Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:41, реферат
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и
Содержание 1
Введение 2
Политические учения Макса Вебера 3-8
Политические концепции Гаэтано Моска 8-10
5) Политические взгляды Вильфредо Парето 10-13
6) Заключение 14
7) Список использованной литературы 15
им типологии политических режимов, предложил в качестве средства модернизации парламентской демократии концепцию плебисцитарной демократии. Политическая социология Вебера оказала существенное влияние на западную социологическую и политическую мысль XX в.
Политические концепции Гаэтано Моска
Итальянский политолог Гаэтано Моска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо. Окончил юридический факультет местного университета, где и преподавал. Занимал также профессорскую должность в Турин-
ском и Римском университетах. В 1887-1899, 1908-1919 гг. избирался
депутатом итальянского парламента, с 1919 г. – сенатор. В 1925 г. вы-
ступил в Сенате с речью против фашизации политического строя Ита-
лии. Гаэтано Моска скончался в Риме 8 ноября 1941 г.
Концепция «политического класса»
Моска расценивал идею народовластия как утопию, не совместимую с законами общества и противную алчной и эгоистичной природе человека. Он считал, что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. Он с предубеждением относился к требованию всеобщего избирательного права. Народные выборы, утверждал он, обычно не являются выражением воли большинства. По отношению к власти, утверждал Моска, любое общество делится на два класса: управляющий, «политический», и управляемый. «Политический класс» берет на себя государственные функции и пользуется определенными привилегиями. Однако привилегии правящей элиты в буржуазном обществе не носят сословного характера. «Политический класс» властвует благодаря обладанию рядом качеств, которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство, личные достоинства, владение искусством управления), а также вследствие его организованности. Фактическое господство «политического класса» осуществляется посредством достаточно сложной системы, соединяющей в себе «профессиональные бюрократические элементы» с институтами конституционализма и политического представительства. С ее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления «политического класса», поддерживается его компетентность, способность вести за собой управляемое большинство, вовремя проводя необходимые реформы, гарантировать законность и порядок. «Политический класс» оправдывает свое господство, используя «политическую формулу», под которой Моска имеет в виду идеологические мифы о народном представительстве, суверенитете, эгалитаризме и т. п. Все это инструменты, с помощью которых «политический класс» стремится «придать своей власти моральную, а также юридическую санкцию, представив ее как неизбежное следствие из учений и верований, общепри-знанных и общепринятых в руководимом им обществе». Понятие «политический класс», как отмечали критики Моски, весьма неопределенное: не ясны критерии его выделения, генезис, состав. Со временем, пытаясь дополнить свою концепцию, итальянский политолог стал говорить о более многочисленном «правящем классе». В него входит и верхушка общества, складывающаяся в экономической, военной, интеллектуальной сферах, в церковной иерархии и т. д. Моска доказывал, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность в обществе. Всякая элита имеет тенденцию (если не де-юре, то де-факто) к превращению в замкнутую группу, что ведет к ее вырождению. Предотвратить это мо-
жет свобода критики, которая вынуждает «политический класс» в необходимой степени обновляться. В обществе имеются силы, готовые заменить старое правящее меньшинство более способными членами из состава «управляемого большинства». Способы закрепления и обновления «политического класса» – наследование, выборы, кооптация. Моска допускал три варианта динамики «политического класса»:
а)«увековечение» (крайне медленное обновление элиты), б)«увековечение» с обновлением (оптимальный, по мнению Моски, вариант «смешанного режима»)
в) «чистое» обновление (радикальная смена политической элиты во время революций).
Сочетание этих вариантов
с двумя формами государственного правления
– автократической (власть передается
сверху – вниз) и либеральной
(власть передается снизу – вверх) – дает
четыре возможных типа политических режимов:
аристократическо-
Обращаясь к расовым теориям, Моска замечал, что в его социальные науки. По его мнению, учения, в которых время произошла настоящая экспансия этих теорий в общественный прогресс и политическая организация народов зависят от расовых признаков, обязаны своим рождением учению Дарвина и таким наукам, как сравнительная лингвистика и антропология. Моска отверг точку зрения о врожденном превосходстве представителей какой-либо расы. Чтобы показать ненаучность идей социал-дарвинистов об изначальной этнобиологической неоднородности общества как важнейшей причине социальной дифференциации, Моска обратился к примерам смены поколений дворянской аристократии. Если бы закономерности биологической эволюции действовали и в обществе, то они приводили бы к накоплению положительных качеств и к улучшению «породы властителей», чего не наблюдается. Так, французское дворянство постепенно утратило свои высокие личностные качества и в XVIII в. уступило свою власть буржуазии. Борьба за существование и естественный отбор, характерные для животного мира и первобытных гоминидов, не заметны в человеческом обществе даже на ранней стадии культуры. Применительно к обществу скорее следует говорить о борьбе за господство и первенство.
Оценивая вклад Гаэтано Моска в развитие итальянской и мировой социологии, отметим, что с его именем, связано изменение парадигмы в политико-социальных исследованиях, т. е. переход от либеральных классических концепций к концепциям элит. Он показал иллюзорность надежд либералов и социал-демократии на проведение в жизнь либеральных и демократических принципов и идеалов, продемонстрировал реальную работу парламентарной системы и увидел опасность перерождения парламентарной демократии в олигархию.
Идеи Моски, изложенные в его главном сочинении «Элементы политической науки» (1896, перераб. изд., 1939), оказали заметное влияние на формирование и развитие теории политического элитизма в англосаксонских странах, особенно в США.
