Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:41, реферат
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и
Содержание 1
Введение 2
Политические учения Макса Вебера 3-8
Политические концепции Гаэтано Моска 8-10
5) Политические взгляды Вильфредо Парето 10-13
6) Заключение 14
7) Список использованной литературы 15
Содержание
5) Политические взгляды Вильфредо Парето 10-13
6) Заключение
7) Список
использованной литературы
Введение
Политология как
самостоятельная область
использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.
Другой посылкой развития политологии стало то, что в начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения
социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какое влияние они оказали на последующие развитие политологической науки и рассказывает моя работа. В частности, в своей работе я хочу показать какие теории и взгляды имели одни из наиболее выдающихся деятелей того времени – М. Вебер, В. Парето, Г. Моска
Политические учения Макса Вебера
В духовно-интеллектуальной жизни Германии начала XX в. с новаторскими подходами к исследованию политических процессов выступил М. Вебер.
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 г. в Эрфурте в семье юриста.
В Гейдельбергском, Берлинском, Геттингенском университетах он
изучал юриспруденцию, политическую экономию, экономическую
историю. Уже в студенческие годы Вебер прослыл человеком независимых убеждений и строгих идеалов. По своей политической ориентации он был либералом с национально-патриотической окраской. В1889 г. защитил в Берлине диссертацию на тему «К истории торговых обществ в средние века». Преподавал во Фрайбургском (1893-1896),Гейдельбергском (1896-1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. В 1904 г. Вебер был приглашен в Сент-Луис (США) для участия в конгрессе социальных наук и чтения лекций. С 1904 г. он вместе с В. Зомбартом и Э. Яффе становится редактором немецкого социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики», в котором выходят его наиболее важные сочинения: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия», «Хозяйственная этика мировых религий». После окончании Первой мировой войны Вебер – эксперт германской делегации на Парижской мирной конференции, затем член комиссии по подготовке проекта Веймарской конституции. Макс Вебер скончался 14 июня 1920 г. в Мюнхене. Вебер осознавал необходимость модернизации политического строя Германии, отягощенного сословно абсолютистскими структурами. В своих научных исследованиях он пытался дать ответ на вопрос, каким образом возможно либерализовать политическую систему Германии по английскому образцу. Это позволило бы устранить засилье в политической жизни юнкерства и связанной с ним бюрократии, нейтрализовать растущее влияние социал-демократии и содействовать последовательному осуществлению «державной» мировой политики.
Типология легитимного господства
Магистральный путь модернизации политической системы, по Веберу, – это реформирование механизма легитимного господства. Он определяет государство как «отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (правомерное в глазах масс, фактически значимое) насилие». Вебер различает три типа легитимного господства сообразно трем характерным мотивам поведения людей.
Первый – «легальный» тип имеет в качестве мотива интерес
и в его основе лежит целерациональное действие. К такому типу
господства относятся политические режимы Великобритании,
Франции, США. В этих государствах верховенствует формаль-
но-правовое начало, управляемые и управляющие подчиняются
установленным законам.
Главная фигура легального типа государственного управления - бюрократ. Помимо юридического образования, считал Вебер, чиновник-бюрократ должен иметь специальное образование, что обеспечивает его компетентность. Бюрократов объединяет ряд общих признаков.
Они:
1) лично свободны и подчиняются только служебному долгу;
2) имеют устойчивую служебную иерархию и связаны единой дисциплиной и системой контроля;
3) имеют твердо определенный круг обязанностей;
4) назначаются и работают в силу контракта, получая вознаграждение в виде фиксированного денежного оклада;
5) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
6) предвидят свою карьеру, которая зависит от служебного стажа, профессиональных заслуг.
Вебер констатировал факт превращения современного ему чиновничества в слой высококвалифицированных работников умственного труда, вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой корпоративной честью. Без этих качеств возникла бы опасность чудовищной коррупции и падения технической эффективности государственного аппарата.
Второй тип легитимного господства, согласно классификации Вебера, – традиционный – имеет в качестве мотива нравы, привычку к определенному поведению. Традиционный тип господства основан на вере в священность, а потому и законность, издревне существующих порядков и власти. Аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от правителя чиновников (родственников, друзей, верных ему вассалов). Во всех случаях не служебная дисциплина и не деловая компетентность, а личная верность служит основанием для продвижения чиновника по иерархической лестнице. Поскольку верховенствует не закон, а произвольное решение правителя, постольку рационально обоснованная система вознаграждения за труд подменяется льготами и привилегиями чиновников. К традиционному типу легитимного господства Вебер относит феодальные государства Западной Европы, Византию.
Третий тип легитимного
господства представлен у Вебера
харизматическими режимами. Харизма
(греч. – божественный дар, благодать)
есть некая незаурядная способность,
выделяющая индивида среди остальных.
Она не столько приобретена им, сколько
дарована ему – природой, богом, судьбой.
К харизматическим качествам Вебер относит
пророческий дар, выдающуюся силу духа,
магическое воздействие слова. Харизмой
обладают герои, основатели мировых религий,
великие полководцы, пророки, гениальные
художники, крупные политики – Будда,
Иисус Христос, Магомет, Солон,
Александр Македонский, Цезарь, Наполеон.
