изд., 1939), оказали заметное влияние на формирование и развитие теории политического элитизма в англосаксонских странах, особенно в США.

 

 

Политические взгляды  Вильфредо Парето

 

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г.  в Париже в семье итальянского маркиза, женатого на француженке. Окончил Туринский

политехнический университет.  В 1869 г.  защитил диссертацию  «Ос-

новные принципы равновесия твердых тел».  В 1874-1892 гг.  служил

инженером на железных дорогах,  а затем главным управляющим  ме-

таллургических заводов Италии. Неравнодушный к политике,  он пы-

тался стать, но безуспешно, депутатом парламента. Парето остро кри-

тиковал протекционистскую и милитаристскую политику итальянско-

го правительства и коррумпированность чиновников.

В 1890 г.,  получив  значительное наследство,  Парето оставил службу и обратился к любимым занятиям. Его интересы были весьма

разносторонними: от древней истории, философии, социологии до ма-

тематики и экономики. В 1893 г. Парето переехал в Швейцарию,  где

занял место профессора политической экономии Лозаннского универ-

ситета. Научное мировоззрение Парето сформировалось под влиянием идей И. Бентама, Дж. Милля, Г. Спенсера, О. Конта, Ф. Ницше, швейцарского экономиста Л. Вальраса. В начале 1900-х годов во взглядах Парето произошел перелом,  связанный с крушением прежних либеральных представлений.  Идейная эволюция Парето происходила не без влияния концепций теоретика французского анархо-синдикализма Ж. Сореля и Г. Моски.  Обновленные общественно-политические взгляды Парето нашли отражение в книге  «Социалистические системы» (1902). Сердечное заболевание вынудило Парето в 1906 г. выйти в отставку. В 1912 г. он закончил работу над главным трудом – «Трактатом по общей социологии». Пришедший в Италии к власти Муссолини назначил в 1923 г. Парето сенатором. В конце 1922 г. Парето выступил за то, чтобы правительство Муссолини было представлено в Лиге Наций.  Но он не был ярым приверженцем фашистской доктрины.  Его политические симпатии были на стороне режима одновременно авторитарного и умеренного. Вильфредо Парето умер в своем имении Селиньи на берегу Женевского озера 20 августа 1923 г.

 

Социология человеческих поступков

В  «Трактате  по общей социологии» Парето считал отличительной чертой современных  ему демократических государств связь между политическим классом,  или элитой и руководящими кадрами промышленности. Исходным пунктом социально-политической теории Парето была концепция нелогического поведения людей.  По его на-

блюдениям,  рациональные экономические теории,  подкрепленные математическими доказательствами,  далеко не всегда подтверждаются на практике. Следовательно, заключал он, в обще-

ственной жизни есть нечто, не сводимое к разуму. Предрассудки и верования людей рассматривались Парето в качестве основных движущих мотивов человеческих поступков,  в том числе действий политиков. Он сгруппировал эти мотивы в две символические категории, заимствовав для их обозначения метафоры Макиавелли – «лисица» и  «лев». В трактате  «Государь» итальянский гуманист советовал правителям уподобиться двум зверям: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Если  «лисицы», писал Парето, делают ставку на хитрость и маневрирование,  то  «львы» предпочитают идти напролом.  Если  «лисиц»  сковывает все разъедающий скепсис, то  «львы» преисполнены веры и решимости – качеств, необходимых для спасения существующих порядков. Теория смены элит Из инстинктивных начал человеческого поведения Парето выстраивает свою теорию смены элит. У него есть два определения элиты: широкое, охватывающее всю общественную элиту, и узкое, касающееся правящей элиты. Согласно широкому толкованию элиты,  к ней относятся те лица,  кто преуспел в своей области деятельности и занял высшую ступеньку профессиональной иерархии. «Мы выделим тех, – указывал Парето, – кто прямо или косвенно играет заметную роль в правительстве: они составляют правящую элиту. Остальные образуют неправящую элиту…Таким образом,  мы располагаем двумя слоями населения:

1. Нижний слой, класс, не  причастный к элите

2. Высший

                                                               

Именно Парето ввел в политическую науку термин «элита». слой,  элита,  делящаяся надвое: 

а)  правящая элита;

б)  неправящая элита».

Суть теории циркуляции правящей элиты сводится у Парето к следующему.  Когда власть принадлежит политикам с выраженными качествами  «лисицы»,  их действия диктуются текущими задачами.  Со временем,  однако,  управляющие ими инстинкты притупляются, что ведет к социальной нестабильности. Лидеры, наделенные качествами  «львов», вступают в борьбу за власть,  и свергают плутократию  «лисиц».  Циркуляция внутри элиты общества дополняется еще одним течением.  Наиболее одаренные представители низов  «поднимаются вверх»,  пополняя ряды правящей элиты,  члены которой,  в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы.

Итак, для Парето, борьба и смена элит – ось исторического развития. Новые группировки элиты предпочтительнее старых, так как они более энергичные и сильные. Если правящая элита своевременно не обновляется путем кооптации новых членов, то происходит социальная революция.  Ее действительный смысл Парето усматривал в обновлении персонального состава правящей элиты.

В западной политологии была воспринята теория элит Парето,  равно  как и его концепция идеологий.  В идеологиях он видел теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политическая мысль XX в. характеризуется  большим диапазоном правлений, научных  школ и политических позиций, которые  в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что  такое политика, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные  через категории «роли», «взаимодействия», «политического поведения» и др. вопросы  государства и права предстают  не как особые метафизические сущности, отчужденные от человека, развивающиеся  по своим особым законам, а как  условие и одновременно результат  человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой  гуманистический смысл. Пока человек  будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие. Большая часть политических мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. В этом отношении современная политическая наука остается лишь особым подходом в истории развития политических идей.

Вся история развития политической мысли являет собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и политической жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней, а оценка не черно-белой. История политической и правовой мысли свидетельствует о попытке  человека увидеть мир во всей его  сложности.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. В.П. Култыгин, Ранняя немецкая классическая социология // М. 1991
  2. All-politologija.ru
  3. Г. Моска, Социологические исследования #10, М.1994
  4. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М, 1993

 


Информация о работе Западные политические концепции. (Вебер, Моска, Парето)