Политические взгляды Вильфредо Парето
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, женатого на француженке. Окончил Туринский
политехнический университет. В 1869 г. защитил диссертацию «Ос-
новные принципы равновесия твердых тел». В 1874-1892 гг. служил
инженером на железных дорогах, а затем главным управляющим ме-
таллургических заводов Италии. Неравнодушный к политике, он пы-
тался стать, но безуспешно, депутатом парламента. Парето остро кри-
тиковал протекционистскую и милитаристскую политику итальянско-
го правительства и коррумпированность чиновников.
В 1890 г., получив значительное наследство, Парето оставил службу и обратился к любимым занятиям. Его интересы были весьма
разносторонними: от древней истории, философии, социологии до ма-
тематики и экономики. В 1893 г. Парето переехал в Швейцарию, где
занял место профессора политической экономии Лозаннского универ-
ситета. Научное мировоззрение Парето сформировалось под влиянием идей И. Бентама, Дж. Милля, Г. Спенсера, О. Конта, Ф. Ницше, швейцарского экономиста Л. Вальраса. В начале 1900-х годов во взглядах Парето произошел перелом, связанный с крушением прежних либеральных представлений. Идейная эволюция Парето происходила не без влияния концепций теоретика французского анархо-синдикализма Ж. Сореля и Г. Моски. Обновленные общественно-политические взгляды Парето нашли отражение в книге «Социалистические системы» (1902). Сердечное заболевание вынудило Парето в 1906 г. выйти в отставку. В 1912 г. он закончил работу над главным трудом – «Трактатом по общей социологии». Пришедший в Италии к власти Муссолини назначил в 1923 г. Парето сенатором. В конце 1922 г. Парето выступил за то, чтобы правительство Муссолини было представлено в Лиге Наций. Но он не был ярым приверженцем фашистской доктрины. Его политические симпатии были на стороне режима одновременно авторитарного и умеренного. Вильфредо Парето умер в своем имении Селиньи на берегу Женевского озера 20 августа 1923 г.
Социология человеческих поступков
В «Трактате по общей социологии» Парето считал отличительной чертой современных ему демократических государств связь между политическим классом, или элитой и руководящими кадрами промышленности. Исходным пунктом социально-политической теории Парето была концепция нелогического поведения людей. По его на-
блюдениям, рациональные экономические теории, подкрепленные математическими доказательствами, далеко не всегда подтверждаются на практике. Следовательно, заключал он, в обще-
ственной жизни есть нечто, не сводимое к разуму. Предрассудки и верования людей рассматривались Парето в качестве основных движущих мотивов человеческих поступков, в том числе действий политиков. Он сгруппировал эти мотивы в две символические категории, заимствовав для их обозначения метафоры Макиавелли – «лисица» и «лев». В трактате «Государь» итальянский гуманист советовал правителям уподобиться двум зверям: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Если «лисицы», писал Парето, делают ставку на хитрость и маневрирование, то «львы» предпочитают идти напролом. Если «лисиц» сковывает все разъедающий скепсис, то «львы» преисполнены веры и решимости – качеств, необходимых для спасения существующих порядков. Теория смены элит Из инстинктивных начал человеческого поведения Парето выстраивает свою теорию смены элит. У него есть два определения элиты: широкое, охватывающее всю общественную элиту, и узкое, касающееся правящей элиты. Согласно широкому толкованию элиты, к ней относятся те лица, кто преуспел в своей области деятельности и занял высшую ступеньку профессиональной иерархии. «Мы выделим тех, – указывал Парето, – кто прямо или косвенно играет заметную роль в правительстве: они составляют правящую элиту. Остальные образуют неправящую элиту…Таким образом, мы располагаем двумя слоями населения:
1. Нижний слой, класс, не причастный к элите
2. Высший
Именно Парето ввел в политическую науку термин «элита». слой, элита, делящаяся надвое:
а) правящая элита;
б) неправящая элита».
Суть теории циркуляции правящей элиты сводится у Парето к следующему. Когда власть принадлежит политикам с выраженными качествами «лисицы», их действия диктуются текущими задачами. Со временем, однако, управляющие ими инстинкты притупляются, что ведет к социальной нестабильности. Лидеры, наделенные качествами «львов», вступают в борьбу за власть, и свергают плутократию «лисиц». Циркуляция внутри элиты общества дополняется еще одним течением. Наиболее одаренные представители низов «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы.
Итак, для Парето, борьба и смена элит – ось исторического развития. Новые группировки элиты предпочтительнее старых, так как они более энергичные и сильные. Если правящая элита своевременно не обновляется путем кооптации новых членов, то происходит социальная революция. Ее действительный смысл Парето усматривал в обновлении персонального состава правящей элиты.
В западной политологии была
воспринята теория элит Парето, равно
как и его концепция идеологий.
Заключение
Политическая мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные через категории «роли», «взаимодействия», «политического поведения» и др. вопросы государства и права предстают не как особые метафизические сущности, отчужденные от человека, развивающиеся по своим особым законам, а как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие. Большая часть политических мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. В этом отношении современная политическая наука остается лишь особым подходом в истории развития политических идей.
Вся история развития политической
мысли являет собой поиск рациональных
ответов на вызовы времени. Ее изучение
помогает современному человеку избегать
догматизма и крайностей в оценке
мира политики. Если явления общественной
и политической жизни сложны, то
и попытка их осмысления должна быть
разносторонней, а оценка не черно-белой.
История политической и правовой
мысли свидетельствует о
Список использованной литературы
Информация о работе Западные политические концепции. (Вебер, Моска, Парето)