Харизматические качества «подтверждаются»
чудесами, победами, благополучием
тех, кто подчиняется харизматическому
лидеру.
Харизматический тип основывается на субъективно-психологическом свойстве человека к подчинению господину.
Харизматическое господство опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Не случайно, замечает Вебер, для пророка характерен такой оборот: «Сказано…, а я говорю вам…». Источником повиновения харизматическому правителю является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенная преданность ему и вера в его харизму. Рациональная категория «компетентность», так же как и сословно-традиционное понятие «привилегия» в этом типе легитимного господства отсутствуют. Здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил: решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основании «откровения или личного примера, от случая к случаю». По существу, авторитет харизматика базируется на его силе – только не на грубой, физической (что, впрочем, отнюдь не исключено), а на силе его дара. Концепция плебисцитарной демократии Типология политических режимов понадобилась Веберу для осмысления противоречий между классической теорией либеральной демократии и ее реальной практикой. Вебер указывал, что
а) принцип равенства означает только отсутствие формальных различий между отдельными социальными группами в правах;
б) принцип выборности ведет к возрастанию элементов харизмы в политической жизни;
в) принцип свободы теряет свое практическое значение ввиду тотальной бюрократизации государственного правления.
Парламент, признаваемый классическим либерализмом единственным легитимным законодательным органом, терял в глазах масс легитимирующую силу. Поэтому он должен быть дополнен, считал Вебер, институтом наследственной монархии (ограниченной, разумеется, конституцией) либо плебисцитарно (всенародно) избираемого главы государства. В первом случае легитимность легального господства становится достаточной в массовом сознании посредством традиции, во втором – благодаря харизме лидера. Сам Вебер склонялся к варианту плебисцитарно избираемого президента. В качестве общенационального лидера должен выступать деятель,
избираемый не парламентом, а непосредственно всем народом и имеющий право обращаться к народу через голову парламента. Только плебисцит, по мнению Вебера, может придать политическому лидеру ту силу легитимности, которая позволит ему поставить государственно-бюрократическую машину на службу общенациональным ценностям. Центральное значение плебисцита для Вебера заключалось в том, что он порождал харизматическую власть. Система плебисцитарной демократии наделяла парламент контрольно-критическими функциями как по отношению к всенародно избранному главе государства, так и в отношении аппарата управления. Функционирование механизма плебисцитарной демократии в наиболее чистом виде Вебер обнаруживает в США, где он начал складываться в период президентства Эндрю Джексона (1829-1837). Опираясь на политическую практику Великобритании, Ве-
бер выводит универсальные критерии отбора лидеров:
а) воля;
б) магия демагогической речи,
в) работа будущего лидера в комитетах парламента, являющихся школой воспитания политиков.
В целом Веберу представлялось оптимальным наличие трех
взаимодополняющих институтов государственного управления:
1) бюрократического аппарата («машины») как рационального средства отправления власти;
2) общепризнанного главы государства;
3) парламента.
О политических партиях
Одним из мотивов, побудивших Вебера особо подчеркивать значение плебисцита, было стремление ответить на вопрос, как умерить всевозрастающее влияние на государственные дела аппарата политических партий. В политической теории немецкого социолога партия наряду с классом и статусом выступает фак-тором распределения власти. Он обстоятельно разбирает механизм функционирования партий и фигуру партийного чиновника. Партийных (как и государственных) функционеров Вебер делит на две категории: чиновников-специалистов и «политических» чиновников. Последние, или профессиональные политики, формируются в ходе закономерного, объективного разделения граждан с избирательным правом на политически активных и политически пассивных.
Современные формы партийной организации продиктованы, считал Вебер, необходимостью создания массового избирательного корпуса (электората) партий. Руководство этими партиями берут в свои руки политики «по основной профессии», действующие вне парламентов. На фоне широкой демократизации партийной жизни, отмечал Вебер, «фактически власть находится в руках тех, кто непрерывно ведет работу внутри партийного предприятия, или же тех, от кого его функционирование находится в финансовой либо личной зависимости, например, меценатов или руководителей могущественных клубов политических претендентов» (Таммани-холл в Демократической партии США и т. п.). Лидером партии становится лишь тот, кому подчиняется аппарат. Вождь партии, в случае победы на парламентских или президентских выборах, занимает высший госу-
дарственный пост. В итоге, по мнению Вебера, механизм плебисцитарной демократии включает в себя в качестве необходимого звена работу партийного аппарата, который продвигает
вождей на высшие государственные должности. Однако такое новое «сито», как партийный аппарат, не стало гарантом профессионализма и компетентности в государственном управлении. Власть аппарата, по наблюдениям Вебера, превращает политические партии в беспринципные, карьеристские организации, открывающие возможность для продвижения «наверх» дилетантов. В этой связи Вебер подчеркивал необходимость создания материальных и иных условий для занятия государственных должностей университетски образованными функционерами. Впрочем, в полной мере решить эту проблему немецкому ученому, по его справедливому признанию, не удалось. Таким образом, Макс Вебер, отталкиваясь от разработанной
Информация о работе Западные политические концепции. (Вебер, Моска, Парето)